РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 сентября 2011 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Тимошечкина Д.А., при секретаре Барабановой И.С., с участием представителя заявителя – Мишиной И.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя командира войсковой части 6622 майора юстиции Линда В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя жилищной комиссии названной воинской части – старшего лейтенанта Савельева С.В., действующего на основании выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 6622 от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению представителя военнослужащего войсковой части 6622 старшего прапорщика Андреевой «Данные изъяты» – Рогова «Данные изъяты» об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 6622 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №, в части не признания за Андреевой права на получение жилого помещения на состав семьи три человека, исключения сына и дочери Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения, а также действий командира войсковой части 6622, утвердившего оспариваемое решение в соответствующей его части,
УСТАНОВИЛ:
Андреева проходит военную службу по контракту в войсковой части 6622 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ДД.ММ.ГГГГ достигла предельного возраста пребывания на военной службе, нуждается в получении жилого помещения по установленным нормам для постоянного проживания и зарегистрирована совместно с сыном Андреевым А.С., 1987 г.р. и дочерью Андреевой Т.С., 1988 г.р. по адресу <адрес> (войсковая часть 6622).
ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии войсковой части 6622 в отношении Андреевой было принято решение, оформленное протоколом №, утвержденным командиром названной воинской части, об утрате ею права на получение жилого помещения исходя из состава семьи три человека. В качестве основания принятого комиссией решения указано на непредставление Андреевой справок, подтверждающих факт обучения её совершеннолетних сына и дочери в образовательном учреждении по очной форме обучения, что, по мнению указанного коллегиального органа, свидетельствует о необходимости исключения детей Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения.
Адвокат Рогов В.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № обратился в интересах Андреевой О.Ю. в военный суд с заявлением, в котором указал, что законных оснований у жилищной комиссии войсковой части 6622 для принятия ДД.ММ.ГГГГ в отношении её доверителя решения о не признании за Андреевой права на получение жилого помещения на состав семьи три человека, а также в части исключения сына и дочери Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения, не имелось.
Уточнив заявленные требования в ходе проведения судебного разбирательства, представитель заявителя Мишина И.Н., также действующая на основании указанной выше доверенности, просила суд:
- признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части 6622 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом №, в части не признания за Андреевой права на получение жилого помещения на состав семьи три человека, исключения сына и дочери Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения, а также действия командира войсковой части 6622, утвердившего оспариваемое решение в соответствующей его части, а решение жилищной комиссии в данной части - недействующим с момента его принятия;
- обязать жилищную комиссию войсковой части 6622 отменить принятое решение, в части не признания за Андреевой права на получение жилого помещения на состав семьи три человека, исключения сына и дочери Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения.
В судебном заседании Мишина поддержала заявленные требования и пояснила, что достижение сыном и дочерью Андреевой совершеннолетнего возраста и отсутствие в жилищной комиссии войсковой части 6622 справок об их обучении в образовательном учреждении по очной форме, не может быть основанием для вывода о том, что они не является членами семьи Андреевой. Андреевы «Данные изъяты» и «Данные изъяты» совместно с матерью зарегистрированы по адресу воинской части и проживают в изолированном жилом помещении на условиях найма, что также установлено комиссией войсковой части 6622 в марте 2011 года, проверявшей факт проживания и их жилищные условия.
Также Мишина обратила внимание суда, что при вынесении оспариваемого решения, жилищная комиссия войсковой части 6622 и командир названной воинской части при его утверждении, руководствовались требованиями п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, относятся: несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Однако, предусмотренные указанной статьёй Закона жилищные льготы, распространяются на указанных в ней членов семей военнослужащих, если иное не предусмотрено данным Законом и другими федеральными законами, а согласно статьи 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма отнесены проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Представитель командира войсковой части 6622 майор юстиции Линда В.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, и указал, что в соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Сын и дочь Андреевой достигли 18-летнего возраста, справок с места учёбы представлено не было, а потому законных оснований считать их членами её семьи, у командира не имелось, в связи с чем, им было утверждено оспариваемое решение.
Представитель жилищной комиссии войсковой части 6622 старший лейтенант Савельев С.В. в судебном заседании заявленные требования также не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что Андреева состояла в списках очередников на получение жилого помещения составом семьи три человека, однако, в связи с достижением её детьми 18-летнего возраста и не представлением ею соответствующих справок, у Андреевой было утрачено право нахождения в названных списках составом семьи три человека, в связи с чем, жилищной комиссией воинской части ДД.ММ.ГГГГ было принято оспариваемое решение.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства, военный суд находит рассматриваемое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ.
Как установлено п. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные в законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Законом и другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства РФ.
Кроме того, согласно п. 22 вышеуказанного Постановления, при решении вопроса о том, кого необходимо относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ.
Факт признания старшего прапорщика Андреевой О.Ю. нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания и нахождения её до ДД.ММ.ГГГГ на соответствующем учёте и списках очередников составом семьи три человека, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 6622 от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об утрате Андреевой права на получение жилого помещения исходя из состава семьи три человека. В качестве основания принятого комиссией решения указано на непредставление Андреевой справки, подтверждающей факт обучения её сына Андреева А.С. и дочери Андреевой Т.С. в образовательном учреждении по очной форме.
Как усматривается из справки начальника штаба войсковой части 6622 от ДД.ММ.ГГГГ №, Андреев «Данные изъяты» Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Андреева «Данные изъяты» Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно сведений из личного дела старшего прапорщика Андреевой О.Ю., являются соответственно её сыном и дочерью.
Указанное обстоятельство подтверждается также исследованными в судебном заседании копиями повторных свидетельств от ДД.ММ.ГГГГ ДИЗ I-ЕЖ № о рождении ДД.ММ.ГГГГ Андреева «Данные изъяты»а Сергеевича, а также ДИЗ I-ЕЖ № о рождении ДД.ММ.ГГГГ Андреевой Татьяны Сергеевны.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной врио командира войсковой части 6622 по тылу, Андреева О.Ю. и её сын «Данные изъяты» и дочь «Данные изъяты», соответственно с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: «Данные изъяты».
Факт совместного проживания Андреевой О.Ю., её сына «Данные изъяты»а, а также дочери Татьяны в <адрес> подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом проверки жилищных условий, проведённой ДД.ММ.ГГГГ комиссией войсковой части 6622.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сын Андреевой – Андреев А.С., а также её дочь – Андреева Т.С., проживают совместно с ней и ведут общее хозяйство, и принимая во внимание, что сведений об обеспеченности указанных граждан жилым помещением по установленным нормам и иных обстоятельств, исключающих возможность их нахождения в соответствующих списках очередников в качестве членов семьи военнослужащего, в ходе судебного заседания установлено не было, то суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для принятия жилищной комиссией войсковой части 6622 ДД.ММ.ГГГГ оспариваемого решения в отношении Андреевой, в связи с чем, полагает необходимым заявленные требования удовлетворить, признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части 6622 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом №, в части не признания за Андреевой права на получение жилого помещения на состав семьи три человека, исключения сына и дочери Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения, а также действия командира войсковой части 6622, утвердившего оспариваемое решение в соответствующей его части, а решение жилищной комиссии в данной части – также признать недействующим с момента его принятия.
Кроме того, в целях устранения в полном объеме допущенного в отношении Андреевой нарушения её прав, суд считает необходимым обязать жилищную комиссию войсковой части 6622 отменить принятое решение, оформленное протоколом №, в части не признания за Андреевой права на получение жилого помещения для постоянного проживания на состав семьи три человека и исключения сына и дочери Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения.
Указание в протоколе № жилищной комиссии войсковой части 6622 информации о максимальном размере общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено Андреевой в том или ином случае, по мнению суда, является излишним, поскольку вопрос о размере жилого помещения надлежит разрешать при распределении военнослужащему такого помещения, исходя из норм предоставления площади жилого помещения, установленных на дату его распределения.
Довод представителя жилищной комиссии войсковой части 6622 и представителя командира названной воинской части, о возможности разрешения вопросов обеспечения военнослужащих жилыми помещениями лишь в рамках требований Федерального закона «О статусе военнослужащих», по мнению суда, является несостоятельным, поскольку статьёй 15 упомянутого Закона предусмотрено, предоставление военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к числу которых также относится и Жилищный кодекс РФ, являющийся нормативным актом прямого действия.
Что же касается утверждения в судебном заседании представителя командира войсковой части 6622, а также представителя жилищной комиссии названной воинской части о невозможности нахождения Андреевой в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку её сын и дочь не относятся к перечисленным в п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, то данное утверждение, по мнению суда, является ошибочным, поскольку критерии, установленные в названной норме Закона для данной категории граждан не являются исчерпывающими, о чём прямо указано в этом же пункте статьи.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
Заявление представителя военнослужащего войсковой части 6622 старшего прапорщика Андреевой «Данные изъяты» – Рогова «Данные изъяты», удовлетворить.
Решение жилищной комиссии войсковой части 6622 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом №, в части не признания за Андреевой права на получение жилого помещения на состав семьи три человека, исключения сына и дочери Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения, а также действия командира войсковой части 6622, утвердившего оспариваемое решение в соответствующей его части, признать незаконными, а решение жилищной комиссии в данной части – также признать недействующим с момента его принятия.
Обязать жилищную комиссию войсковой части 6622 отменить принятое решение, оформленное протоколом №, в части не признания за Андреевой права на получение жилого помещения на состав семьи три человека и исключения сына и дочери Андреевой из числа членов её семьи, нуждающихся в получении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.