дело № 2-2/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Суксун 19 января 2015 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
с участием представителя истца – зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя ответчика - администрации Суксунского муниципального района - действующего по доверенности Мелентьева А.Б.,
представителя третьего лица ГИБДД МО МВД России «Суксунский» Ширяева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Суксунского муниципального района о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в не обустройстве тротуарами или пешеходными дорожками улиц с твердым покрытием, возложении на ответчика обязанности обустроить тротуарами или пешеходными дорожками улицы с твердым покрытием, проходящие через населенные пункты в соответствии с требованиями пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Суксунского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – населения Суксунского городского поселения с иском к администрации Суксунского муниципального района Пермского края, после уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, о:
признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не обустройстве тротуарами или пешеходными дорожками следующих улиц в п. Суксун: Советская, за исключением участка от дома № 2 до дома № 38; Южная от дома № 2 до дома №29; Кирова от дома № 5 до дома № 41, от дома № 52 до дома № 156; Калинина от дома № 1 до дома №17, от дома № 61 до дома № 105,
возложении на ответчика обязанности в срок до 01 октября 2015 года обустроить тротуарами или пешеходными дорожками улицы п. Суксун: Советская, за исключением участка от дома № 2 до дома № 38; Южная от дома № 2 до дома №29; Кирова от дома № 5 до дома № 41, от дома № 52 до дома № 156; Калинина от дома № 1 до дома №17, от дома № 61 до дома № 105, в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования Российской Федерации от 23.10.2007 № 270-ст, согласно которому тротуары или пешеходные дорожки устраиваются на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
В обоснование требований указал следующее. Согласно распоряжению Комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района от 29.12.2006 № 607 «О передаче муниципального имущества в собственность муниципального образования «Суксунского городского поселения» в собственность ответчика были переданы автомобильные дороги, проходящие по улицам, указанным выше.
Согласно реестру муниципального имущества муниципального образования «Суксунское городское поселение» автомобильные дороги, проходящие по улицам Советская, Южная, Кирова, Калинина, Строителей п. Суксун являются собственностью муниципального образования «Суксунское городское поселение». Согласно ст. 40 Устава МО «Суксунское городское поселение» в редакции решения Думы Суксунского городского поселения от 11.07.2013 № 275 исполнение полномочий администрации Суксунского городского поселения возлагается на администрацию Суксунского муниципального района.
В соответствии с п. 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу положений ст.ст. 13, 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.9 ч.1 ст. 41 Устава МО «Суксунское городское поселение» полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложены на ответчика. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Согласно указанной норме ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования Российской Федерации от 23.10.2007 № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраиваются на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел.\сут.
Согласно информации отделения ГИБДД МО МВД России «Суксунский» 27 октября 2014 года в ходе обследования улично-дорожной сети на территории Суксунского муниципального района выявлены недостатки в виде отсутствия тротуаров или пешеходных дорожек на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. В результате чего возникает угроза безопасности дорожного движения, что может привести к дорожно-транспортным происшествиям с тяжкими последствиями.
В ходе обследования улично-дорожной сети в п. Суксун было установлено, что в нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные тротуары или пешеходные дорожки с твердым покрытием отсутствуют на дорогах с твердым покрытием по вышеуказанным улицам поселка Суксун.
Таким образом, Администрация Суксунского муниципального района не обеспечивает деятельность по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, создавая тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья граждан и имущества населения поселка Суксун.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивает по вышеизложенным доводам.
Представитель ответчика с иском не согласен, пояснил в судебном заседании, что дороги с твердым покрытием в Суксунское городское поселение не передавались. Понятие дорог с твердым покрытием указано в Правилах дорожного движения. Спорные участки дорог на улицах, за исключением ул. Советская, не подпадают под понятие «улица, проходящая через населенный пункт». Также отсутствуют доказательства, что тротуары на указанных улицах сделать технически возможно.
Представитель третьего лица ГИБДД МО МВД России «Суксунский» Ширяев С.А. полагает, что иск подлежит удовлетворению, пояснил, что нарушения в содержании дорог с твердым покрытием в поселке Суксун, выявленные при проведении комплексных проверок 05.05.2014, не устранены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В целях организации местного самоуправления на территории Пермской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Закон Пермской области от 10.11.2004 № 1719-349 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Суксунского района Пермского края». Частью 1 статьи 2 указанного Закона Пермской области были утверждены границы и наделены статусом городского поселения муниципального образования, который вошел в состав Суксунского муниципального района, Суксунское городское поселение с административным центром в рабочем поселке Суксун.
В целях обеспечения деятельности вновь образованных муниципальных образований на территории Пермского края в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Закон Пермского края от 28.08.2006 № 15-КЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2007 году». Из части 2 статьи 1 указанного Закона Пермского края следует, что в целях обеспечения решения вопросов местного значения осуществляется разграничение объектов муниципальной собственности на основании законов Пермского края о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями, которыми утверждаются перечни передаваемого имущества. Частью 1 статьи 2 данного Закона Пермского края также установлено, что в целях обеспечения решения вопросов местного значения органы местного самоуправления формируют согласованные предложения по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальными районами в виде сводного перечня объектов муниципальной собственности муниципальных образований, передаваемых в муниципальную собственность вновь образованных поселений.
В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Законом Пермского края от 11.12.2006 № 3330-768 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Суксунского муниципального района» были утверждены перечни объектов муниципальной собственности Суксунского муниципального района, передаваемых в собственность Суксунского городского и Киселевского, Ключевского, Поедугинского, Тисовского сельских поселений, согласно приложениям 1-5 к настоящему Закону (статья 1).
Согласно приложению 1 в собственность Суксунского городского поселения были переданы автомобильные дороги с гравийным покрытием, находящиеся в п. Суксун, в частности, по улице Советская п. Суксун протяженностью 650 метров, по улице Южная п. Суксун протяженностью 700 метров, по улице Кирова п. Суксун протяженностью 2400 метров, по улице Калинина протяженностью 1800 метров.
Во исполнение указанных положений федерального и регионального законодательства распоряжениями Комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района от 29.12.2006 года №607 в собственность Суксунского городского поселения было передано муниципальное имущество, в том числе вышеуказанные автомобильные дороги с гравийным покрытием (л.д.41-46).
Статьей 2 Закона Пермского края от 11.12.2006 № 3330-768 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Суксунского муниципального района» установлено, что право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Суксунского муниципального района, на передаваемое имущество, указанное в статье 1 настоящего Закона (за исключением жилых помещений, переданных иным лицам на праве собственности до 1 января 2007 года), возникает с 1 января 2007 года. Городское и сельские поселения, в собственность которых передается имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Таким образом, из перечисленных выше правовых норм следует, что в собственность Суксунского городского поселения в 2006 году при разграничении объектов муниципальной собственности между данными поселениями и Суксунским муниципальным районом были переданы только те объекты муниципальной собственности, которые вошли в сводный перечень таких объектов, сформированный в результате согласования соответствующих предложений по передаче муниципального имущества, поступивший в Законодательное собрание Пермского края от органов местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований.
Как следует из Закона Пермского края от 11.12.2006 № 3330-768 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Суксунского муниципального района», в утвержденный данным нормативно-правовым актом перечень объектов муниципальной собственности Суксунского муниципального района, передаваемых в собственность Суксунского городского поселения, вошли находящиеся в п. Суксун данного поселения автомобильные дороги только с гравийным покрытием.
Представителем ответчика суду представлен реестр муниципального имущества казны Суксунского городского поселения Суксунского муниципального района, согласно которому в собственности поселения находятся автомобильные дороги только с гравийным покрытием, в частности: улица Советская п. Суксун протяженностью 650 метров, улица Южная п. Суксун протяженностью 700 метров, улица Кирова п. Суксун протяженностью 2400 метров, улице Калинина протяженностью 1800 метров (л.д. 41-46).
Истец просит возложить на ответчика обязанность обустроить тротуарами или пешеходными дорожками улицы п. Суксун: Советская, за исключением участка от дома № 2 до дома № 38, Южная от дома №2 до дома №29, Кирова от дома № 5 до дома № 41, от дома № 52 до дома № 156, Калинина от дома № 1 до дома № 17, от дома № 61 до дома № 105 в соответствии с требованиями пункта 4.5.1.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования Российской Федерации от 23.10.2007 № 270-ст. Данное требование обуславливает тем, что эти автомобильные дороги имеют твердое покрытие, а согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, устраиваются тротуары или пешеходные дорожки.
Как следует из пояснений представителя ответчика и не оспаривается иными участвующими в деле лицами, все указанные прокурором в иске участки автомобильных дорог имеют твердое, асфальтобетонное покрытие. Согласно представленных документов в собственность Суксунского городского поселения передавались дороги только с гравийным покрытием. Какие – либо изменения соответствующими документами не вносились.
Имеющимися в деле материалами, как указано выше, подтверждается факт передачи из собственности Суксунского муниципального района в собственность Суксунского городского поселения автомобильных дорог с гравийным покрытием: по улице Советская п. Суксун протяженностью 650 метров, по улице Южная п. Суксун протяженностью 700 метров, по улице Кирова п. Суксун протяженностью 2400 метров, по улице Калинина протяженностью 1800 метров. Однако совпадают ли данные участки автомобильных дорог по своему месторасположению с участками автомобильных дорог с твердым покрытием, указанными прокурором в иске, то есть являются ли они теми же объектами недвижимого имущества, но с иными характеристиками, а не иными объектами недвижимого имущества вообще, истцом не доказано. Сведений о том, что указанные прокурором в иске участки автомобильных дорог на момент их передачи в 2006 году из собственности Суксунского муниципального района в собственность Суксунского городского поселения имели не твердое покрытие, а гравийное, суду не представлено.
Ответчик не оспаривал, что часть переданных в собственность поселения дорог с гравийным покрытием в настоящее время усовершенствованы и является дорогами с твердым покрытием. Вместе с тем указал, что соответствующие изменения в части дорожного покрытия, в том числе спорных участков дорог, в техническую документацию, а также в реестр муниципального имущества не внесены.
В соответствии 4 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Как следует из пункта 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 150, такая оценка проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.
Таким образом, администрация поселения должна не менее одного раза в год проводить оценку технического состояния автомобильных дорог, в технической документации которой должны отражаться все ее изменения.
Кроме того, при разрешении вопроса обустройства дороги тротуарами должны быть учтены и другие требования к безопасности дорожного движения. Так, в силу пункта 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке-с одной стороны, в силу п. п.4.5.1.7 указанного ГОСТа ширина одной полосы тротуара должна быть не менее 0,7 м, ширина пешеходной дорожки не менее 1 м (л.д.69). При этом согласно технической характеристике, указанной в таблице 1 ГОСТА 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» в отношении дорог V категории, которые согласно указанным выше документам и передавались в собственность ответчика, ширина проезжей части дороги должна составлять 4,5 м и более (л.д.59).
Вместе с тем, однозначных и объективных доказательств, позволяющих судить о том, что на спорных участках дорог при обустройстве тротуарами спорных участков дорог будут соблюдены указанные выше требования национальных стандартов, в том числе относительно ширины проезжей части и возможности оборудования тротуаров с обеих сторон дороги установленной ГОСТом ширины, суду не представлено.
Соответствующих требований о возложении на ответчика обязанностей подготовить техническую документацию по оценке технического состояния дорог, истцом не заявлялось.
Представленные суду акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19.12.2014г., от 22.12.2014г., не являются таковыми доказательствами, поскольку ширина проезжей части и ширина обочины на всем протяжении спорных участков дорог не в них не указана, к тому же не указано каким средством измерения производились замеры указанных элементов дороги при составлении данных актов(л.д.85-87),.
Таким образом, каких-либо доказательств, содержащих оценку технического состояния указанных в заявлении прокурора автомобильных дорог в порядке, установленном положениями ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, суду не представлено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и принимая во внимание положения части 1 статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд считает недоказанным факт нахождения указанных прокурором в иске участков автомобильных дорог с твердым покрытием в собственности у ответчика и соответственно техническую необходимость и возможность обустройства тротуарами спорных участков дорог.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Поскольку право собственности ответчика на указанные прокурором в иске участки автомобильных дорог, расположенных на территории поселка Суксун, судом не установлено, технической документации о возможности обустройства тротуарами или пешеходными дорожками спорных участков дорог не представлено, оснований для возложения обязанности по содержанию данных объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, то есть обустройстве их тротуарами или пешеходными дорожками, на ответчика не имеется. Следовательно, иск прокурора Суксунского района к администрации Суксунского муниципального района удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Прокурору Суксунского района Пермского края в удовлетворении иска к администрации Суксунского муниципального района Пермского края о:
признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не обустройстве тротуарами или пешеходными дорожками следующих улиц в пос. Суксун: Советская за исключением участка от дома № 2 до дома № 38; Южная от дома № 2 до дома № 29; Кирова от дома № 5 до дома № 41, от дома № 52 до дома № 156; Калинина от дома № 1 до дома № 17, от дома № 61 до дома № 105;
возложении на ответчика обязанности в срок до 01 октября 2015 года обустроить тротуарами или пешеходными дорожками улицы пос. Суксун: Советская за исключением участка от дома № 2 до дома № 38; Южная от дома № 2 до дома № 29; Кирова от дома № 5 до дома № 41, от дома № 52 до дома № 156; Калинина от дома № 1 до дома № 17, от дома № 61 до дома № 105 в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования Российской Федерации от 23.10.2007 № 270-ст, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение
составлено 21 января 2015 года