Решение по делу № 2-401/2016 ~ М-355/2016 от 26.05.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2016 г.                                                                                                    с. Турунтаево

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Игошиной М.В., с участием истца Бальчиковой С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бальчиковой С.Ф. к ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконным предъявления задолженности за электроэнергию,

установил:

Обращаясь с иском в суд к ПАО «МРСК Сибири», Бальчикова С.Ф., проживающая в кв. многоквартирного дома <адрес>, просила признать незаконным предъявление задолженности за электроэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2742,57 руб. Указала, что ответчик требует с нее погашения указанной задолженности, направив ей уведомление. За потребленную в квартире электроэнергию она платит ежемесячно по счетчику, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ни в подъезде, ни в подвале света не было, подвалом жители подъезда не пользуются, она пользуется кладовой, которая находится на улице.

В судебном заседании истец Бальчикова С.Ф. доводы иска поддержала, исковые требования уточнила, просит признать незаконным предъявление требования о задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2422,75 руб. С уведомлением «МРСК Сибири» о наличии задолженности она не согласна, считает, что кто–то из жильцов несанкционированно использует электроэнергию, и она не должна оплачивать за недобросовестных потребителей. Она обращалась к ответчику, ей предложили самой искать должников, проверять их счетчики, но она не имеет право это делать. Договор на ОДН она не заключала, о порядках и условиях начисления ее не знакомили. В соответствии с п. 4 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых многоквартирных домах на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем и собственником жилого помещения. Управляющая компания ООО «<данные изъяты>» должна заключить с энергоснабжающей организацией договор на приобретение всех коммунальных ресурсов на основании п.п.2,3 ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и п.п.п.3,6, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг». Считает, что общедомовой прибор учета определяет технические потери и не может использоваться для определения платы за электроэнергию на ОДН. Она проживает в доме с ДД.ММ.ГГГГ., ремонт электрооборудования в доме не проводился.

Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» С.М.Л. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ПАО «МРСК Сибири».

В отзыве на исковое заявление и дополнениях к отзыву представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» С.М.Л. указала, что уведомление и финансово-лицевой счет не являются исполнительными документами, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, уведомление несет для потребителя информацию о наличии задолженности, а финансово-лицевой счет отражает расчет производимых начислений. Оспаривание указанных документов законом не предусмотрено, ответчик не совершает действий по взысканию задолженности за потребленную электроэнергию в судебном порядке, отсутствует нарушение либо угроза нарушения прав истца, которой выбран ненадлежащий способ защиты прав. На заявленное требование истца по оспариванию расчета платежа за электроэнергию положения закона о защите прав потребителя не распространяются, так как такие требования вытекают не из поставки электроэнергии и ее качества. Приходящийся на жилое помещение объем электрической энергии, предоставленный на расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета определяется по формуле № 12 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 г.. В многоквартирном доме <адрес> ДД.ММ.ГГГГ установлен общедомовой прибор учета типа «Меркурий 230» заводской , данный прибор учета трансформаторного включения, согласно паспорта трансформатора тока Т-0,66 УЗ коэффициент трансформации 150/5, то есть первичный ток уменьшается в 30 раз, поэтому разница показаний такого прибора учета должна умножаться на 30. На определение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, влияет не только режим потребления электроэнергии в местах общего пользования, но и иные факторы: наличие либо отсутствие индивидуальных приборов учета по всех помещениях многоквартирного дома; их исправность, техническое состояние внутридомовых инженерных сетей; одновременность снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета; незаконное подключение энергопринимающих устройств жителями многоквартирного дома к внутридомовой электрическое сети, минуя индивидуальный прибор учета. Пунктом 4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по проведению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, (далее по тексту также - Правила предоставления коммунальных услуг) установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с п. 13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.

Из представленных доказательств установлено, что Бальчикова С.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в многоквартирном доме <адрес>. Основанием для обращения истца в суд явилось получение от ПАО «МРСК Сибири» уведомления о задолженности истца за электроэнергию в размере 2742 руб. 57 коп. по финансовому лицевому счету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором также указано об обязанности истца оплатить ее, в противном случае задолженность будет взыскиваться в принудительном порядке через суд в соответствии с законодательством РФ. Из содержания финансового лицевого счета следует, что сумма задолженности в размере 2422 руб. 75 коп. была начислена ответчиком за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды. Не согласившись с предъявленной к оплате задолженностью и соответствующими действиями ПАО «МРСК Сибири», истец Бальчикова С.Ф. как потребитель электроэнергии вправе избрать способ защиты своих прав, как прямо указанный в ст. 12 ГК РФ, так и иной способ, предусмотренный законом, не дожидаясь действий ПАО «МРСК Сибири» по взысканию с нее оспариваемой суммы в принудительном порядке. Поэтому суд не принимает как необоснованные доводы ответчика об отсутствии нарушения либо угрозы нарушения прав истца и выборе ненадлежащего способа защиты прав.

Из представленных ответчиком расчетов начислений платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому по <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что расчеты ПАО «МРСК Сибири» были произведены по формуле 12, указанной в п. 13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, с использованием показаний установленных в квартирах индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета (без указания типа и заводского номера). Вместе с тем, представленные отчеты о снятии показаний приборов учета в многоквартирных домах, в том числе прибора учета с номером в доме <адрес>, не имеют подписи работника ПАО «МРСК Сибири», производившегося снятие показаний, отчеты о снятии показаний за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не представлены.

Суду представлена копия акта ПАО «МРСК Сибири» от ДД.ММ.ГГГГ о допуске прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, согласно которому в многоквартирном доме <адрес> должностными лицами ПАО «МРСК Сибири» с участием генерального директора ООО «<данные изъяты>» был допущен в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии типа «Меркурий» заводской . Согласно акту прибор учета установлен для учета переданной электроэнергии потребителю ООО «<данные изъяты>».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии ) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). (ч. 1)

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, установленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и введенных в эксплуатацию. (ч. 2)

До 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (ч. 5)

С 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Такой договор заключается с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома. (ч. 9)

В случае неисполнения собственниками обязанности по оснащению домов приборами учета в установленный срок ( в том числе в многоквартирных домах коллективными (общедомовыми) приборами учета) действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. (ч. 12)

Согласно п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Исходя из указанных положений закона оснащение ПАО «МРСК Сибири» как ресурсоснабжающей организацией многоквартирного дома <адрес> прибором учета электроэнергии типа «Меркурий» как общедомовым (коллективным) и ввод его в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (то есть до ДД.ММ.ГГГГ) допускалось на основании договора, регулирующего условия установки общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии, между ПАО «МРСК Сибири» и собственниками многоквартирного дома или обслуживающей организацией, избранной собственниками на основании соответствующего решения. При рассмотрении дела ответчиком не представлено доказательств заключения такого договора. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии был установлен в многоквартирном доме <адрес> и введен в эксплуатацию по инициативе ПАО «МРСК Сибири» без договора с собственниками многоквартирного дома или обслуживающей организацией, то есть с нарушением установленного ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении» порядка и сроков его установки. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что собственники многоквартирного дома были уведомлены об установке и введении в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии, показания которого будут использоваться при расчете оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды. Также не доказано, что перед установкой общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии было проведено предусмотренное п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, в то время как из ответа ООО «<данные изъяты>», обслуживающего в ДД.ММ.ГГГГ общедомовое имущество многоквартирного дома <адрес>, следует, что общедомовые электросети нуждаются в капитальном ремонте.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что введенный ПАО «МРСК Сибири» в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ прибор учета электроэнергии типа «Меркурий» не мог быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии для расчета объема потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды.

В связи с установленными обстоятельствами суд находит необоснованными расчеты ПАО «МРСК Сибири» начислений потребителю Бальчиковой С.Ф. оплаты за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому по <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выполненные с учетом показаний прибора учета электроэнергии типа «Меркурий» с номером .

Оценивая довод ответчика о том, что на объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, влияет не только режим потребления электроэнергии в местах общего пользования, но и такие факторы как: наличие либо отсутствие индивидуальных приборов учета по всех помещениях многоквартирного дома; их исправность, техническое состояние внутридомовых инженерных сетей; одновременность снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета; незаконное подключение энергопринимающих устройств жителями многоквартирного дома к внутридомовой электрическое сети, минуя индивидуальный прибор учета, а также ссылку на предусмотренную п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об энергосбережении» возложена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по проведению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности суд приходит к следующему.

В статье 36 ЖК РФ перечислен состав общего имущества в многоквартирном доме. По смыслу п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг на потребителя коммунальных услуг в многоквартирном доме возложена обязанность вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Поэтому плата за электроэнергию на общедомовые нужды должна соответствовать объему электроэнергии, потребленному в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме и не должна зависеть от факторов, не предусмотренных законом, например, от незаконного подключения иных лиц к внутридомовой электрическое сети, минуя индивидуальный прибор учета, иное толкование платы за электроэнергию на общедомовые нужды нарушает права добросовестных потребителей, своевременно и в полном объеме оплачивающих электроэнергию, которые не должны возмещать убытки ресурсоснабжающей организации.

Согласно письму ООО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ общедомовое имущество многоквартирного дома <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляло: 5 лампочек в подвальном помещении мощностью 60 Вт, освещение подъезда 6 светильников мощностью 18 Вт, уличное освещение отсутствовало. Доказательств того, что в многоквартирном доме имелось иное общее имущество, потребляющее электроэнергию в указанном в расчете размере, ответчиком не представлено. Исходя из этого суд находит завышенным представленный ответчиком размер ежемесячных начислений потребителю Бальчиковой С.Ф. платы за электроэнергию на общедомовые нужды: ДД.ММ.ГГГГ 55 кВт (потребление истца по индивидуальному прибору учета 200 кВт), ДД.ММ.ГГГГ 10 (100), ДД.ММ.ГГГГ 69 (200), ДД.ММ.ГГГГ 77 (42), ДД.ММ.ГГГГ 126 (127), ДД.ММ.ГГГГ 1 (200), ДД.ММ.ГГГГ 103 (80), ДД.ММ.ГГГГ 187 (203), ДД.ММ.ГГГГ 49 (174), ДД.ММ.ГГГГ 181 (218), ДД.ММ.ГГГГ 93 (218), ДД.ММ.ГГГГ 63 (82), ДД.ММ.ГГГГ 78 (190).

Правилами предоставления коммунальных услуг (раздел 4) установлены права и обязанности исполнителя, в том числе обязанность ежемесячно снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета и заносить полученные показания в журнал; осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных) комнатных приборов учета, установленных вне жилых помещений, проверку состояния таких приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить поверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. Для этого исполнитель в платежных документах уведомляет потребителей о последствиях недопуска потребителем исполнителя в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее представленных потребителем сведений о показаниях приборов учета. Надлежащее использование своих полномочий исполнителем коммунальных услуг способствует повышению достоверности учета потребляемой электроэнергии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности предъявления ПАО «МРСК Сибири» задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды по финансовому лицевому счету Бальчиковой С.Ф. в размере 2422 руб. 75 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц составляет 300 руб., от ее уплаты истец как потребитель была освобождена, в связи с удовлетворением исковых требований государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию в бюджет с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Бальчиковой С.Ф. к ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконным предъявления задолженности за электроэнергию удовлетворить.

Признать незаконным предъявление ПАО «МРСК Сибири» задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды по финансовому лицевому счету Бальчиковой С.Ф. в размере 2422 руб. 75 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ПАО «МРСК Сибири» в бюджет государственную пошлину в размере 300 руб..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                        Горковенко С.В.

2-401/2016 ~ М-355/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бальчикова Светлана Филипповна
Ответчики
ПО Энергосбыт филиала ПАО "МРСК Сибири-"Бурятэнерго"
Другие
Сараева Марина Леонидовна
Суд
Прибайкальский районный суд
Судья
Горковенко Светлана Владимировна
26.05.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2016[И] Передача материалов судье
27.05.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
17.06.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2016[И] Судебное заседание
25.07.2016[И] Судебное заседание
14.09.2016[И] Производство по делу возобновлено
15.09.2016[И] Судебное заседание
23.09.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2017[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее