Дело № 2-862/2017 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» февраля 2017 г. г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Ленинского района г.Перми Ч,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Чайковского городского прокурора к Правительству Пермского края, о возложении обязанности принять в государственную собственность Пермского края, включить в реестр имущества скотомогильники, организовать проведение мероприятий по обустройству скотомогильников, расположенных на территории Чайковского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
Чайковский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, в котором просит возложить обязанность принять в государственную собственность Пермского края, включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края следующее имущество:
1) сибиреязвенный скотомогильник №360, расположенный на окраине леса в 1,8 км к северо-востоку от д. Малый Букор Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района, по системе координат МСК-59 - X-369634.48, Y-1296208.94;
2) скотомогильник (биотермическая яма) № 374, расположенный на расстоянии 1,0 км в южном направлении от с. Большой Букор Чайковского муниципального района;
3) скотомогильник (биотермическая яма) № 373, расположенный на расстоянии 1,0 км в южном направлении от с. Большой Букор Чайковского муниципального района;
4) 2 скотомогильника (биотермических ям) №362, №363, расположенные в 1.5 км в западном направлении от с. Ваньки Чайковского муниципального района, около молочно-товарной фермы (МТФ) ООО «Куйбышева»;
5) 2 скотомогильника (биотермических ям) №364, второй - без номера, расположенные в 0,35 км в юго-западном направлении от с. Вассята Ваньковского сельского поселения Чайковского муниципального района, на территории ООО «Золотой теленок»;
6) сибиреязвенный скотомогильник №361, расположенный на расстоянии 1,5 км. от д. Малая Соснова Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района, по системе координат 56 46 СШ, 54 31 40 ВД;
7) скотомогильник (биотермическая яма) №370, расположенный около забора птицефермы ЗАО «Птицефабрика Чайковская», на расстоянии 0,6 км в западном направлении от д.Чумна Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района;
8) скотомогильник (биотермическая яма) №372, расположенный в поле около заброшенной фермы, на расстоянии 0,41 км в северном направлении от д.Каменный Ключ Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района;
9) скотомогильник (биотермическая яма) №371, расположенный в лесу, на расстоянии 0,481 км в юго-восточном направлении от д. Гаревая Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района;
10) скотомогильник (биотермическая яма) №366, расположенный в 0,3 км в юго-восточном направлении от д. Дедушкино Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района;
11) скотомогильник (биотермическая яма) №367, расположенный на расстоянии в 0,5 км в восточном направлении от д. Ольховочка Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района;
12) скотомогильник (биотермическая яма) №365, расположенный на расстоянии 0,35 км в южном направлении от с. Уральское Чайковского муниципального района;
13) скотомогильник (биотермическая яма) №375, расположенный в 2 км в западном направлении от с. Кемуль Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района;
14) скотомогильник (биотермическая яма Беккера) №376, расположенный на производственной площадке бывшего совхоза «Прикамье» в 2 км в юго-восточном направлении от пос. Прикамский Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района;
15) скотомогильник (биотермическая яма) №369, расположенный на расстоянии 1 км в северо-восточном направлении от д.Нижний Альняш Альняшинского сельского поселения Чайковского муниципального района;
16) скотомогильник (биотермическая яма) №378, расположенный в 1 км в восточном направлении от с. Зипуново Чайковского муниципального района;
17) скотомогильник (биотермическая яма) №377, расположенный в 0,5 км в северо-восточном направлении от пос. Буренка Зипуновского сельского поселения Чайковского муниципального района. Также просят возложить обязанность на Правительство Пермского края в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу организовать проведение мероприятий по обустройству вышеуказанных скотомогильников, расположенных на территории Чайковского муниципального района в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 № 13-7-2-469.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере ветеринарии, установлены факты нахождения на территории Чайковского муниципального района Пермского края объектов имущества - скотомогильников, в том числе сибиреязвенных, биотермических ям, собственник которых не определен. В ходе проверки установлено, что на территории Чайковского муниципального района находится 19 скотомогильников (биотермических ям), собственник которых не определен, лица, ответственные за состояние данных объектов отсутствуют, фактическое состояние объектов не соответствует ветеринарно-санитарным правилам, меры по устранению, нарушений закона никем не принимаются. Указывают, что на территории Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района находятся: сибиреязвенный скотомогильник №360, расположенный на окраине леса в 1,8 км к северо-востоку от д. Малый Букор, по системе координат МСК-59 - Х-369634.48, Y-1296208.94; скотомогильник (биотермическая яма) № 374, площадью 100 кв.м., расположенный на расстоянии 1,0 км в южном направлении от с.Большой Букор; скотомогильник (биотермическая яма) № 373, площадью 25 кв.м., расположенный на расстоянии 1,0 км в южном направлении от с. Большой Букор. На территории Ваньковского сельского поселения Чайковского муниципального района находятся: 2 скотомогильника (биотермических ямы) №362, №363, расположенные в 1.5 км в западном направлении от с. Ваньки, около молочно-товарной фермы (МТФ) ООО «Куйбышева»; 2 скотомогильника (биотермических ямы) №364, второй - без номера, расположенные в 0,35 км в юго-западном направлении от с. Вассята, на территории ООО «Золотой теленок». На территории Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района находятся: сибиреязвенный скотомогильник №361, расположенный на расстоянии 1,5 км. от д. Малая Соснова, по системе координат 56 46 СШ, 54 31 40 ВД, площадью 400 кв.м. скотомогильник (биотермическая яма) №370, площадью 36 кв.м., расположенный около забора птицефермы ЗАО «Птицефабрика Чайковская» на расстоянии 0,6 км в западном направлении от д. Чумна; скотомогильник (биотермическая яма) №372 площадью 60 кв.м., расположенный в поле около заброшенной фермы на расстоянии 0,41 км в северном направлении от д. Каменный Ключ; скотомогильник (биотермическая яма) №371 площадью 56 кв.м., расположенный в лесу на расстоянии 0,481 км в юго-восточном направлении от д. Гаревая. На территории Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района находятся: скотомогильник (биотермическая яма) №366 площадью 50 кв.м., расположенный в 0,3 км в юго-восточном направлении от д. Дедушкино; скотомогильник (биотермическая яма) №367 площадью 15 кв.м., расположенный на расстоянии в 0,5 км в восточном направлении от д. Ольховочка. На территории Уральского сельского поселения Чайковского муниципального района находится скотомогильник (биотермическая яма) №365 площадью 50 кв.м., расположенный на расстоянии 0,35 км в южном направлении от с. Уральское. На территории Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района находятся: скотомогильник (биотермическая яма) №375 площадью 100 кв.м., расположенный в 2 км в западном направлении от с. Кемуль; скотомогильник (биотермическая яма Беккера) №376 площадью 50 кв.м. расположенный на производственной площадке бывшего совхоза «Прикамье» в 2 км в юго-восточном направлении от пос. Прикамский. На территории Альняшинского сельского поселения Чайковского муниципального района находится скотомогильник (биотермическая яма) №369 площадью 30 кв.м., расположенный на расстоянии 1 км в северо-восточном направлении от д. Нижний Альняш. На территории Зипуновского сельского поселения Чайковского муниципального района находятся: скотомогильник (биотермическая яма) №378 площадью 18 кв.м., расположенный в 1 км в восточном направлении от с. Зипуново; скотомогильник (биотермическая яма) №377 площадью 9 кв.м., расположенный в 0,5 км в северо-восточном направлении от пос. Буренка. Согласно актов осмотра скотомогильников от 21.07.2015, 26.07.2016 (осмотрены сибиреязвенные скотомогильники в д. Малый Букор, д. Малая Соснова), 27.10.2010 (осмотрен сибиреязвенный скотомогильник в д. Малая Соснова), ответов предоставленных ГБУВК «Чайковская станция по борьбе с болезнями животных», собственники указанных объектов не определены, все перечисленные скотомогильники (биотермические ямы) не соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469. Согласно ответа, предоставленного Чайковским филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского Края» от 27.10.2016, данное предприятие информацией о регистрации прав на указанные объекты не располагает. Согласно ответа, предоставленного Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 03.10.2016, в государственном кадастре недвижимости сведения об указанных объектах отсутствуют, так же не имеется сведений о земельных участках, расположенных в границах приведенных координат. Учитывая положения ст. 42, 72 Конституции РФ, ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 06.10.99г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Ветеринарно-санитарных правил, не предусмотрена возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. В силу ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Учитывая, что скотомогильники не могут находиться в муниципальной собственности, следовательно они не могут быть постановлены на учет в качестве бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермского края. Обязанность по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйных скотомогильников, а также по надлежащему их содержанию лежит на Правительстве Пермского края. Скотомогильники, находящиеся на территории Чайковского муниципального района Пермского края, фактически являются бесхозяйными, порядок их использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Правительством Пермского края скотомогильники на учет не поставлены, меры по их содержанию не принимаются. Существование на территории района скотомогильников в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильников в соответствие с действующими санитарными правилами лишает граждан права на благоприятную среду, на её защиту от негативного воздействия. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуации, в частности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Пермского края, как орган государственной власти, уполномоченный на решение вопросов, связанных с содержанием скотомогильников, обязано обратить указанные скотомогильники в собственность и принять действенные меры по их содержанию.
Прокурор Ченцова Ю.П. в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении настаивала, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Ответчик - Правительство Пермского края, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя не направило (л.д. 104), представили письменные возражения на иск, согласно которых, законодательство не содержит императивного предписания обязанности субъекта РФ обращать и (или) иметь в собственности имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Сведения об объектах захоронения биологических отходов не соответствуют действительности, некорректно указаны координаты, направления или населенные пункты. Все указанные в иске скотомогильники являются самовольными и стихийными местами захоронения, так как отсутствуют сведения об отводе земли участка и проведении мероприятий по организации скотомогильников в установленном порядке. В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления может обратиться в суд с заявлением о признании скотомогильником бесхозяйными. Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», в состав которой входит подпрограмма 6 «Обеспечение ветеринарного благополучия на территории пермского края», в которой определены цели и механизмы реализации сохранения на территории Пермского края эпизоотического благополучия и ветеринарной безопасности одним из положений которого является содержание скотомогильников в надлежащем санитарном состоянии. Запланированы денежные средства на приобретение мобильных и стационарных крематориев, проведение кадастровых работ по формированию земельных участков в целях оформления прав собственности Пермского края на бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы), а также на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями бесхозяйных скотомогильников. В первую очередь в соответствие приводятся сибиреязвенные скотомогильники, как объекты, представляющие угрозу для жизни и здоровья человека и животных (проведены кадастровые работы, осуществляется подготовка документации, необходимой для регистрации права собственности). Действие подпрограммы рассчитано на период с 2013 по 2020 г.г. реализация мероприятий по регистрации права собственности на скотомогильники, проведения ремонта требует значительных временных затрат. Учитывая, что Правительством Пермского края издана нормативная правовая база, выделены средства бюджета Пермского края на приведение скотомогильников Пермского края, в том числе Чайковского района, в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, определен уполномоченный исполнительный орган государственной власти в лице Государственной ветеринарной инспекции Пермского края, требования Чайковского городского прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д.96-99).
Выслушав представителя истца, оценив доводы искового заявления, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с заключением по результатам ревизии скотомогильников (биотермических ям) по Чайковскому району Пермского края, проведенной 29.07.2015г. в соответствии с приказом Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 03.07.2015г. № СЭД-49-15-77 были обнаружены 19 скотомогильников, из них в настоящее время не действуют - 15, не соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям - 19, собственник скотомогильников не определен - 18 (л.д. 21-22).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 26.07.2016г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2,0 км. в южном направлении от деревни Малый Букор, на территории Большебукорского сельского поселения Чайковского района площадью не менее 50 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 360, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 1.(л.д. 27-28).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,0 км. в южном направлении от села Большой Букор, на территории Чайковского района с. Б.Букор, ООО «1МАЯ» площадью не менее 100 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 374, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 15 (л.д. 31-32).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,0 км. в южном направлении от села Большой Букор, на территории Чайковского района с. Б.Букор, ООО «1МАЯ» площадью не менее 100 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 373, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 14 (л.д. 33-34).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,5 км. в западном направлении от села Ваньки, на территории Чайковского района с. Ваньки, ООО «Куйбышева» площадью не менее 70 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 362, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 3 (л.д. 46-47).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 0,35 км. в юго-западном направлении от села Вассята, на территории Чайковского района, Ваньковского сельского поселения, с. Вассята площадью не менее 100 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 364, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 5 (л.д. 50-51).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,0 км. в северном направлении от д.Каменный Ключ на территории Чайковского района, Фокинского сельского поселения, д. Каменный Ключ площадью не менее 60 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 372, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 13 (л.д. 53-54).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,0 км. в юго-восточном направлении от деревни Гаревая на территории Чайковского района, Фокинского сельского поселения, д. Гаревая площадью не менее 56 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 371, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 12 (л.д. 55-56).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,0 км. в западном направлении от деревни Чумна на территории Чайковского района, Фокинского сельского поселения, д. Чумна площадью не менее 36 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 370, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 11 (л.д. 57-58).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 26.07.2016г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,5 км. в восточном направлении от деревни Малая Соснова на территории Чайковского района, Фокинского сельского поселения, д. М.Соснова площадью не менее 400 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 361, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 2 (л.д. 63-64, 65-69 – технический паспорт).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 0,3 км. в юго-восточном направлении от д. Дедушкино на территории Чайковского района, д. Дедушкино, ООО «Восход» площадью не менее 50 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 366, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 7 (л.д. 72-73).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 0,5 км. в восточном направлении от д. Ольховочка на территории Чайковского района, Сосновского сельского поселения, д. Ольховочка площадью не менее 15 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 367, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 8 (л.д. 74-75).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,0 км. в южном направлении от села Уральского на территории Чайковского района, Уральского сельского поселения, с. Уральское площадью не менее 50 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 365, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 6 (л.д. 77-78).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2,0 км. в западном направлении от села Кемуль на территории Чайковского района, Ольховского сельского поселения, с. Кемуль, площадью не менее 100 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 375, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 16 (л.д. 80-81).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2,0 км. в юго-восточном направлении от поселка Прикамский на территории Чайковского района, Ольховского сельского поселения, п. Прикамский, площадью не менее 50 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 376, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 17 (л.д. 82-83).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,0 км. в северо-восточном направлении от д. Нижний Альняш на территории Чайковского района, СПК «Альняш» д. Нижний Альняш, площадью не менее 30 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 369, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 10 (л.д. 87-88).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 0,5 км. в северо-восточном направлении от поселка Буренка на территории Чайковского района, Зипуновского сельского поселения, п. Буренка, площадью не менее 9 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 377, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 18 (л.д. 89-90).
Согласно акта осмотра скотомогильника (биотермической ямы) от 21.07.2015г. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,0 км. в восточном направлении от села Зипуново на территории Чайковского района, Зипуновского сельского поселения, с. Зипуново, площадью не менее18 кв.м., бесхозный, с учетным номером скотомогильника № 378, с номером ветеринарно-санитарной карточкой скотомогильника № 19 (л.д. 91-92).
По всем вышеуказанным актам комиссией дано заключение о несоответствии скотомогильника Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Из сообщений главы администрации Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района от 27.09.2016г. и от 16.11.2016г., следует, что сибиреязвенный скотомогильник, расположен на окраине леса в 1800 м. к северо-востоку от д. Малый Букор (с координатами Х-369634.48, Y-1296208.94), на земельном участке сельскохозяйственного назначения. В с.Большой Букор ООО «1 МАЯ» находятся 2 биотермические ямы (одна законсервированная, другая действующая) на земельном участке сельскохозяйственного назначения. Возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусматривается, полномочия по их содержанию и оборудованию не передавались, санитарное оборудование объектов не проводилось (л.д. 26, 35-36, л.д. 37-схема расположения).
Согласно сообщению и.о. главы администрации Ваньковского сельского поселения Чайковского муниципального района от 15.11.2016г. на территории поселения имеются 4 биотермические ямы, в с. Ваньки – 2 ямы (одна используется ООО «Куйбышева», карточка на скотомогильник № 27) в с. Вассята – 2 ямы (не используются). Данные объекты на учет не поставлена, полномочия по их содержанию и оборудованию не передавались, санитарное оборудование объектов не проводилось (л.д.38, 39-40, 41-43- карта).
Из сообщения и.о. главы администрации Фокинского сельского поселения от 21.11.2016г. следует, что в д. Малая Соснова, в лесу около дороги, на расстоянии 1033 м., расположен действующий сибиреязвенный скотомогильник, в д. Чумна, около забора птицефабрики, на расстоянии 524 м., расположена не действующая биотермическая яма, в д. Каменный ключ, в поле около заброшенной фермы, на расстоянии 412 м., расположена действующая биотермическая яма, в д. Гаревая, в лесу, на расстоянии 481 м., расположена действующая биотермическая яма, полномочия по их содержанию и оборудованию им не передавались (л.д. 52).
Согласно сообщению главы администрации Сосновского сельского поселения от 08.12.2016г. на территории расположены 2 скотомогильника, в настоящее время не используются, 3 биотермические ямы в с. Сосново, д. Дедушкино, д. Ольховочка, санитарное оборудование объектов не проводилось, полномочия по их содержанию и оборудованию им не передавались (л.д. 70, л.д. 71 - схема).
Согласно сообщению главы администрации Уральского сельского поселения от 16.11.2016г. на территории имеется 1 биотермическая яма на расстоянии 353 м., на учете не состоит, собственность не оформлена, полномочия по её содержанию и оборудованию им не передавались, санитарное оборудование не производилось, информации об использовании нет (л.д. 76).
Согласно сообщению главы администрации Ольховского сельского поселения от 18.11.2016г. на территории имеется скотомогильник юго-восточнее с. Кемуль, и яма Беккера, которые не используются, данные объекты и земельные участки на учет не поставлены, полномочия по содержанию и оборудованию скотомогильников не передавались, средства на их содержание отсутствуют, санитарное оборудование не производилось (л.д. 79). Из сообщения главы администрации Альняшинского сельского поселения от 15.11.2016г. следует, что на территории поселения имеются старые скотомогильники (закрытие), биотермическая яма (координаты 56,734239; 54,771299) собственник СПК «Альняш», состоит на учете, полномочия по содержанию и оборудованию скотомогильников не передавались (л.д. 84).
Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю представленной по требованию Чайковской городской прокуратуры в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о перечисленных в требовании объектах (скотомогильниках), что не позволяет однозначно определить собственников и категорию земель (л.д.23-24, 25).
По сообщению ГУП «ЦТИ Пермского края» Чайковского филиала от 27.10.2016г. № 752 на требование Чайковской городской прокуратуры предоставлены сведения, о том, что у них находится на хранении архивное дело на сибиреязвенный скотомогильник, находящийся по адресу: Пермский край, Чайковский район, Фокинское сельское поселение, д. малая Соснова. Заказчиком инвентаризации выступила администрация Фокинского поселения. Информацией о регистрации прав на имущество, согласно перечню Чайковский филиал не располагает (л.д.15-16, 17).
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, водные объекты и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения. Скотомогильники, с учетом положений Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №359, являются сооружениями, которые связаны с землей так, что их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, поэтому они относятся к объектам недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно п.п. "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В абзаце 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
В силу п.7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469) (в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N 400, с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ от 13.06.2006 N КАС06-193), к биологическими отходами отнесены, наряду с прочим - трупы животных (п. 1.2 Правил).
Из пункта 1.11 Правил следует, что они определяют условия: сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения. При этом, особенности реализации данных условий регламентированы пунктами 1.4, 1.5, 2.3, 2.6 названных Правил.
В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрена возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления.
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в введении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится обеспечение исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а также в силу подп. «д» п.2 ст.21 названного закона управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
В соответствии со ст. 11, ст. 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области.
Правительство Пермского края осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, управляет и распоряжается государственной собственностью и земельными ресурсами Пермского края, в пределах установленных законодательством полномочий.
В соответствии со ст. 3,6,12,14 Закона Пермского края от 14 декабря 2007 г. N 150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края" управление и распоряжение краевым имуществом осуществляется в целях обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти Пермского края. В государственную собственность Пермского края может приобретаться любое имущество (за исключением объектов, приобретение которых в собственность субъектов РФ не допускается в соответствии с федеральными законами), необходимое для осуществления полномочий и обеспечения деятельности органов государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий принимает решения о принятии в государственную собственность Пермского края, организует контроль за процессом управления и распоряжения краевым имуществом.
К видам краевого имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Пермского края по предметам ведения Пермского края, относится имущество, необходимое для выработки и реализации политики края в сфере государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Пермского края.
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В Приложении N 1 к данному Постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения не указаны. Не указаны скотомогильники и сибиреязвенные захоронения и в Приложении N 2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей. В Приложении N 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники и сибиреязвенные захоронения к муниципальной собственности не отнесены. Доказательств нахождения спорных объектов в собственности Российской Федерации ответчиком в суд первой инстанции представлено не было, такие доказательства не приведены и в апелляционной жалобе.
Учитывая приведенные положения законодательства, и исходя из установленных судом обстоятельств, согласно которым указанные в исковом заявлении объекты, расположенные в границах Чайковского муниципального района Пермского края, является местом, в котором хранятся биологические отходы, подлежащие в силу п. 7.3 Правил постановке на учет как скотомогильники, с присвоением им индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки, в собственность или ведение администрации муниципального образования данные объекты не передавались, на балансе администрации не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации муниципального образования не передавались, судом установлено, что спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, вопросы по содержанию которого в надлежащем состоянии и его оборудованию относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Также судом установлено, что Правительством Пермского края до настоящего времени не принимается каких-либо действий по принятию сибиреязвенных захоронений (биометрических ям) в государственную собственность Пермского края и приведению их в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние, что приводит к невозможности реализации полномочия по предупреждению эпидемий, ставит под угрозу эпизоотическое и эпидемиологическое благополучие муниципальных образований и области в целом, жизни и здоровью людей и животных
В связи с чем, обязанность по принятию в государственную собственность Пермского края и включению в реестр скотомогильников (биотермических ям) должна быть возложена на Правительство Пермского края.
В связи с чем, подлежат удовлетворению заявленные требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по принятию в государственную собственность Пермского края и включению в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Чайковского муниципального района и организации проведения мероприятий по их обустройству в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469, в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
Ссылка ответчика на неверное указание местонахождения скотомогильников, отсутствие сведений о координатах расположения сибиреязвенных захоронений, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, кроме того доказательств об ином местоположении сибиреязвенных захоронений стороной ответчика не представлено.
Ссылка ответчика на принятие нормативно правовой базы в виде постановления Правительства Пермского края от 03.10.2013г. № 1320-п в соответствии с которым утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в пермском крае», в состав которой входит подпрограмма 6 «Обеспечение ветеринарного благополучия на территории Пермского края», определение уполномоченного органа - Государственной ветеринарной инспекции Пермского края, не освобождает ответчика от выполнение требований природоохранного законодательства.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Из представленных суду актов и ветеринарно-санитарных карточек следует, что скотомогильники, расположенные на территории Чайковского муниципального района, которые указаны в исковом заявлении, по своему состоянию не соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, которые утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Чайковского городского прокурора удовлетворить.
Возложить на Пермский край в лице исполнительного органа - Правительства Пермского края обязанность принять в государственную собственность Пермского края, включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края следующее имущество:
1) сибиреязвенный скотомогильник №360, расположенный на окраине леса в 1,8 км к северо-востоку от д. Малый Букор Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района, по системе координат МСК-59 - X-369634.48, Y-1296208.94;
2) скотомогильник (биотермическая яма) № 374, расположенный на расстоянии 1,0 км в южном направлении от с. Большой Букор Чайковского муниципального района;
3) скотомогильник (биотермическая яма) № 373, расположенный на расстоянии 1,0 км в южном направлении от с. Большой Букор Чайковского муниципального района;
4) 2 скотомогильника (биотермические ямы) №362, №363, расположенные в 1,5 км в западном направлении от с. Ваньки Чайковского муниципального района, около молочно-товарной фермы (МТФ) ООО «Куйбышева»;
5) 2 скотомогильника (биотермические ямы) №364, второй - без номера, расположенные в 0,35 км в юго-западном направлении от с. Вассята Ваньковского сельского поселения Чайковского муниципального района, на территории ООО «Золотой теленок»;
6) сибиреязвенный скотомогильник №361, расположенный на расстоянии 1,5 км. от д. Малая Соснова Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района, по системе координат 56 46 СШ, 54 31 40 ВД;
7) скотомогильник (биотермическая яма) №370, расположенный около забора птицефермы ЗАО «Птицефабрика Чайковская», на расстоянии 0,6 км в западном направлении от д. Чумна Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района;
8) скотомогильник (биотермическая яма) №372, расположенный в поле около заброшенной фермы, на расстоянии 0,41 км в северном направлении от д.Каменный Ключ Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района;
9) скотомогильник (биотермическая яма) №371, расположенный в лесу, на расстоянии 0,481 км в юго-восточном направлении от д. Гаревая Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района;
10) скотомогильник (биотермическая яма) №366, расположенный в 0,3 км в юго-восточном направлении от д. Дедушкино Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района;
11) скотомогильник (биотермическая яма) №367, расположенный на расстоянии в 0,5 км в восточном направлении от д. Ольховочка Сосновского сельского поселения Чайковского муниципального района;
12) скотомогильник (биотермическая яма) №365, расположенный на расстоянии 0,35 км в южном направлении от с. Уральское Чайковского муниципального района;
13) скотомогильник (биотермическая яма) №375, расположенный в 2 км в западном направлении от с. Кемуль Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района;
14) скотомогильник (биотермическая яма Беккера) №376, расположенный на производственной площадке бывшего совхоза «Прикамье» в 2 км в юго-восточном направлении от пос. Прикамский Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района;
15) скотомогильник (биотермическая яма) №369, расположенный на расстоянии 1 км в северо-восточном направлении от д.Нижний Альняш Альняшинского сельского поселения Чайковского муниципального района;
16) скотомогильник (биотермическая яма) №378, расположенный в 1 км в восточном направлении от с. Зипуново Чайковского муниципального района;
17) скотомогильник (биотермическая яма) №377, расположенный в 0,5 км в северо-восточном направлении от пос. Буренка Зипуновского сельского поселения Чайковского муниципального района.
Возложить на Пермский край в лице исполнительного органа - Правительства Пермского края обязанность в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу организовать проведение мероприятий по обустройству скотомогильников, расположенных на территории Чайковского муниципального района в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись (С.И. Плешивцев)
Копия верна:
Судья (С.И. Плешивцев)