Дело № 2-29/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Г. Бикмиева,
при секретаре Э.Г. Тимерхановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хамитовой Н. М. к Хамитову Ф. Г. о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Н.М. Хамитова обратилась в суд с иском к Ф.Г. Хамитову о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и её сыном, ответчиком был заключен договор дарения жилого дома общей площадью 23,4 кв.м, и земельного участка общей площадью 3657 кв.м., находящихся по <адрес>. На основании данного договора ответчик зарегистрировал право собственности на указанное недвижимое имущество, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество были сделаны записи за № №.91 и 16-16-89/001/2014-92 от ДД.ММ.ГГГГ. В 2014 году, ответчик обещав, что будет осуществлять постоянный уход за истцом и что она будет проживать с его семьей вместе, поскольку она находится в преклонном возрасте, заключил с истцом настоящую сделку.
При заключении договора дарения истец полагала, что право собственности на жилой дом и земельный участок перейдет к ответчику взамен на то, что ответчик берет на себя обязательства по содержанию и надлежащему уходу за истцом и не предполагала, что безвозмездно передает свое недвижимое имущество.
Летом 2018 года истцу стало известно о том, что оспариваемая сделка по содержанию не является договором пожизненного содержания с иждивением, а договором дарения, на основании которого ответчик может распорядиться её имуществом.
В связи с чем, истец просит признать договор дарения земельного участка с жилым домом, расположенного по <адрес>, заключённый между Хамитовой Н. М. и Хамитовым Ф. Г. недействительным; применить последствия недействительности сделки и прекратить право собственности Хамитова Ф. Г. на земельный участок с жилым домом, расположенный по <адрес>, исключить из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости записи регистрации № и № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности Хамитова Ф. Г. на земельный участок и жилой дом, расположенные по <адрес>.
В судебное заседание истец Н.М. Хамитова не явилась, её представитель ФИО3 (копия доверенности в деле) иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Ф.Г. Хамитов в судебное заседание не явился, его представитель ФИО4 (копия доверенности в деле) иск не признала, заявили о пропуске срока исковой давности и просили его применить к требованиям истца.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Часть 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункта 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу части 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В силу статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Хамитовой Н. М. (даритель) и Хамитовым Ф. Г. (одаряемый) был заключен договор дарения земельного участка с жилым домом №, по условиям которого Н.М. Хамитова подарила Ф.Г. Хамитову жилой дом общей площадью 23,4 кв.м, и земельный участок общей площадью 3657,48 кв.м., находящиеся по <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРП право собственности на указанное имущество было зарегистрировано за Ф.Г. Хамитовым ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 14).
Обращаясь с настоящим иском, истец указала о том, что составляет договор дарения, она не знала, о том, что подписанный ею договор не является договором пожизненного содержания с иждивением, а является договором дарения, она узнала летом 2018 года.
Оспариваемый договор дарения составлен ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права собственности на спорный жилой дом и земельный участок произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из содержания искового заявления и пояснения представителя истца ФИО3 в судебном заседании, подпись истца в договоре дарения от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается.
В договоре дарения имеется личная подпись истца в графе «подписи сторон «даритель», таким образом, срок исковой давности по данным требованиям следует отсчитывать с марта 2014 года и на день предъявления иска он истек, что является основанием для отказа в удовлетворении иска. Суд применяет к данным требованиям срок исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Хамитовой Н. М. к Хамитову Ф. Г. о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки отказать.
Решение может быть обжаловано через Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна: Судья Тюлячинского
районного суда Республики Татарстан: Р.Г. Бикмиев