Решение по делу № 2-560/2018 (2-6893/2017;) ~ М-6440/2017 от 16.11.2017

Дело № 2-560/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                 19 февраля 2018 года

Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,

при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

истца Горбунова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбунова Николая Анатольевича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Горбунов Н.А. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение, указав в обоснование заявленных требований, что он, Горбунов Николай Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО2 в 1991 году лишена родительских прав, в 2013 году умерла; отец ФИО3 лишен родительских прав в 2000 году, в 2009 году умер. Постановлением главы района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ он был определен в детский дом ребенка. По гарантийному письму Черняевской сельской администрации района имени Лазо Хабаровского края гарантировали закрепление жилого помещения в <адрес>, но сведения о закрепленной жилой площади в архиве школы-интернат и сектора по делам архивов администрации муниципального района имени Лазо отсутствуют. Жилье по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО5 и ФИО6, то есть фактически за ним никакого жилья закреплено не было. После дома ребенка проживал и обучался в школе-интернате <адрес>. После выпуска из школы-интерната в <данные изъяты> году, поступил в <данные изъяты> закончил в ДД.ММ.ГГГГ году, получив профессию <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году поступил в <данные изъяты> и в <данные изъяты> году получил профессию <данные изъяты>. После окончания училища неофициально работал на стройке, неофициально проживал в общежитии <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году украли документы и вещи. Ввиду отсутствия необходимых финансовых средств и знаний, документы самостоятельно восстановить не мог. Это помог сделать в ДД.ММ.ГГГГ году брат. От него также стало известно, что можно узнать когда предоставят жилье. Позвонив в министерство ЖКХ, узнал, что на учет, как нуждающийся в жилом помещении. не поставлен. За весь период нахождения в школе-интернате, никто из педагогов, работников органов опеки право не разъяснял. Кроме этого, сами работники школы-интерната и органов опеки не поставили на данный учет, хотя они обязаны были это сделать в период истца нахождения в школе-интернате. Так как все документы были утеряны, в период с ДД.ММ.ГГГГ г по ДД.ММ.ГГГГ г занимался восстановлением документов. В ДД.ММ.ГГГГ года обратился в министерство жилищно-коммунального хозяйства с заявлением о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но получил отказ, так как на момент обращения был старше 23 лет. Считает, что по вине работников школы-интерната, органов опеки и попечительства района имени Лазо Хабаровского края, вовремя не реализовал свое право на жилое помещение. В настоящее время в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, то есть нуждается в жилье. На основании изложенного, считает, что несмотря на достижение возраста более 23 лет, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не утратил и, соответственно, сохранил право на обеспечение жилым помещением и должен быть включен в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет государственного жилищного фонда Хабаровского края. В связи с этим просит обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края включить меня в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Хабаровского края в районе имени Лазо.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал. Уточнил, что просит предоставить ему жилье в пределах <адрес>, где он работает и фактически проживает на основании договора коммерческого найма. Не проживает по месту регистрации, поскольку это комната в общежитии, в которой проживать невозможно.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не прибыл, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал рассмотрении дела без его участия, в возражениях на исковое заявление указал, что Министерство не признает исковые требования, поскольку Горбунов Н.А. с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23-х летнего возраста не обращался, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял. Между тем, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью дальнейшего получения жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. Уважительных причин пропуска срока для обращения Горбуновым Н.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по достижению совершеннолетия до настоящего времени стороной истца не представлено. В материалах дела отсутствует информация о том, что дееспособность истца ограничивалась, значит, он самостоятельно должен был обратиться в органы исполнительной власти после достижения возраста 18 лет и до достижения 23 летнего возраста в 2016 году для постановки на учёт. В нарушение пункта 2 статьи 4 Закона Хабаровского края № Горбуновым Н.А. не предоставлены следующие документы: документы, подтверждающие право пользования (собственности) жилым помещением по месту жительства (к таким документам относятся договор найма жилого помещения, ордер на жилое помещение, свидетельство о праве собственности); документ о наличии или об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения из организации, осуществлявшей регистрацию указанных прав до даты начала государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на территории субъекта Российской Федерации, в котором находилось место жительства лица; документ об окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о завершении обучения в профессиональных образовательных организациях (для лиц, достигших возраста 18 лет); правовой акт органа опеки и попечительства о защите жилищных прав подопечного, не достигшего 18 лет; заключение межведомственной комиссии о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении при установлении межведомственной комиссией факта невозможности проживания в жилом помещении; документ, содержащий сведения о включении либо об основаниях исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемого иным субъектом Российской Федерации (в случае проживания ранее за пределами края); документ, содержащий обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости. Также следует учитывать, что предельный возраст лиц из числа детей- сирот, не реализовавших право на жилищное обеспечение, которые вправе обратиться за предоставлением жилых помещений согласно Федеральному закону № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ с 01.01.2013 равен 23 годам. Право на жилищное обеспечение, введено Жилищным кодексом РСФСР 1983 г., введенным в действие с 01.01.1984. Поэтому, если гарантия на предоставление жилья возникла у лица в период действия Жилищного кодекса РСФСР, но так и не была реализована им до 01.01.2013, то гражданин утрачивает право на включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью дальнейшего получения жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. При вышеизложенных обстоятельствах исковые Горбунова Н.А. к министерству о возложении обязанности включения в список и предоставлении жилого помещения не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по представленным доказательствам.

Выслушав истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов дела следует, что Горбунов Николай Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца ФИО2 в <данные изъяты> году лишена родительских прав, в ДД.ММ.ГГГГ году умерла; отец ФИО3 лишен родительских прав в <данные изъяты> году, в ДД.ММ.ГГГГ году умер.

Постановлением главы района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ истец был определен в детский дом ребенка.

Распоряжением главы района имени Лазо Хабаровского края -р от ДД.ММ.ГГГГ Горбунов Н.А. был определен в коррекционную общеобразовательную школу–интернат <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ году Горбунов Н.А. поступил в <данные изъяты>", которое закончил в ДД.ММ.ГГГГ году; в ДД.ММ.ГГГГ году поступил в <данные изъяты> которое закончил в ДД.ММ.ГГГГ году.

Согласно распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ -р Горбунову Н.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Основанием отказа во включении в список послужило достижение Горбуновым Н.А. к моменту обращения с заявлением возраста более 23 лет и не представление необходимых документов, перечень которых установлен Законом Хабаровского края от 10.12.2012 года № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае».

Обращаясь с требованием о возложении обязанности на ответчика включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и предоставить жилое помещение, истец ссылается на то, что по объективным причинам не смог реализовать свое право до достижения возраста 23 лет.

Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего:

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательном субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-си рот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения" родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений но договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянною проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 2 п. 4 ст. 8 вышеуказанного закона).

В соответствии со ст. 4 Закона Хабаровского края № 253 от 10.12.2012 года формирование списка, осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края на основании заявлений лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 настоящего закона, либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности, поданных в данный орган по форме, утвержденной Правительством края.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 года № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» (в редакции постановления Губернатора Хабаровского края № 67 от 14.08.2013 года) Министерство ЖКХ Хабаровскою края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (п.п. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).

В соответствии со ст. 2 Закона Хабаровского края № 253 от 10.12.2012 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротим и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещении по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, и случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном настоящим законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетием возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.Согласно гарантийному письму Черняевской сельской администрации района имени Лазо Хабаровского края истцу гарантировали закрепление жилого помещения по адресу: <адрес>, вместе с тем сведения о закреплении указанной жилой площади за истцом не сохранились. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО5 и ФИО6 Жилого помещения на праве собственности Горбунов Н.А. не имеет, что подтверждается представленными истцом уведомлением об отсутствии запрашиваемых сведений Управления Росреестра и справкой КГУП «Хабкрайинвентаризация». Как следует из паспорта истца, он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Черняевскому сельскому поселению муниципального района имени Лазо Хабаровского края. Согласно договору коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ. Горбунов Н.А. проживает по адресу: <адрес>. Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение за Горбуновым Н.А. не закреплялось. При этом, как следует из пояснений истца и представленных им документов, органами опеки и попечительства Горбунову Н.А. не разъяснялось право на обращение с заявлением о предоставлении жилья в связи с тем, что жилое помещение, закрепление которого за ним гарантировалось, было приватизировано иными лицами. При этом Черняевская сельская администрация района имени Лазо Хабаровского края не проинформировала органы опеки и попечительства о данном факте и не поставила Горбунова Н.А. до достижению им возраста 23 лет на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения.При таких обстоятельствах довод ответчика о наличии оснований для отказа во включение истца в соответствующий список в связи с тем, что истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем в возрасте до 23 лет, судом отклоняются. Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправлении условий для его осуществления. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Действительно, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению,

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Поскольку в суд не представлены какие-либо данные, подтверждающие, что орган опеки принял меры по защите жилищных прав истца, в частности, по реализации его права на обеспечение вне очереди жилым помещением, решению вопроса по закреплению жилого помещения и обеспечению его сохранности до достижения истцом совершеннолетия, а так же по включению истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, суд пришел к выводу, что право на обеспечение Горбунова Н.А. жильем должно быть сохранено, так как иное не соответствовало бы принципам правовой определенности и социальной справедливости.

Само по себе достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, по мнению суда, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилого помещения.

Исходя из ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение детей-сирот жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.

В силу действующего жилищного законодательства обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в случае признания его нуждающимся в жилье.

Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 05.03.2009 года № 376-О-П, согласно которой предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Статья 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 года № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае» определяет, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном настоящим законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Поскольку в собственности жилого помещения Горбунов Н.А. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости Горбунова Н.А. в жилье, подтверждены в судебном заседании, и ответчиком не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что в силу приведенных выше норм Горбунов Н.А., несмотря на достижение им возраста более 23 лет, сохраняет право на предоставление жилого помещения до фактического обеспечения его жилым помещением.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Часть 1 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10 декабря 2012 г. № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае» предусматривает, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список), осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края на основании заявлений (далее - заявление о включении в список) лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего закона, либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 года № 95 министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений.

На основании изложенного, Горбунов Н.А. должен быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет государственного жилищного фонда Хабаровского края.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования Горбунова Н.А. о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 10.12.2012 года № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае».

Согласно ст. 5 данного закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по заявлению в письменной форме по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

Лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего закона, включенным в список, благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной частью 1 статьи 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения не может превышать размер, установленный подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае.

Норма предоставления площади жилого помещения государственного жилищного фонда края, предоставляемого по договору социального найма категориям граждан, определенным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 2 и частью 1 статьи 2.1 настоящего закона, устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (ст. 5 Закон Хабаровского края от 13.10.2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае»).

Согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 года № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, на основании приведенных выше норм, истец, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров по месту жительства – в пределах <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 22.02.2017 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-560/2018 (2-6893/2017;) ~ М-6440/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горбунов Николай Анатольевич
Ответчики
Министерство ЖКХ
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Губанова Алена Юрьевна
16.11.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2017[И] Передача материалов судье
17.11.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2017[И] Судебное заседание
16.01.2018[И] Судебное заседание
19.02.2018[И] Судебное заседание
22.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2018[И] Дело оформлено
25.04.2018[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее