Решение по делу № 33-875/2019 от 22.02.2019

№"> №">

9

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дорыданова И.В. Дело № 33-875/2019 года

Докладчик Берман Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Торговченковой О.В.,

судей Берман Н.В. и Степановой Н.Н.,

при секретаре Сухановой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика УСЗН Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 7 декабря 2018 года, которым постановлено:

«Признать за Вавилиной Оксаной Владимировной право на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на состав семьи три человека: Вавилина Оксана Владимировна,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО2,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО3,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для выдачи государственного жилищного сертификата по указанной программе.

В удовлетворении исковых требований Вавилиной Оксаны Владимировны к администрации сельскому поселению Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности включить Вавилину О.В. составом семьи 3 человека в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» отказать».

Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия

установила:

Вавилина О.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение и выдачу государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», возложении обязанности оформить и выдать государственный жилищный сертификат, ссылаясь на то, что она в 2001 году переехала на постоянное место жительства в Липецкую область, миграционной службой ей присвоен статус вынужденного переселенца. С 2003 года она была поставлена на учет для получения жилья. Администрацией Грязинского муниципального района она включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить сертификат в 2018 года по Грязинскому муниципальному району, по категории «вынужденные переселенцы» с датой постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГей было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что постановлением главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен земельный участок в<адрес>для проектирования и строительства индивидуального жилого дома. Земельный участок был предоставлен в аренду. Она рассчитывала произвести строительство дома за счет долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство жилья, на получение которой состояла в очереди в Территориальном органе Минфедерации России в ФИО4 области с 10 января 2001 года. Однако ссуду она не получила, поскольку с января 2002 года финансирование на эти цели из федерального бюджета приостановлено. Указанный земельный участок был передан в аренду другому лицу. Истица ежегодно представляла документы, подтверждающие ее право на получение жилищного сертификата. Полагала, что отказ ответчика противоречит статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом уточнения исковых требований просила признать ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» составом семьи 3 человека; обязать Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области включить ее составом семьи 3 человека в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», исходя из даты постановки на очередь на получение жилья как вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление социальной защиты населении Липецкой области выдать ей государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, в качестве третьих лиц, привлечены Вавилина М.А., Вавилин А.В.

Истица Вавилина О.В. в судебное заседание не явилась.

Представитель истицы Вавилиной О.В. - Коротких Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представители ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области Мещерякова О.В. и Канищева С.А. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на то, что поскольку Вавилиной О.В. Постановлением главы администрации г. Липецка от 2 июля 2001 года№2908уже был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, она в силу подпункта «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, не имеет право на предоставление государственной услуги по обеспечению жилищным сертификатом.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, третьи лица Вавилина М.А., Вавилин А.В. в судебное заседание не явились. Третьи лица Вавилина М.А., Вавилин А.В. в письменном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, и вынести новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя истицы Вавилиной О.В. – Коротких Е.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда верным.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года № 845 утверждено Положение «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (подпункт «б» пункта 3 Положения).

Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (пункт 37 Положения).

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включённые территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 17 указанных Правил в редакции, действующей до 16 июля 2016 года, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признавались, в частности, в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 Правил, - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

С 16 июля 2016 года вступили в силу изменения, согласно которым членами семьи названных граждан признаются проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

Согласно подпункту «д» пункта 19 Правил граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для участия в подпрограмме подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявления с приложением установленного перечня документов, в составе которого должна быть выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с пунктом 21 указанных Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.

В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 названных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления формируется сводный список по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункты 24 и 26 Правил).

Распоряжением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ на Управление социальной защиты населения Липецкой области возложены полномочия по обеспечению государственными жилищными сертификатами отдельных категорий граждан, в том числе вынужденных переселенцев.

Как следует из материалов дела,ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ приехала на территорию Липецкой области.

С ДД.ММ.ГГГГ у нее установлен статус вынужденного переселенца, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца, выданным ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время статус вынужденного переселенца продлен (л.д. 10-11).

На основании постановления главы администрации Бутырского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><данные изъяты> О.В. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека: она, дети – ФИО2,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО3,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (л.д. 107).

Согласно справке, выданной администрацией сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Вавилина О.В. с составом семьи: ФИО2, ФИО3 поставлены на жилищный учет в администрации сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ на основании удостоверения вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ, очередь . Субсидии на строительство и жилье по договору социального найма Вавилиной О.В. и членам ее семьи не выделялись (л.д. 158).

Администрацией сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Вавилина О.В. включена в список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Вавилина О.В. обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению государственными жилищными сертификатами граждан в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от 31 мая 2018 года№583-Ппринято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием Вавилиной О.В. подпункту «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения Липецкой области Вавилиной О.В. было направлено извещение о принятом решении.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о незаконности принятого решения, которым Вавилиной О.В. было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, на том основании, что истице Вавилиной О.В. выделялся для строительства дома земельный участок, в связи с чем она не может являться участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Так, Постановлением главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был предоставлен для проектирования и строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных строений земельный участок(по схеме) в<адрес>площадью <данные изъяты> на правах аренды сроком <данные изъяты> года.

Поскольку денежных средств на строительство жилого дома у истицы не было, она заключила соглашение о передаче прав и обязанностей по договоруаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ с Чебукиной Т.А. (л.д.14).

Данное соглашение было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области (л.д. 16).

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГЧебукиной Т.А. уведомила Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области о передаче прав и обязанностей по договоруаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», введенным в действие с 1 января 2016 года, срок действия статуса вынужденного продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований, непредставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество, зарегистрированных за ФИО1 (л.д. 17).

Таким образом, поскольку земельный участок находился в пользовании истицы в период с 2001 по 2013 годы, пункт 5 статьи 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» введен в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом № 467-ФЗ от 30 декабря 2015 года, действие статуса вынужденного переселенца продлевалось до настоящего времени, данная норма не распространяется на правоотношения, возникшие до её введения в действие.

Учитывая, что Вавилина О.В и члены ее семьи в настоящий момент прав на недвижимое имущество не имеет, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, собственниками и арендаторами земельного участка, никаких компенсаций и субсидий для приобретения и строительства жилья как вынужденные переселенцы не получали, истица имеет статус вынужденного переселенца, то суд правильно пришел к выводу о наличии у Вавилиной О.Н. права на получение сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на состав семьи три человека: Вавилина О.В.,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО2,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО3,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в настоящий момент прав на недвижимое имущество за истицей не зарегистрировано, закон Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 обратной силы не имеет, доводы жалобы, что истице ранее был предоставлен земельной участок не имеет правого значения для разрешения данного спора, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.

Таким образом, нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 7 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Липецкой области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-875/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Вавилина О.В.
Ответчики
Администрация сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области
Управление социальной защиты населения ЛО
Другие
Коротких Е.В.
Вавилина М.А.
Вавилин А.В.
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Берман Н.В.
13.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2019Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее