Судья Дорыданова И.В. Дело № 33-875/2019 года
Докладчик Берман Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Торговченковой О.В.,
судей Берман Н.В. и Степановой Н.Н.,
при секретаре Сухановой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика УСЗН Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 7 декабря 2018 года, которым постановлено:
«Признать за Вавилиной Оксаной Владимировной право на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на состав семьи три человека: Вавилина Оксана Владимировна,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО2,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО3,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для выдачи государственного жилищного сертификата по указанной программе.
В удовлетворении исковых требований Вавилиной Оксаны Владимировны к администрации сельскому поселению Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности включить Вавилину О.В. составом семьи 3 человека в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» отказать».
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
установила:
Вавилина О.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение и выдачу государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», возложении обязанности оформить и выдать государственный жилищный сертификат, ссылаясь на то, что она в 2001 году переехала на постоянное место жительства в Липецкую область, миграционной службой ей присвоен статус вынужденного переселенца. С 2003 года она была поставлена на учет для получения жилья. Администрацией Грязинского муниципального района она включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить сертификат в 2018 года по Грязинскому муниципальному району, по категории «вынужденные переселенцы» с датой постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-Пей было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что постановлением главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ№ ей был предоставлен земельный участок в<адрес>для проектирования и строительства индивидуального жилого дома. Земельный участок был предоставлен в аренду. Она рассчитывала произвести строительство дома за счет долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство жилья, на получение которой состояла в очереди в Территориальном органе Минфедерации России в ФИО4 области с 10 января 2001 года. Однако ссуду она не получила, поскольку с января 2002 года финансирование на эти цели из федерального бюджета приостановлено. Указанный земельный участок был передан в аренду другому лицу. Истица ежегодно представляла документы, подтверждающие ее право на получение жилищного сертификата. Полагала, что отказ ответчика противоречит статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом уточнения исковых требований просила признать ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» составом семьи 3 человека; обязать Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области включить ее составом семьи 3 человека в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», исходя из даты постановки на очередь на получение жилья как вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление социальной защиты населении Липецкой области выдать ей государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, в качестве третьих лиц, привлечены Вавилина М.А., Вавилин А.В.
Истица Вавилина О.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель истицы Вавилиной О.В. - Коротких Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области Мещерякова О.В. и Канищева С.А. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на то, что поскольку Вавилиной О.В. Постановлением главы администрации г. Липецка от 2 июля 2001 года№2908уже был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, она в силу подпункта «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, не имеет право на предоставление государственной услуги по обеспечению жилищным сертификатом.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, третьи лица Вавилина М.А., Вавилин А.В. в судебное заседание не явились. Третьи лица Вавилина М.А., Вавилин А.В. в письменном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, и вынести новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя истицы Вавилиной О.В. – Коротких Е.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда верным.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года № 845 утверждено Положение «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (подпункт «б» пункта 3 Положения).
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (пункт 37 Положения).
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Подпунктом «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включённые территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 17 указанных Правил в редакции, действующей до 16 июля 2016 года, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признавались, в частности, в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 Правил, - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
С 16 июля 2016 года вступили в силу изменения, согласно которым членами семьи названных граждан признаются проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Согласно подпункту «д» пункта 19 Правил граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для участия в подпрограмме подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявления с приложением установленного перечня документов, в составе которого должна быть выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с пунктом 21 указанных Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.
В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 названных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления формируется сводный список по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункты 24 и 26 Правил).
Распоряжением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № на Управление социальной защиты населения Липецкой области возложены полномочия по обеспечению государственными жилищными сертификатами отдельных категорий граждан, в том числе вынужденных переселенцев.
Как следует из материалов дела,ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ приехала на территорию Липецкой области.
С ДД.ММ.ГГГГ у нее установлен статус вынужденного переселенца, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца, выданным ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время статус вынужденного переселенца продлен (л.д. 10-11).
На основании постановления главы администрации Бутырского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><данные изъяты> О.В. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека: она, дети – ФИО2,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО3,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (л.д. 107).
Согласно справке, выданной администрацией сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, Вавилина О.В. с составом семьи: ФИО2, ФИО3 поставлены на жилищный учет в администрации сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ на основании удостоверения вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ№, очередь №. Субсидии на строительство и жилье по договору социального найма Вавилиной О.В. и членам ее семьи не выделялись (л.д. 158).
Администрацией сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Вавилина О.В. включена в список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Вавилина О.В. обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению государственными жилищными сертификатами граждан в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от 31 мая 2018 года№583-Ппринято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием Вавилиной О.В. подпункту «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения Липецкой области Вавилиной О.В. было направлено извещение о принятом решении.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о незаконности принятого решения, которым Вавилиной О.В. было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, на том основании, что истице Вавилиной О.В. выделялся для строительства дома земельный участок, в связи с чем она не может являться участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Так, Постановлением главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 был предоставлен для проектирования и строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных строений земельный участок№(по схеме) в<адрес>площадью <данные изъяты> на правах аренды сроком <данные изъяты> года.
Поскольку денежных средств на строительство жилого дома у истицы не было, она заключила соглашение о передаче прав и обязанностей по договору№-Саренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ с Чебукиной Т.А. (л.д.14).
Данное соглашение было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области (л.д. 16).
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГЧебукиной Т.А. уведомила Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области о передаче прав и обязанностей по договору№-Саренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», введенным в действие с 1 января 2016 года, срок действия статуса вынужденного продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований, непредставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество, зарегистрированных за ФИО1 (л.д. 17).
Таким образом, поскольку земельный участок находился в пользовании истицы в период с 2001 по 2013 годы, пункт 5 статьи 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» введен в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом № 467-ФЗ от 30 декабря 2015 года, действие статуса вынужденного переселенца продлевалось до настоящего времени, данная норма не распространяется на правоотношения, возникшие до её введения в действие.
Учитывая, что Вавилина О.В и члены ее семьи в настоящий момент прав на недвижимое имущество не имеет, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, собственниками и арендаторами земельного участка, никаких компенсаций и субсидий для приобретения и строительства жилья как вынужденные переселенцы не получали, истица имеет статус вынужденного переселенца, то суд правильно пришел к выводу о наличии у Вавилиной О.Н. права на получение сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на состав семьи три человека: Вавилина О.В.,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО2,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ФИО3,ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в настоящий момент прав на недвижимое имущество за истицей не зарегистрировано, закон Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 обратной силы не имеет, доводы жалобы, что истице ранее был предоставлен земельной участок не имеет правого значения для разрешения данного спора, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
Таким образом, нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 7 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
33-875/2019
Детальная проверка физлица

Уголовные и гражданские дела
Задолженности
Нахождение в розыске
Арбитражи
Банкротство