дело № 3а-701/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 г. г. Красногорск
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
с участием прокурора Московской областной прокуратуры Смирновой М.В.
при секретаре Коньшиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павлова Дмитрия Евгеньевича о признании незаконным и подлежащим отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы,
у с т а н о в и л :
Павлов Дмитрий Евгеньевич обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения №7/1 от 01 августа 2016 года окружной избирательной комиссии Раменского одномандатного избирательного округа №18 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы Стребкова Кирилла Петровича.
В обоснование требований, административный истец указал, что 01 августа 2016 года решением Окружной избирательной комиссии Раменского одномандатного избирательного округа №18 он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы. В тот же день, в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы зарегистрирован Стребков К.П.. Полагает, что решение о регистрации кандидата Стребкова К.П. является незаконным, поскольку кандидатом не было представлено в окружную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством прекращения деятельности, не совместимой со статусом депутата Московской областной Думы. В заявлении, поданном в избирательную комиссию Московской области избирательным объединением, выдвинувшим Стребкова К.П., отсутствует обязательство о прекращении деятельности, несовместимой со статусом иной выборной должности. На момент проведения выборов представлена справка с места работы и должность, датирована 07 июня 2016 года, то есть выданная до начала избирательной компании и даты опубликования решения о назначении выборов. Стребков К.П. не известил избирательную комиссию, когда им был открыт специальный избирательный счет. Представленный диплом о высшем образовании кандидата не подтверждает уточненные сведения о квалификации как элемента сведений о профессиональном образовании кандидата. Полагает, что у комиссии при принятии решения имелись основания предусмотренные подпунктом «в,в1,в2» пункта 24 статьи 38 ФЗ №67 отказать в регистрации кандидату Стребкову К.П.. Оспариваемое решение нарушает его права как кандидата, выдвинутого по тому же избирательному округу и выполнившего требования закона в полном объеме.
В судебном заседании представитель Павлова Д.Е. по доверенности адвокат Моисеев С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении
Стребков К.П. возражал, портив заявленных требований.
Представитель окружной избирательной комиссии Раменского одномандатного избирательного округа №18 по доверенности Иванова Н.А. возражала против заявленных требований по основаниям, приведенным в отзыве (л.д.24).
Представитель избирательной комиссии Московской области по доверенности Селекзянов О.Е. не усмотрел оснований для отказа комиссии в регистрации кандидату и отмены оспариваемого административным истцом решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Московской областной думы Стребкова К.П..
Избирательное объединение Московское областное отделение политической партии ЛДПР в суд представителя не направило.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора полгавшей, что основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации Стребкова К.П. в качестве кандидата в депутаты Московской областной думы не имеется, приходит к следующему.
Постановлением Московской областной Думы от 16.06.2016 № 33/170-П назначены выборы депутатов Московской областной Думы. Постановление опубликовано в установленном порядке.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 24 мая 2016
года № 263/3577-5 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской областной Думы Раменского одномандатного избирательного округа №18 возложены на территориальную избирательную комиссию Раменского района Московской области.
Решением № 7/3 окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской областной Думы Раменского одномандатного избирательного округа №18 от 01 августа 2016 административный истец Павлов Дмитрий Евгеньевич зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы.
По данному избирательному округу в тот же день окружной избирательной комиссией принято решение № 7/1 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы Стребкова Кирилла Петровича выдвинутого избирательным объединением Московского областного отделения Политической партией «Коммунистическая ЛДПР-Либерально-демократической партии России».
Одним из оснований отмены решения окружной избирательной комиссии административный истец полагает нарушение выразившееся в не предоставлении Стребковым К.П. в окружную избирательную комиссию Раменского одномандатного избирательного округа №18 заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Думы, истец указывает на нарушение п.1 и п.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
С данным доводом административного истца суд согласиться не может поскольку, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные: объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 23 Закон Московской области от 06.06.2011 N 79/2011- ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы» избирательные объединения участвуют в выборах, в том числе выдвигают кандидатов, списки кандидатов по одномандатным избирательным округам. Избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата в каждом одномандатном избирательном округе. В случае выдвижения кандидатов более чем по одному одномандатному избирательному округу, избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам списком. Заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется Избирательной комиссией Московской области.
Статья 25 указанного закона Московской области регламентирует выдвижение избирательным объединением кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Согласно части 1 указанной статьи Закона, уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 3 статьи 21 настоящего Закона, не позднее чем через 30 дней после дня официального опубликования (публикации) постановления Думы (решения Избирательной комиссии Московской области) о назначении выборов представляет в Избирательную комиссию Московской области следующие документы:
решение съезда политической партии или конференции (общего собрания) ее регионального отделения, о выдвижении кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;
два экземпляра списка кандидатов по одномандатным избирательным округам;
решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;
нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;
документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов по одномандатным округам, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии;
официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (если список кандидатов по одномандатным округам выдвигается региональным отделением политической партии) список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов по одномандатным округам и являющихся членами данной политической партии.
Избирательная комиссия Московской области в течение трех дней со дня приема документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован (ч.б ст. 25).
Согласно части 7 указанной статьи Закона Московской области, решение Избирательной комиссии Московской области о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в части 3 статьи 21 настоящего Закона, в течение одних суток с момента принятия направляются Избирательной комиссией Московской области в соответствующие окружные избирательные комиссии. Информация о заверении списков кандидатов, по одномандатным избирательным округам, об отказе в заверении списков предоставляется средствам массовой информации.
Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляет в соответствии с частью 5 статьи 21 настоящего Закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в частях 3.1, 4, 4.1 статьи 21 настоящего Закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Таким образом, в окружную избирательную комиссию после поступления в нее из Избирательной комиссии Московской области заверенного комиссией Московской области списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и заявления кандидата о согласии баллотироваться самим кандидатом представляются:
1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения;
заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
6) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Вышеуказанные нормы Закона Московской области согласуются с аналогичными нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п.п. 1, 2 ст. 33, п.14.1. и п. 14.3 ст.35 Федерального закона N 67-ФЗ).
Суд полагает, что истец заблуждается относительно нарушения допущенных по его мнению кандидатом Стребковым К.П., поскольку указанная норма пункта 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата, как раз делает исключение для случаев, когда кандидаты выдвигаются списком по одномандатным избирательным округам. В указанных случаях заявление кандидата представляется вместе с указанным списком кандидатов.
Из материалов дела следует, что 17 июля 2016 года в окружную избирательную комиссию Раменского одномандатного избирательного округа №18 поступило Решение Избирательной комиссии Московской области от 16.07.2016 № 273/3729-5 «О списке кандидатов в депутаты Московской областной Думы по одномандатным избирательным округам избирательного объединения «Московское областное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России», которым был заверен список кандидатов в депутаты Московской областной Думы по одномандатным избирательным округам, а также копия заявления кандидата Стребкова Кирилла Петровича, выдвинутого по Раменскому одномандатному избирательному округу № 18.
Стребковым К.П. 18 июля 2015 года в окружную избирательную комиссию Раменского одномандатного избирательного округа №18 были предоставлены документы, которые он должен был предоставить лично, на что ему было выдано письменное подтверждение получения документов (л.д.46).
29 июля 2016 года Стребковым К.В. в окружную избирательную комиссию Раменского одномандатного избирательного округа №18 были предоставлены документы для регистрации кандидата, в том числе первый финансовый отчет, на что ему также было выдано письменное подтверждение (л.д.68).
В тот же день указанным кандидатом вместе с документами для регистрации было представлено в избирательную комиссию уведомление об открытии им специального избирательного счета в филиале ПАО Сбербанк, расположенном в г. Раменское Московской области (л.д.69).
В данном случае суд, находит довод административного истца о том, что кандидат Стребков К.П. не уведомил избирательную комиссию об открытии специального избирательного не основанным на нормах действующего законодательства, поскольку закон не устанавливает каких-либо требований к уведомлению избирательной комиссии об открытии такого счета, а только указывает, на то, что кандидат должен известить об этом комиссию. Кроме того, уведомление об открытии счета не является документом, необходимым для выдвижения и регистрации кандидата.
Сведения о принятии указанного уведомления содержатся в представленном суду журнале приема входящей документации (л.д.76). Таким образом, суд, считает, что кандидат Стребков К.П. уведомил избирательную комиссию об открытии избирательного счета.
Относительно довода административного истца по непредставлению кандидатом Стребковым К.П. надлежащим образом оформленной справки с места работы, то данный довод также не нашел своего объективного подтверждения, поскольку в материалах дела имеется справка с места работы Стребкова К.П., из которой видно, что сведения о месте работы и должности полностью соответствуют, сведениям, указанным Стребковым К.П. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской областной Думы.
Закон не устанавливает каких-либо определенных требований к копии документа, срока его действия, подтверждающего сведения об основном месте работы и занимаемой должности. Доказательств того, что на момент подачи документов кандидат имел иное место работы суду не представлено.
Вместе с тем, Федеральный закон № 67-ФЗ обязывает соответствующую избирательную комиссию выявить неполноту сведений о кандидатах, отсутствие каких-либо документов и не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, известить об этом кандидата.
Так в ходе проверки документов представленных кандидатом Стребковым К.П. избирательной комиссией были выявлены недостатки в части не указания в заявлении квалификации кандидата, о чем было направлено уведомление.
27 июля 2016 года Стребков К.П. во исполнение устранение замечаний представил в окружную избирательную комиссию с уведомление об изменениях в сведениях о кандидате в заявлении кандидата в депутаты Московской областной Думы о согласии баллотироваться по Раменскому одномандатному избирательному округу №18 дополнив его данными об образовании «Высшее профессиональное, присуждена квалификация – экономист менеджер» по специальности «Менеджмент организации» (л.д.70,66).
Таим образом, поданное кандидатом заявление с учетом восполнения обнаруженных замечаний полностью соответствует нормам законодательства и не противоречит сведениям, указанным в копии представленного кандидатом диплома об образовании.
Изучив копию заявления поданного Стребковым К.П. о согласии баллотироваться, судом установлено, что данное заявление (абзац 2) (л.д.38) содержит обязательство кандидата в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Московской областной Думы. Следовательно, данный довод указанный административный истцом опровергается материалами дела.
Анализируя изложенное судом установлено, что 01 августа 2016 года избирательная комиссия, проверив соответствие порядка выдвижения кандидата в депутаты Московской областной Думы по Раменскому одномандатному избирательному округу № 18 Стребкова К.П., требованиям статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 25 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» и представленные для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы документы, приняла решение № 7/1 «О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Раменскому одномандатному избирательному округу № 18 Стребкова Кирилла Петровича, выдвинутого избирательным объединением: Московское областное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России».
Пунктом 24 статьи 38 вышеназванного Федерального закона предусмотрен перечень оснований отказа в регистрации кандидата, который является исчерпывающим, суд приходит к выводу, что на момент принятия избирательной комиссией решения основания, предусмотренные пунктом 24 статьи 38 вышеназванного Федерального закона для отказа в регистрации Стребкова К.П. отсутствовали. Не установлены данные основания и на момент рассмотрения дела.
Поскольку суд по заявленным основаниям не усмотрел нарушений норм избирательного законодательства при принятии решения Окружной избирательной комиссии Раменского одномандатного избирательного округа о регистрации Стребкова К.П. в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Произвольное, немотивированное исключение кандидатов из списка является нарушающим пассивного избирательного права граждан.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 239-244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
требования Павлова Евгения Дмитриевича о признании незаконным и подлежащим отмене решения №7/1 от 01 августа 2016 года окружной избирательной комиссии Раменского одномандатного избирательного округа №18 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы VI созыва Стребкова Кирилла Петровича - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Решение изготовлено 12 августа 2016 года.
Судья М.Ю. Елизарова