Дело № 2-280/14 28 января 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе :
председательствующего судьи Вайнонен Е.Э.,
при секретаре Богатыревой С.О.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткачева С.В. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права на заключение договора социального найма,
У с т а н о в и л :
Истец Ткачев С.В. первоначально обратился в суд с иском к Администрации Красногвардейского района, просил признать за ним право на заключение договора социального найма на комнату № жилой площадью 10,4 кв.м в квартире <адрес> Санкт-Петербурга, обязать заключить с ним договор социального найма на спорную комнату. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования к ответчикам : Администрации района, ГКУ « Жилищное агентство Красногвардейского района», Царьковой Е.Н., в окончательном варианте просит : признать незаконным распоряжение Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № от 15.10.2013 года в части предоставления Царьковой Е.Н. на семью из трех человек спорной комнаты по вышеуказанному адресу ; признать недействительным Дополнительное соглашение от 18.11.2013 года к договору социального найма № от 17.01.2012 года, заключенное между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением « Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга» и Царьковой Е.Н., на спорную комнату ; признать за истцом право на заключение договора социального найма с жилищным агентством на спорную комнату ; обязать Администрацию района издать распоряжение о предоставлении истцу спорной комнаты по договору социального найма ; обязать ГКУ Жилищное Агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга заключить с ним договор социального найма жилого помещения ( л.д.49-54).
В обоснование заявленных требований истец указал, что с дата он проходил военную службу в Вооруженных силах РФ. Решением жилищной комиссии <> ему была предоставлена комната № жилой площадью 10,4 кв.м в квартире <адрес> Санкт-Петербурга, был выдан ордер на право занятия комнаты ; с апреля 2005 г. он с женой и ребенком проживают в предоставленной комнате ; истец неоднократно обращался в Администрацию Красногвардейского района с заявлениями о заключении договора социального найма, однако в заключении указанного договора ему было отказано. Другой жилой площади по договору социального найма, в собственности истец не имеет. Распоряжением администрации Красногвардейского района № от 15.10.2013 г. занимаемая Ткачевым С.В. комната № была предоставлена в порядке улучшения к ранее занимаемой жилой площади Царьковой Е.Н. 18.11.2013 г. между ГКУ ЖАКАР и Царьковой Е.Н. было заключено дополнительное соглашение к договору социального найма № от 17.01.2012 г. в части спорной комнаты. Указанные распоряжение и дополнительное соглашение истец просит признать незаконными ( л.д.3,25,49-54).
Истец в суд явился, на иске настаивает.
Представитель ответчика ГКУ «Жилищное агентство Красногвардейского района» в суд явилась, против иска возражает.
Ответчик Царькова Е.Н. в суд явилась, против иска возражает.
Представитель ответчика Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, ответчик Царьков С.В. в суд не явились, о слушании дела извещены надлежаще, возражений не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, их представителей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Царьков С.В. с женой Царьковой Е.Н., сыном П. на основании Договора социального найма № от 17.01.2012 г. занимали комнату № площадью 15,20 кв.м в семикомнатной коммунальной квартире <адрес> в Санкт-Петербурге, согласно распоряжения № от 20.06.2011 г. (л.д. 34-35,40,41).
Распоряжением Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № от 15.10.2013 г. Царьковой Е.Н. на семью из трех человек ( сама, двое сыновей) в дополнение к ранее занимаемой жилой площади предоставлена согласно ч.2 ст.59 ЖК РФ комната № площадью 10,40 кв.м в коммунальной квартире <адрес> в Санкт-Петербурге (л.д. 9).
18.11.2013 г. между ГКУ « Жилищное агентство Красногвардейского района», Царьковой Е.Н., Царьковым С.В. заключено Дополнительное соглашение к Договору социального найма № на комнату № площадью 10,40 кв.м в коммунальной квартире <адрес> в Санкт-Петербурге, Царькова Е.Н. признана нанимателем спорной комнаты ( л.д.37-38).
17.02.2005 г. решением жилищной комиссии <> Ткачеву С.В. на семью из двух человек предоставлена комната жилой площадью 10,40 кв.м в квартире <адрес> в Санкт-Петербурге (л.д. 16), ВИТУ МО РФ выдан ордер на право занятия истцом вышеуказанной комнаты (л.д. 17). С апреля 2005 г. истец с семьей проживает в спорной комнате.
Как следует из Протокола № 2, ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий А. ( л.д.16).
Указанные обстоятельства подтверждаются Выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии <> от 17.02.2005 г.; ордером (л.д. 16,17).
С 21.09.2004 г. Ткачев С.В. постоянно зарегистрирован в принадлежащем <> доме <адрес> Санкт-Петербурга, войсковая часть, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, в войсковой части не служит по причине увольнения в запас ( л.д.56, 50).
Истец не имеет на праве частной собственности жилых помещений, что подтверждается справкой ЕГРП ( л.д.55).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1).
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.06.2013 г. № 12-П « По проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 ФЗ « О статусе военнослужащих», обязывая органы государственной власти создавать каждому условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба как особый вид государственной службы непосредственно связана с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Так, согласно Федеральному закону № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляющему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей (преамбула), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей пдедоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 5 вышеуказанной статьи Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся, согласно Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80; действовала на момент предоставления Ткачеву С.В. спорной комнаты, утратила силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1297), жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ (квартирно-эксплуатационными частями) районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) (пункт 26); военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (пункт 28).
В соответствии с п.1 Инструкции военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации.
Пунктом 23 вышеуказанной Инструкции предусмотрено, что жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепленные за Министерством обороны, закрепляются за теми воинскими частями гарнизона, в которых проходят военную службу проживающие в них военнослужащие.
Положениями п.п. 32, 33 указанной Инструкции определено, что жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Пункт 37 Инструкции предусматривает, что распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В соответствии с положениями п.З ст. 49 ЖК РФ жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен Федеральным Законом, указом Президента РФ или Законом субъекта РФ.
Обстоятельства освобождения спорного жилого помещения военнослужащим А. сторонами не оспариваются, равно как предоставление спорной комнаты Ткачеву С.В.и вселение в нее.
Из материалов дела следует, что во исполнение распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 24.03.2006 № « О передаче объектов Минобороны России из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга», на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом приказом СПб ГКУ « Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга» № от 12.12.2006, дом по вышеуказанному адресу принят жилищным агентством с 01.01.2007 г. от Загородной КЭЧ на техническое обслуживание и ремонт, спорное жилое помещение находится в собственности Санкт-Петербурга ( л.д.14).
Несмотря на это, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей, как граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего субъекта. А законодатель предусмотрел такую форму обеспечения жильем военнослужащих, как повторное заселение по правилам п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», при этом законодатель не связывает такое право с порядком предыдущего заселения жилого помещения военнослужащим.
В обоснование заявленных требований истцом представлены квитанции об оплате коммунальных платежей по спорной комнате с 2005 г. по 2013 г.( л.д.62-93).
Оценив в совокупности представленные истцом доказательства, а также собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что комната № площадью 10,40 кв.м в коммунальной квартире <адрес> Санкт-Петербурга предоставлена военнослужащему Ткачеву С.В. законно и обоснованно ; документов, свидетельствующих о том, что право истца по пользованию спорной комнатой было оспорено, в материалах дела не имеется, ответчиками соответствующих требований при рассмотрении настоящего дела не заявлялось; правовые основания распределения указанного жилого помещения у Администрации Красногвардейского района отсутствовали. Каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истца при вселении в спорную комнату в апреле 2005 г. допущено не было, а возможное нарушение должностными лицами <>, Загородной КЭЧ установленного порядка оформления документов в ходе предоставления жилого помещения не может являться основанием для умаления прав гражданина, добросовестно выполнявшего обязанности нанимателя жилого помещения.
Доводы представителя ответчика Царьковой Е.Н. в части того, что ордер, выданный <> Ткачеву С.В., не является доказательством предоставления последнему спорной комнаты, не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку требований о признании ордера недействительным ответчиками не заявлялось, указанные обстоятельства прав и законных интересов Царьковой Е.Н. не нарушают. Кроме того, следует отметить, что после введения с 01.03.2005 г. Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений на основании ордеров упразднено, в то время, как решение о предоставлении лейтенанту Ткачеву С.В. спорной комнаты принято жилищной комиссией <> 17.02.2005 г. ( л.д.16).
При таких обстоятельствах за Ткачевым С.В. надлежит признать право пользования комнатой № площадью 10,4 кв.м в квартире <адрес> Санкт-Петербурга на условиях договора социального найма.
Поскольку судом установлена законность занятия Ткачевым С.В. спорной комнаты, то суд приходит к выводу, что исковые требования Ткачева С.В. о признании незаконным распоряжения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № от 15.10.2013 года в части предоставления Царьковой Е.Н. на семью из трех человек комнаты № жилой площадью 10,40 кв.м квартиры <адрес> Санкт-Петербурга, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что судом установлен факт незаконного распределения комнаты № в спорной квартире Администрацией Красногвардейского района, то соответственно не может быть признано законным заключенное 18.11.2013 г. Дополнительное соглашение к договору социального найма № от 17.01.2012 года, заключенное между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением « Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга», Царькова С.В., Царьковой Е.Н., на комнату № площадью 10,4 кв.м в квартире <адрес> Санкт-Петербурга, а потому исковые требования в этой части также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ткачева С.В. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга №-р от 15.10.2013 года в части предоставления Царьковой Е.Н. на семью из трех человек комнаты №,жилой площадью 10,40 кв.м квартиры <адрес> Санкт-Петербурга.
Признать недействительным Дополнительное соглашение от 18.11.2013 года к договору социального найма № от 17.01.2012 года, заключенное между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением « Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга», Царькова С.В., Царьковой Е.Н., на комнату № площадью 10,4 кв.м в квартире <адрес> Санкт-Петербурга.
Признать за Ткачевым С.В. право пользования комнатой № площадью 10,4 кв.м в квартире <адрес> Санкт-Петербурга на условиях договора социального найма.
Обязать Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о предоставлении Ткачеву С.В. жилого помещения комнаты № площадью 10,4 кв.м в квартире <адрес> Санкт-Петербурга по договору социального найма.
Обязать ГКУ Жилищное Агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга заключить с Ткачевым С.В. договор социального найма жилого помещения на комнату № площадью 10,4 кв.м в квартире <адрес> Санкт-Петербурга.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 03.02.2014 года.