РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2015 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.,
при секретаре Еськиной Е.В.,
с участием прокурора Ч.О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5019/2015 по заявлению кандидата в депутаты Кировского района городского округа Самара Самарской области Урюпина А.Е. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Сидорова А.Д.,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Кировского района городского округа Самара Самарской области Урюпин А.Е. обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Сидорова А.Д., мотивируя свои требования тем, что *** Избирательная комиссия Самарской области приняла решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов Кировского районного городского округа Самара Самарской области первого созыва назначенных на *** года. *** данное решение было опубликовано в газете «Волжская коммуна». Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области от *** № полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области. *** принято решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Сидорова А.Д. по одномандатному избирательному округу №2. *** принято решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области первого созыва Урюпина А.Е. по одномандатному избирательному округу №2. При сдаче документов на выдвижение и регистрацию Сидоров А.Д. нарушил требования избирательного законодательства, поэтому полагает, что решение комиссии, о его регистрации подлежит отмене в судебном порядке, по следующим основаниям. В соответствии с п.3 ст.33 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» кандидат считается выдвинутым после поступления заявления о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Аналогичная норма имеется и в №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Из данной нормы следует, что заявление о согласии баллотироваться должно содержать обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Не указание данного обязательства в заявлении Сидорова А.Д. свидетельствует о неверном оформлении документа при выдвижении и не указания всех сведений как того требует закон, что влечет отмену решения о регистрации. Указанное обстоятельство нарушает равенство прав кандидатов в части соблюдения требований к предоставляемым документам для регистрации и выдвижения. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, в порядке, предусмотренном ст.75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с п.п. «в» п.24 ст.38 ФЗ одним из оснований отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона. В соответствии с п.п. «3.2» п.9 ст.38 Самарского закона одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п.3 и 5 ст.33 настоящего закона, иных сведений, предусмотренных настоящим законом. Просил отменить решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № от *** о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Сидорова А.Д..
Заявитель Урюпин в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.13).
Представитель заявителя Журавлев Е.В., действующий на основании доверенности (л.д.10), в судебном заседании заявление поддержал, по основаниям, указанным в заявлении, просил его удовлетворить. Дополнив, что в заявлении не указано наименование района при указании места жительства, не указано место жительства уполномоченных представителей, представленный финансовый отчет не подписан Сидоровым, а уполномоченным представителем по финансовым вопросам, не приложена банковская справка, финансовый отчет не соответствует утвержденной форме, указанные документы не представлены лично Сидоровым А.Д. Просил с учетом дополнения заявления отменить решение Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата Сидорова А.Д.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара Авазбекова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, просила отказать, поскольку кандидатом были исполнены все предписания закона.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области Трошина С.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, пояснив, что форма заявления была рекомендована Избирательной комиссией Самарской области Приложение №9, финансовый отчет может быть подписан как кандидатом, так и уполномоченным по финансовым вопросам. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо Сидоров А.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.14).
Представитель заинтересованного лица Королева С.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.26 Закона Самарской области от 08.06.2006 года «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» порядок формирования территориальных избирательных комиссий определяется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Территориальные избирательные комиссии осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом.
Территориальная избирательная комиссия в случаях, предусмотренных в части 3 статьи 24 и части 2 статьи 25 настоящего Закона, участвует в подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении данных выборов в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом соответственно избирательной комиссии муниципального образования или (и) окружной избирательной комиссии, а также в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решением Избирательной комиссии Самарской области от *** № сформирована Территориальная избирательная комиссия Кировского района городского округа Самара.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от *** № «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва» назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на *** года. Данная информация опубликована в газете «Волжская коммуна» № от *** (л.д.8). Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования.
Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области от *** № полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области (л.д.9).
Согласно п.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменно судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же законом, иным законом.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006 года «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указание организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законном порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественному объединении при условии предоставления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Судом установлено, что кандидатом в депутаты Сидоровым А.Д. заявление для выдвижения в кандидаты представлено в ТИК Кировского района г.о.Самара *** лично (л.д.52).
Форма заявления была утверждена решением Территориальной избирательной комиссии № от *** (л.д.76).
Заявление Сидоровым А.Д. подписано лично, в котором указано, что в случае его избрания депутатом Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области первого созыва он обязуется в пятидневный срок, со дня извещения его об избрании депутатом предоставить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата (л.д.52).
Таким образом, обязательство о прекращении деятельности Сидоровым А.Д., о котором указывает заявитель в своем заявлении, указано в заявлении кандидата Сидолрова А.Д., требования закона в этой части были выполнены.
Довод представителя заявителя о том, что заявление кандидата о согласии баллотироваться оформлено с нарушением закона в части указания адреса места жительства, поскольку не указан район г.Самары, не понятно <адрес> или проспект, суд полагает несостоятельным, поскольку адрес кандидатом указан в соответствии с паспортом, в котором указан адрес регистрации <адрес>, в заявлении также указан субъект РФ - Самарская область, и поскольку кандидат проживает в городском округе Самара, который является самостоятельным муниципальным образованием в соответствии с Законом Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области», в связи с чем, указание на район, в котором он проживает, не обязательно, поскольку район городского округа муниципальным образованием не является.
По таким же основанием суд не принимает и довод представителя заявителя о не указании полного адреса уполномоченного представителя, кроме того, адрес уполномоченного представителя указан в доверенности, копия которой представлена в ТИК.
Первый финансовый отчет кандидата Сидорова О.Д. представлен *** (л.д.73), подписан уполномоченным представителем по финансовым вопросам Королевой С.А.
Частью 5 ст.33 ФЗ от 12.06.2002 года №67-ГД «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регулирующая порядок выдвижения кандидата и предоставление им необходимого пакета документов определяет, что документы, указанные в п.2, 2.2., 3 и 3.1 настоящей статьи кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан предоставить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2., 3 и 3.1 могут быть предоставлены по просьбе кандидата иными лицами, в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Таким образом, закон установил, что документы, представляемые в избирательную комиссию могут быть представлены и лицом, имеющим право по надлежащим образом оформленной доверенности совершать определенные действия от имени кандидата.
Сидоровым А.Д. выдана нотариальная доверенность на имя Королевой С.А. с правом предоставления в соответствующую избирательную комиссию финансовых отчетов и первичных финансовых (учетных документов), подтверждающих поступление и расходование средств на специальном избирательном счете, с правом подписи первичных финансовых (учетных) документов, контроля за их своевременным и надлежащим оформлением (л.д.71).
ЦИК России изданы Методические рекомендации от *** № «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», согласно п.4.3 которых указано, что документы для выдвижения предоставляются лично кандидатом, а в силу положений п.4.4 документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам предоставляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (п.2 ст.39 ФЗ №67-ФЗ).
Таким образом, у уполномоченного представителя по финансовым вопросам К.А.С. в соответствии с доверенностью имелось право на подписание и представление финансового отчета в ТИК.
Представленный финансовый отчет имеет сведения об отсутствии денежных средств как поступивших, так и израсходованных, при этом необходимости в предоставлении банковской справки не было, поскольку перечень предоставляемых документов установлен законом, которым не предусмотрено обязательное предоставление банковской справки. Банковская справка не является документом, необходимым для регистрации кандидата в депутаты. Данный отчет соответствует форме, вводная часть отчета кандидатом не изменялась.
С учетом изложенного, принимая во внимание все представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления кандидата в депутаты Кировского района городского округа Самара Самарской области Урюпина А.Е. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Сидорова А.Д., поскольку при регистрации кандидата в депутаты Сидорова А.Д. Территориальной избирательной комиссией не было допущено нарушений избирательного законодательства, влекущих отмену решения Территориальной избирательной комиссии, которое принято в пределах ее компетенции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ст.261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Кировского района городского округа Самара Самарской области Урюпина А.Е. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Сидорова А.Д. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение 5 дней.
Председательствующий Т.Ю. Башмакова
Решение в окончательной форме изготовлено 27.08.2015 года.