Решение по делу № null от 27.10.2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2010 года г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1685/10 по исковому заявлению Ивановой Натальи Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

Иванова Н.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она проживала и работала в ... с 1984 г. по 2000 г. и относится к гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Считает, что трудовая пенсия должна быть ей назначена с Дата обезличена года. Однако о данном законе она узнала только Дата обезличена года. С Дата обезличена года она вышла на пенсию, в настоящее время является пенсионеркой, то есть ее право на досрочный выход на пенсию, как пострадавшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС частично реализовано. С Дата обезличена года, как это гарантирует ей закон, она реализовать право не смогла, так как ей не было известно об этом.

На обращение о выплате недополученной пенсии в Отделение Пенсионного Фонда РФ (государственное отделение) по Тульской области ею был получен отказ.

На основании изложенного, просит суд признать за ней право на досрочный выход на пенсию с Дата обезличена года, как лицу, проживавшему в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 г. по 01.12.2000г., произвести перерасчет пенсии в сумме 208 279 рублей 92 коп. за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

В судебном заседании истица Иванова Н.Ю. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле в Фалдина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям..С 01.01.2002 пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется и соответствии с федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Согласно Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, утвержденным Постановлением Министерства труда и социальною развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 № 17/19пб, назначение пенсий осуществляется органом ПФР по месту жительства гражданина.

Правоотношения по назначению пенсии возникают со дня обращения граждан в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за пенсией. В соответствии со ст. 19 Закона №. 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, а по ст.23 Закона № 166-ФЗ пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. Впервые с заявлением о назначении досрочной пенсии истица обратились в Управление УПФ РФ Дата обезличена и с этой даты ей установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом № 173-ФЗ со снижением пенсионного возраста согласно Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за проживание на экологически загрязненной территории.

Ранее за назначением пенсии в Управление ПФР в г. Туле истица не обращались, а поэтому для установления пенсии с более раннего срока и выплаты компенсации нет правовых оснований.

На основании изложенного, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется по нормам введенных с этой даты в действие Федеральных законов № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5, ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф назначается пенсия по государственному пенсионному обеспечению.

В силу положений абз. 4 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ гражданам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 названного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона в редакции от 24 ноября 1995 г.).

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с данной территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 упомянутого Закона).

В соответствии с положениями ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к числу зон с льготным социально-экономическим статусом отнесена часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км., в указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного заражения, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р, ... на момент проживания и работы там истицы был отнесен к числу зон с льготным социально-экономическим статусом.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Иванова Наталья Юрьевна, 1955 года рождения, в период с 26.04.1986 г. по 01.12.2000 г., то есть в общей сложности Дата обезличена лет Дата обезличена мес., проживала в зоне, отнесенной к зонам с льготным социально-экономическим статусом, что также усматривается из справки от Дата обезличена г. Номер обезличен, выданной Администрацией Муниципального образования ..., подтверждающей, что истица в указанный период проживала в зоне с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кюри/кв.км., которая относится к зонам с льготным социально-экономическим статусом.

Следовательно, исходя из вышеприведенных норм законодательства, Иванова Н.Ю. имела право на назначение пенсии со снижением общего пенсионного возраста (для женщин 55 лет в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ») на 3 года независимо от места проживания на дату назначения пенсии.

Из пенсионного дела Ивановой Н.Ю. следует, что Дата обезличена г. она обратилась в УПФР (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении пенсии, приложив необходимые документы.

Решением УПФР (ГУ) в г. Туле от Дата обезличена г. Номер обезличен Ивановой Н.Ю. была назначена пенсия по старости с даты обращения Дата обезличена г. На момент назначения пенсии истица достигла 54 летнего возраста, то есть пенсия ей была назначена фактически со снижением возраста, но не с момента наступления права на пенсию (с даты достижения 57-летнего возраста, то есть с Дата обезличена г.), а с даты обращения за пенсией, как того требуют положения ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Как следует из содержания искового заявления, а также из пояснений истицы в судебном заседании, за назначением пенсии ранее этой даты с момента наступления у нее права на пенсию она не обратилась по причине неосведомленности о своем праве.

Давая оценку доводам истицы Ивановой Н.Ю. о том, что пенсия по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года не была ей назначена с момента наступления такого права по вине ответчика по делу, суд исходит из следующего.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Настоящие Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.

В соответствии с Главой 2 указанных Правил обращение за назначением пенсии должно исходить от застрахованного лица - гражданина. В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным совместным Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па, к заявлению гражданина должны быть приложены, в том числе, документы, удостоверяющие личность.

В силу положений ст. 5 гл. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию - страховщиком и составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Положениями ст. 13 данного закона определены права, обязанности и ответственность страховщика. В том числе, в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, контролировать обоснованность представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости, обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; осуществлять регистрацию страхователей; вести учет страховых взносов и обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений; обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов, вести бесплатные консультации страхователей и застрахованных лиц по вопросам обязательного пенсионного страхования.

Данной норме закона в части назначения обязательного пенсионного обеспечения корреспондируют предусмотренные ст. 15 данного Федерального закона № 167-ФЗ, обязанности застрахованных лиц (граждан-потенциальных пенсионеров) соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия, своевременно предъявлять страховщику достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, а также положения ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в том, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, из толкования указанных положений законодательства в их взаимосвязи следует, что обязанности страховщика по действующему законодательству об обязательном социальном (пенсионном) обеспечении ограничиваются обязанностями обеспечения застрахованному лицу возможности своевременного получения пенсии в надлежащем размере, что обусловливается обязанностями своевременного назначения пенсионного обеспечения, учета средств, направляемых на обязательное пенсионное страхование и контроля за соблюдением законодательства страхователями (работодателями) законодательства в этой области с целью обеспечения возможностей своевременного и полного обеспечения застрахованным лицам права на обязательное пенсионное обеспечение. Вместе с тем, обращение за назначением обеспечения по пенсионному страхованию всецело является прерогативой самого застрахованного лица, которое вправе обратиться за получением такого обеспечения в любое время после наступления соответствующего права, и пенсионное обеспечение будет предоставлено гражданину лишь с даты обращения.

С целью разъяснения вопросов обязательного пенсионного обеспечения органами Пенсионного фонда РФ ведутся бесплатные консультации. Однако, как пояснила в судебном заседании истица, за подобными консультациями она в УПФР в г. Туле и в какие-либо другие территориальные органы не обращалась.

Кроме того, суд учитывает те обстоятельства, что истица Иванова Н.Ю. длительное время, то есть более 14 лет, проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, пользовалась специальными льготами, предоставленными законодательством в сфере социального обеспечения лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем могла предполагать льготный порядок своего пенсионного обеспечения или обратиться за разъяснением в пенсионный орган, чего сделано не было. Каких-либо данных об уважительности причин пропуска обращения за назначением пенсии именно с даты возникновения права на пенсию истицей не представлено, в судебном заседании отрицалось.

При таких данных у суда не имеется правовых оснований для возложения на ответчика ответственности за несвоевременное обращение истца за назначением пенсии и, тем самым, обязанности по возмещению причиненных ей убытков. Следовательно, отсутствуют и основания для удовлетворения заявленных Ивановой Н.Ю. требований.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Ивановой Наталье Юрьевне в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии как лицу, проживавшему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, перерасчете пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г.Тулы со дня изготовления мотивированного решения.

Судья /подпись/ А.С. Бездетнова

Копия верна.

Судья А.С. Бездетнова

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен (в том числе частично)
Истцы
Иванова Наталья Юрьевна
Суд
Советский районный суд г.Тулы (Тульская область)
Судья
Бездетнова А. С.
Дело на странице суда
sovetsky.tula.sudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее