Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ереминой И.Н.
с участием представителя прокуратуры г. Сызрани Антоновой В.М.
при секретаре Кунчининой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1163/2018 по иску прокурора г. Сызрани в интересах Кирсановой Е. Ю. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Кирсановой Е.Ю. к Администрации г.о. Сызрань и просит обязать Администрацию г.о.Сызрани предоставить Кирсановой Е.Ю. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм, ссылаясь на то, что Кирсанова Е.Ю., <дата> года рождения относится к лицам из числа детей-сирот, однако до настоящего времени жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства не обеспечена. Кирсанова Е.Ю. обратилась в прокуратуру г. Сызрани с письменным заявлением о защите ее жилищных прав в судебном порядке, поскольку ее финансовое положение не позволяет ей самостоятельно обратиться в суд, в связи с чем, прокурор г. Сызрани обратился в суд.
В судебном заседании истец – представитель прокуратуры г. Сызрани в лице Антоновой В.М. исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше.
В судебном заседании Кирсанова Е.Ю. исковые требования поддержала, пояснила, что в собственности или в найме жилого помещения не имеет, решением Сызранского районного суда от <дата> ее мать - П. лишена родительских прав, а отец – К.Ю. умер <дата>.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации городского округа Сызрань в лице А. исковые требования не признала, пояснила, что предусмотренная вышеназванная мера по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на указанные выше цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год, однако выделенных денежных средств недостаточно. При поступлении денежных средств Кирсанова Е.Ю. будет обеспечена жилым помещением.
В судебное заседание представитель КЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности К. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, поэтому суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности П. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Кирсанова Е.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и будет обеспечена жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение ее жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, и к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. 29.02.2012 г.) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 20 декабря 2012 года) № 135-ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (ч.2,3 ст.1 вышеуказанного закона Самарской области).
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч.1 ст.2 вышеуказанного закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.(ч.4 ст.2 вышеуказанного закона Самарской области).
В силу ч.5 ст.2 вышеуказанного Закона Самарской области, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п.1 ч.3 вышеуказанного Закона Самарской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что Кирсанова Е.Ю., <дата> года рождения относится к лицам из числа детей-сирот, решением Сызранского районного суда Самарской области от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, ее мать П. лишена родительских прав, отец К.Ю. умер <дата>.
На основании постановления Администрации <адрес> Самарской области от <дата> № *** Кирсанова Е.Ю., <дата> года рождения определена в детское государственное учреждение.
Приказом директора детского дома от <дата> № *** Кирсанова Е.Ю., <дата> года рождения зачислена в специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии в г.Сызрань.
На основании Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Кирсанова Е.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в городском округе Сызрань Самарской области.
Судом установлено, что Кирсанова Е.Ю. в собственности жилого помещения соответствующего нормам действующего законодательства не имеет, до настоящего времени жилым помещением на территории городского округа Сызрань не обеспечена, что подтверждается справкой Сызранского филиала ГУП ЦТИ от <дата> № ***, уведомлениями Управления Росреестра по Самарской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Росреестра по Самарской области от <дата> № ***, уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от <дата> № ***, от <дата> № ***.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования прокурора г. Сызрани удовлетворить, поскольку Кирсанова Е.Ю. в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени Кирсанова Е.Ю. жилым помещением не обеспечена, чем нарушаются ее права и законные интересы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Кирсановой Е. Ю. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрани предоставить Кирсановой Е. Ю., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: Еремина И.Н.