Судья Машкалева О.А. Дело № 33-2740/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Пристром И.Г., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 апреля 2015 года, по которому:
обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» включить Артемьева А.А. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с датой постановки на учет 30.12.2014г.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Артемьева А.А., прокурора К.., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия,
установила:
прокурор г.Сыктывкара обратился в суд в интересах Артемьева А.А. с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с датой постановки на учет 30.12.2014г. В обосновании иска указано, что Артемьев А.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет.
Ответчик с иском не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 7 декабря 2012 года № 104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Корткеросский район» от 30.12.2004г. в связи со смертью родителей опекуном над несовершеннолетним Артемьевым А.А., <Дата обезличена> года рождения, назначен К.., за Артемьевым А.А. закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> где Артемьев А.А. сохраняет регистрацию по месту жительства.
29.01.2009г. в результате пожара жилой дом <Адрес обезличен> был уничтожен.
Артемьев А.А. на учете на получение жилого помещения как ребенок-сирота в администрации МО СП «Сторожевск» и администрации МР «Корткероссский» не состоит.
В период с февраля 2009 года по июнь 2010 год Артемьев А.А. обучался в МАОУ ... С сентября 2010 года обучается в ... С 1 декабря 2014 года Артемьев А.А. работает в ... расположенный в г. Сыктывкаре.
С 20.12.2014г. имеет временную регистрацию по адресу: <Адрес обезличен>
По данным Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за Артемьевым А.А. не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости.
30.12.2014г. Артемьев А.А. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке на учет.
Письмом от 19.01.2015г. администрация сообщила, что не вправе включить его в список, так как он выявлен и поставлен на первичный учет в качестве ребенка-сироты на территории МО МР «Корткеросский», сведений о том, что он находился на воспитании под опекой на территории г.Сыктывкара, не представлено.
Установив фактические обстоятельства дела, и руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку Артемьев А.А. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, избрал постоянным местом жительства город Сыктывкар, однако не реализовал свое право на предоставление благоустроенного жилья на условиях специализированного найма, по установленным законодательством нормам жильем не обеспечен.
Приведенный в жалобе довод о том, что истец должен был обратиться с заявлением о включении в Список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по месту выявления и первичного учета органами опеки и попечительства в качестве ребенка-сироты, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не может служить препятствием к реализации Артемьевым А.А. права на обеспечение жильем, установленного федеральным законодательством.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 2009 года Артемьев А.А. обучается и проживает в городе Сыктывкаре, с 1 декабря 2014 года трудоустроен в городе Сыктывкаре, с 20 декабря 2014 года имеет временную регистрацию. Регистрация в закрепленном жилом помещении в <Адрес обезличен> Корткеросского района, которое уничтожено пожаром, носит формальный характер. Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя Артемьева А.А. в ЕГРП отсутствуют.
Из постановления Конституционного Суда Республики Коми от 20 мая 2011 года по делу о проверке конституционности некоторых норм Закона Республики Коми № 139-РЗ следует, что с учетом социальной и жилищно-правовой направленности Закона под местом выявления и первичного учета можно понимать как место жительства гражданина в момент обретения им статуса лица, оставшегося без попечения родителей, так и место жительства в момент обозначения своих претензий на получение жилья, в связи с чем, учитывая неоднозначность правовой нормы, названный пункт признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1), в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством.
Федеральным законодателем в качестве основополагающего принципа учета таких лиц для получения жилья закреплен принцип места жительства.
Понятие места жительства определено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, поскольку в силу статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 04 апреля 1996 года.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм материального права, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о включении Артемьева А.А. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с датой постановки на учет 30.12.2014г., законным и обоснованным.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: