Решение по делу № 2а-9759/2017 ~ М-9520/2017 от 27.09.2017

Дело №2а-9759/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2017 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

при секретаре Низамовой А.М.,

с участием административного истца, представителя административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании действий (бездействия), нарушающих права организатора публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к ИКМО г.Казани об оспаривании действий (бездействия), нарушающих права организатора публичного мероприятия. В обоснование указано, что ... административным истцом в Исполнительный комитет муниципального образования «города Казань» (далее Исполком), было подано уведомление о проведении ... с 12.00 до 20.00 часов (по московскому времени), на территории г.Казани, пикетирований с использованием плакатов и флагов, размещаемых на быстровозводимой сборно-разборной конструкции в форме куба размером 2x2x2 метра и распространением печатных материалов, соответствующих цели публичного мероприятия, с целью информирования граждан об антикоррупционных расследованиях Фонда борьбы с коррупцией, о кампании по сбору подписей за выдвижение ФИО7 кандидатом в президенты РФ на ... около часов со стороны ..., либо в случае невозможности пикетирования в этом месте, в иных указанных в уведомлении местах.

В полученном ответе Исполкома от 20.09.2017г. (исх..../исх-05-03-09) было сообщено, что:

«...В соответствии с ч.2 ст.1 Закона 54-ФЗ проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Согласно ст.34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного п. 17 ст. 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.2 Закона 54-ФЗ пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Таким образом, сбор подписей не может быть осуществлен при проведении публичного мероприятие в форме пикетирования..».

Административный истец считает такой ответ Исполкома незаконным по следующим основаниям:

1) В ответе Исполкома от 22.09.2017г. (исх. .../исх-05-03-09) не содержите информации о том, какие именно нарушения имеются в поданном административным истцом уведомлении проведении публичных мероприятий (пикетирований). В обоснование такого вывод Исполкомом не приводятся ссылки на какие-либо конкретные статьи и положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация; шествиях и пикетированиях».

В результате таких действиях Исполкома административный истец был лишен возможности устранит предполагаемые нарушения, поскольку они не были им указаны.

Отсутствие необходимой информации в оспариваемом ответе Исполкома означает нарушение права на обращение и на получение ответа по существу, гарантированные статьей 33 Конституции Российской Федерации и пунктом статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. № 59-ФЗ.

2) Ответ Исполкома является фактическим отказом в согласовании заявленных административным истцом публичных мероприятий, поскольку без такого согласования в силу ч.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах...» их проведение невозможно.

О таком отказе свидетельствует также отсутствие в оспариваемом ответе Исполкома ясно выраженного решения о согласовании публичных мероприятий (пикетирований) и указание в нем на предполагаемое нарушение организатором законодательства.

В соответствии с ч.3 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах,.. .» от 19.06.2004г. № 54-ФЗ, «орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается».

Ни одного из этих оснований не было приведено в оспариваемом ответе Исполкома.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в седьмом абзаце п.2.2 мотивировочной части Постановления от 14 февраля 2013г. N 4-П, «...при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обосновании того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов...».

Административный истец считает, что действиями Исполкома г.Казани нарушено его право на проведение публичного мероприятия, гарантированное мне ст.31 Конституции Российской Федерации и п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004г. № 54-ФЗ.

3) В указанном ответе Исполкома от 22.09.2017г. (исх..../исх-05-03-09) указывается применение к проведению публичного мероприятия (пикетирований) норм избирательного законодательства, в частности, ст.34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ссылка на указанную норму является неосновательной, в связи с тем, что кампания в поддержку Алексея Навального проводится в защиту его права, предусмотренного ст.31 Конституции, которое было незаконно ограничено (что подтверждается постановлением Европейского суда по правам человека NavalnyandOfitcerovv.RussianFederation (ApplicationNo.46632/13 CM/Del/Dec (2017) 1294/H46-25).

Это общественная кампания, которая не регулируется избирательным правом. Пока избирательная кампания не объявлена, на деятельность Алексея Навального, как и любого другого гражданина, а равно и проведение публичных мероприятий в его поддержку (в том числе пикетирований), не распространяется избирательное законодательство.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» под агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов)». Как следует из указанного определения, предвыборная агитация может осуществляться только «в период избирательной кампании».

Исходя из определения, никакие действия за рамками избирательной кампании не могут быть предвыборной агитацией. Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), осуществляемая за пределами избирательной кампании, не является предвыборной агитацией в соответствии с п.2 ст.8 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Тем более, что Алексей Навальный пока не является кандидатом на выборах Президента Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанное, к организации публичных мероприятий (пикетирований), заявленных административным истцом в поданном уведомлении от 18.09.2017г., не могут быть применены нормы избирательного права и процесса.

4) В ответе Исполкома от 20.09.2017г. .../исх-05-03-09 указано, что «сбор подписей не может быть осуществлен при проведении публичного мероприятия в форме пикетирования».

Данное положение в ответе Исполкома является ошибочным, так как в уведомлении от 18.09.2017г. в пункте «цель публичного мероприятия и вопросы к обсуждению», было указано, что целью публичных мероприятий (пикетирований) является «...Информирование граждан об антикоррупционных расследованиях С борьбы с коррупцией, о компании по сбору подписей за выдвижение ФИО7 кандидатом в президенты РФ», а не сбор подписей при проведении публичных мероприятий (пикетирований).

Таким образом, Исполком использует подмену понятий, что является недопустимым в соответствии с нормами законодательства.

Административный истец просит: 1) Признать уклонение исполнительного комитета г.Казани от рассмотрения по существу уведомления ФИО4 о проведении публичных мероприятий (пикетирований) от 18.09.2017г. незаконным.

2) Признать отказ исполнительного комитета г.Казани в согласовании проведения публичных мероприятий (пикетирований) с ... ...г. с 12.00 до 20.00 часов (по московскому времени) на ФИО2 около часов со стороны ... и на иных указанных местах, по уведомлению ФИО4 от 18.09.2017г. – незаконным.

3) Обязать исполнительный комитет г.Казани устранить препятствия к осуществлению прав ФИО4 по организации и проведению публичных мероприятий (пикетирований).

Административный истец в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика – ИК МО г.Казани в судебном заседании административный иск не признал.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ... в 17 час. 15 мин. в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани ФИО4 было подано уведомление о проведении ... ...г. публичного мероприятия на территории г.Казани. Цель публичного мероприятия и вопросы к обсуждению: Информирование граждан об антикоррупционных расследованиях Фонда борьбы с коррупцией, информирование о предстоящей кампании по сбору подписей за выдвижение ФИО7 кандидатом в президенты РФ. Форма публичного мероприятия: пикетирование с использованием плакатов и флагов, размещаемых на быстровозводимой сборно-разборной конструкции в форме куба размером 2x2x2 метра и распространением печатных материалов, соответствующих цели публичного мероприятия.

Место проведения мероприятия... около часов со стороны ..., либо в случае невозможности пикетирования в указанном месте:

-... по ..., либо

-..., у памятника ..., либо

-..., либо

- ..., около ... ... ..., либо

-... по ..., либо

-территория около фонтана в ... по ..., либо

-... у восточного входа в ... ..., либо

-..., около ..., либо

- ..., около ...А, либо

- ..., около ..., либо

-перекресток ..., либо

-..., около ..., либо

-..., около ..., либо

-... у выхода из подземного перехода, либо

-... по ..., в 55 метрах к западу от станции скорой помощи, либо

-..., около ...к1, либо

-..., около ..., либо

-..., либо

-..., около ...Д, либо ..., либо

-..., около памятника ..., либо

-..., около фонтана.

Дата и время начала и окончания публичного мероприятия: ..., с «12» часов «00» минут до «20» часов «00» минут.

Предполагаемое количество участников: до 15-и человек на каждом мероприятии.

Письмом от 20.09.2017г. Исполнительный комитет г.Казани сообщил о рассмотрении поступившего уведомления, и предложении привести уведомление в соответствие требованиям ст.3, ч.2 ст.1 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст.34 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Представителем административного ответчика представлены доказательства сообщения о принятом решении административному истцу 20.09.2017г.

Суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Пункт 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 3 Закона N 54-ФЗ, проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

На основании ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 54-ФЗ, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ), информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

В силу положений п. 4 ст. 2 Закона N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии с п. 19 ст. 2 Закона N 67-ФЗ избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Как установлено п. 2 ст. 48 Закона N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Указанная норма права корреспондируется с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

Как разъяснено в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации по информированию избирателей от использования средств массовой информации для предвыборной агитации. В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (против них).

Исходя из перечисленных норм закона и учитывая цели запланированного публичного мероприятия, исполком г.Казани обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для оценки целей публичного мероприятия как агитации в поддержку ФИО9 в период, когда решение о назначении выборов не принято, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и предложил привести уведомление в соответствие с действующим законодательством.

Учитывая, что административный истец в уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования целью его проведения указал "информирование граждан о подготовке к сбору подписей за выдвижение Алексея Навального в кандидаты на пост Президента Российской Федерации", тогда как в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, то заявленная в уведомлении цель мероприятия не соотносится с целями пикетирования, определенными в п. 6 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, поскольку не может быть отнесена к публичному выражению мнений, то данное обстоятельство давало административному ответчику основания для принятия оспариваемого решения.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах влечет административную ответственность по ст. 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, дав согласие на проведение публичного мероприятия, Исполком г.Казани тем самым санкционировал бы совершение противоправных деяний со стороны административного истца, что противоречило бы положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Суд не усматривает нарушение прав административного истца оспариваемым решением, поскольку ответ Исполкома г.Казани не является отказом в проведении публичного мероприятия, а содержит предложение о приведении уведомления в соответствие с федеральным законодательством.

Руководствуясь ст.218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО4 к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании действий (бездействия), нарушающих права организатора публичного мероприятия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2017г.

Судья: Зыбунова Е.В.

2а-9759/2017 ~ М-9520/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Галимов А.А.
Ответчики
ИКМО города Казани
Суд
Вахитовский районный суд г. Казани
Судья
Зыбунова Е. В.
27.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
27.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2017[Адм.] Судебное заседание
04.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее