Дело № 2-2882/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> "8" сентября 2015 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты <адрес> (далее УСР <адрес>) о возложении обязанности по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в соответствии с жилищным законодательством, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закона Тамбовскойобласти от ДД.ММ.ГГГГ № 682-З"О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должна быть обеспечена жилым помещением, однако до настоящего времени ее права на жилье не реализованы.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены <адрес> и Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> (далее Управление), последнее в связи с упразднением УСР <адрес>, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено в качестве соответчика.
В судебном заседании ФИО1 и помощник прокурора <адрес> ФИО3 в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили исковые требования отказавшись от иска в части требований к УСР <адрес>, в связи с чем определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении указанного ответчика было прекращено.
Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> явку представителя в судебное заседание не обеспечило, просило рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, согласно письменным возражениям исковые требования не признает ссылаясь на то, что принудительное предоставление истцу жилого помещения может привести к ущемлению прав других лиц, которые также имеют право на обеспечение данной дополнительной гарантией.
Третье лицо администрация области в лице своего представителя ФИО4 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо комитет по охране здоровья населения и социальному развитию администрации <адрес> явку представителя не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя (л.д. 44).
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с положениями ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимсябезпопеченияродителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихсябезпопеченияродителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов ( ст. 72 п. «ж» ч. 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 682-З
"О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно, в порядке очередности, установленной в ч.2 ст.6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33кв. метров и не более 37кв. метров. При приобретении или участии в долевом строительстве жилого помещения используется средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждаемой постановлением администрации области.
Судом установлено, что постановлением главы администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти области" упразднено УСР <адрес> и образовано Управление социальной защиты и семейной политики <адрес>.
Функции, предусмотренные разделом24 "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения" Реестра государственных функций (услуг) исполнительных органов государственной власти <адрес>, утверждённого постановлением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года), закреплённые за упраздняемым УСР <адрес>, переданы Управлению социальной защиты и семейной политики области.
Постановление главы администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменения в постановление главы администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти области" определено, что Управление социальной защиты и семейной политики области является правопреемником УСР <адрес>.
Приказом Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении полномочиями администратора доходов бюджета <адрес> управление социальной защиты и семейной политики <адрес> и областных государственных казённых учреждений социального обслуживания населения" в соответствии со ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №487-З "О бюджете <адрес> на 2015год и на плановый период 2016 и 2017годов" (в редакции от 17.07.2015), последнее наделено полномочиями администратора доходов бюджета <адрес>.
Постановлением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № "О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение" на Управление возложена обязанность по формированию и поддержанию в актуальном состоянии списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; по приобретению (долевому участию в строительстве) индивидуальных или многоквартирных жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В соответствии с п. 10 постановленияадминистрации области от 23.09.2013 года №1055"О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение" - Управление является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, законодатель отнёс обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихсябезпопеченияродителей.
В несовершеннолетнем возрасте утратила родительское попечение, в связи с чем на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была помещена в детский дом (ТОГБОУ "Сосновская школа-интернат"), где воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
По окончанию пребывания в детском доме, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ТОГБОУ СПО "Тамбовский политехнический техникум им. ФИО5" по профессии "Парикмахер". (л.д. 28).
В настоящеевремя ранее зарегистрированнаяв общежитии при ТОГБОУ СПО "Тамбовский политехнический техникум им. ФИО5", снята с регистрационного учета в связи с окончанием учебного заведения, временно зарегистрирована без права проживания по адресу: <адрес> "а", какого-либо иного жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности не имеет, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества. (л.д. 70).
Согласно приказу Управления от ДД.ММ.ГГГГ №73-ф, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 числится под номером №906.
Доводы ответчика, о том, что принудительное предоставление истцу жилого помещения может привести к ущемлению прав других лиц, которые также имеют право на обеспечение данной дополнительной гарантией признаны судом несостоятельными, поскольку наличие списка (очередности) на предоставление жилья, не снимает с уполномоченного органа обязанности по предоставлению данной категории лиц жилого помещения в предусмотренный законодательством срок.
Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы материального права, учитывая, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является нуждающейся в получении жилья и до настоящего времени им не обеспечена, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивировочная часть решения изготовлена в окончательной форме "18" сентября 2015 года.
Судья: Д.<адрес>