№2-174/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Лоухи 17 января 2018 года
Лоухский районный суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
при секретаре Беловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобылкиной В.Н. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения (далее – МБОУ Центр ПМСС) о признании действий работодателя незаконными, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
установил:
Кобылкина В.Н. обратилась с иском к МБОУ Центр ПМСС о признании действий работодателя незаконными, взыскании задолженности по заработной плате за декабрь 2016 года, февраль, май, июнь 2017 года, и за период с августа по ноябрь 2017 года включительно, в сумме 17261,56 руб.
В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с МБОУ Центр ПМСС. Расчет ежемесячной заработной платы истцу производится, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, менее установленного минимального размера оплаты труда, что является нарушением её трудовых прав.
В судебном заседании истец Кобылкина В.Н. исковые требования поддержала, полагала, что при расчете заработной платы стимулирующие выплаты подлежат учету сверх величины МРОТ.
Представители ответчика – МБОУ Центр ПМСС и представитель третьего лица – администрации Лоухского муниципального района РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно отзыву и представленному расчету, представитель ответчика согласна с исковыми требования, возражает против предоставленного истцом расчета.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд установил, что истец работает в МБОУ Центр ПМСС ... на ставку 1,0.
Истцу установлен районный коэффициент в размере 40 % и северная надбавка в размере 80 %.
Истцу, с учётом фактически отработанного времени, стимулирующих выплат, была начислена заработная плата: за декабрь 2016 года – ххххх,хх руб.; за февраль 2017 года – ххххх,хх руб.; за май 2017 года – хххх,хх руб.; за июнь 2017 года – ххххх,хх руб.; за август 2017 года – хххх,хх руб.; за сентябрь 2017 года – ххххх,хх руб.; за октябрь 2017 года – ххххх,хх руб.; за ноябрь 2017 года – хххх,хх руб.
Минимальный размер оплаты труда установлен в Российской Федерации с 01.07.2016 года в размере 7500 руб., с 01.07.2017 – 7800 руб.
Изложенные обстоятельства подтверждаются приведенными письменными материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд считает их установленными.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положениям ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования.
При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-П от 07.12.2017 «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, частей первой и третьей ст. 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений (п.4.2. Постановления).
Как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с частью третьей статьи 133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 5 Постановления).
Таким образом, из изложенного следует, что трудовое законодательство в настоящее время содержит в себе такое обязательное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Расчёт задолженности, представленный истцом за исковой период в судебном заседании проверен, суд полагает его неправильным.
В данном случае суд руководствуется расчетом, представленным представителем ответчика, согласно которому с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата: за декабрь 2016 года составляет ххххх,хх руб. (7500 руб. х 2.2). Таким образом, разница, подлежащая взысканию, составляет хххх,хх руб. (ххххх,хх руб. – ххххх,хх руб.).
Аналогичным образом суд устанавливает задолженность по заработной плате в остальном исковом периоде.
Так, заработная плата с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки составляет:
- в феврале 2017 года (отработано хх дней) – ххххх,хх руб. (7500 / 18 дней (норма рабочего времени) х хх дней х 2,2). Разница, подлежащая взысканию, составляет хххх,хх руб.(ххххх,хх руб. - ххххх,хх руб.);
- в мае 2017 года (х дня) – хххх,хх руб. (7500 / 20 дней х х дня х 2,2). Разница, подлежащая взысканию, составляет ххх,хх руб.(хххх,хх руб. - хххх,хх руб.);
- в июне 2017 года (х дней) – хххх,хх руб. (7500 / 21 х х х 2,2). С учетом фактически начисленной заработной платы – ххххх,хх руб., права работника работодателем в июне 2017 года не нарушены;
- в августе 2017 года (х дня) – хххх,хх руб. (7800 руб. / 23 дня х х дня х 2,2). Разница, подлежащая взысканию, составляет ххх,хх руб.(хххх,хх руб. - хххх,хх руб.);
- в сентябре 2017 года (хх дней) – ххххх,хх руб. (7800 руб. / 21 день х хх дней х 2,2). Разница, подлежащая взысканию, составляет хххх,хх руб.(ххххх,хх руб. - ххххх,хх руб.);
- в октябре 2017 года – ххххх,хх руб. (7800 руб. / 22 дня х хх дней х 2,2). Разница, подлежащая взысканию, составляет хххх,хх руб.(ххххх,хх руб. - ххххх,хх руб.);
- в ноябре 2017 года – ххххх,хх руб. (7800 руб. / 21 день х хх дней х 2,2). Разница, подлежащая взысканию, составляет хххх,хх руб.(ххххх,хх руб. - хххх,хх руб.).
Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию, составляет 13100,70 руб.
Учитывая, что в соответствии со ст. 226 Налогового Кодекса РФ обязанность исчисления и уплаты налога возложена на работодателя, суд взыскивает заработную плату в пользу истца с учетом ставки НДФЛ.
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ, требования о взыскании заработной платы подлежат обращению к немедленному исполнению.
Истец при подаче иска была освобождена от уплаты государственной пошлины. В силу ст. 103 части 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец была освобождена, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом взысканной суммы заработной платы размер государственной пошлины составляет 524,03 руб.
Вместе с тем, учитывая имущественное положение ответчика, оценивая заявленные в данной части в отзыве доводы представителя МБОУ Центр ПМСС, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, снижает размер взыскиваемой в пользу бюджета Лоухского муниципального района РК госпошлины до 100 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,114,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кобылкиной В.Н. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения о признании действий работодателя незаконными, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы – удовлетворить частично.
Признать действия муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения по неполному начислению заработной платы за декабрь 2016 года, февраль, май, июнь 2017 года, и за период с августа по ноябрь 2017 года включительно, незаконными.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения в пользу Кобылкиной В.Н. задолженность по заработной плате, с учетом НДФЛ, за декабрь 2016 года, февраль, май, июнь 2017 года, и за период с августа по ноябрь 2017 года включительно в сумме 13100 (тринадцать тысяч сто) рублей 70 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение в части взыскания заработной платы в пользу истца подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения в пользу бюджета Лоухского муниципального района РК госпошлину в размере 100 (сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Лоухский районный суд РК в Верховный Суд Республики Карелия в апелляционном порядке.
Председательствующий судья: Д.В. Васильев