Дело № 2-1850/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2015 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Енчиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Кабановой <данные изъяты> о взыскании неосновательного обогащения, встречному иску Кабановой <данные изъяты> к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, администрации г. Горно-Алтайска о включении домовладения в зону чрезвычайной ситуации и внесении в списки пострадавших, нуждающихся в финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее по тексту - Минтруд РА) в лице представителя по доверенности Пряшиной К.В. обратилось в суд с исковыми требованиями к Кабановой Н.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя заявленные требования тем, что БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска», подведомственным Минтруду РА, оказана единовременная материальная помощь в результате чрезвычайной ситуации Кабановой Н.В. и <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей. Денежные средства перечислены на счет Кабановой Н.В. Однако, в результате проверки установлено, что Кабановой Н.В. безосновательно оказана единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей. Ответчик была уведомлена о необходимости возврата указанной суммы. Основанием заявленных требований указана ст.1102 ГК РФ.
Кабанова Н.В. обратилась в суд с встречными исковыми требованиями к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, администрации г. Горно-Алтайска о включении домовладения по адресу <адрес> в зону чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и нуждающихся в оказании финансовой помощи, возложении на ответчика обязанности выплатить недоплаченную часть, положенной согласно закона компенсации, в том числе и на капитальный ремонт дома. Заявленные требования мотивированы тем, что Кабанова Н.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о затоплении и оказании материальной помощи, комиссией составлен акт обследования и Кабанова Н.В. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, ей рекомендовано обратиться в жилищную комиссию с заявлением об оказании материальной помощи на проведение капитального ремонта дома. В ОГОЧС Администрации г. Горно-Алтайска пояснили, что заявителя и ее соседей по <адрес> внесут в дополнительные списки пострадавших от чрезвычайной ситуации. В ДД.ММ.ГГГГ года на счет Кабановой Н.В. поступили денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. При выяснении оснований перечисления указанной суммы, в администрации г. Горно-Алтайска объяснили, что указанная сумма является благотворительной помощью пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Для включения домовладения в зону чрезвычайной ситуации истцу предложили обратиться в суд. Истец неоднократно обращалась в администрацию г. Горно-Алтайска для разрешения вопроса о включении дома в зону ЧС, однако результатов нет. На основании изложенного Кабанова Н.В. исковые требования министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай считает необоснованными.
В судебном заседании представитель министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Рябич А.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, встречные исковые требования считал не подлежащими удовлетворению.
Ответчик Кабанова Н.В. возражала против исковых требований Минтруда Республики Алтай, просила удовлетворить встречные исковые требования в полном объеме.
Представитель администрации г. Горно-Алтайска Пустогачев Н.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения встречных исковых требований Кабановой Н.В., поскольку отсуствуют основания для включения дома Кабановой Н.В. в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Министерства финансов Российской Федерации Бахтин А.П., действующий на основании доверенности, считал заявленные требования Минтруда РА подлежащими удовлетворению, поскольку Минтруд РА является уполномоченным органом по перечислению гражданам единовременной и финансовой помощи в связи с наводнением.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области социальной защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указанным Федеральным законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. "а" п. 1 ст. 11).
Как усматривается из п. 1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 N 161 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости и определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Алтай по предоставлению единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате наводнения в указанный период", настоящий Порядок определяет механизм предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - Порядок) в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 (далее - Правила).
Таким образом, из Порядка усматривается, что пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Из анализа вышеприведенного федерального и республиканского законодательства следует, что границы зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай определяются органами местного самоуправления Республики Алтай.
Согласно материалам дела, жилое помещение, в котором проживает Кабанова Н.В., расположено по адресу: <адрес>.
Действующим постановлением мэра города Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ № "Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «город Горно-Алтайск», возникшей в связи с многодневными дождями ( обильными дождевыми осадками) и резким подъемом уровня воды в реках города Горно-Алтайска», жилое помещение Кабановой Н.В. не включено в границы зон чрезвычайной ситуации.
Правовой акт органа местного самоуправления о границах зоны затопления (подтопления) Кабановой Н.В. не оспорен.
Кроме того, достаточных доказательств, подтверждающих, что подтопление жилого помещения, где проживает Кабанова Н.В. и члены ее семьи, было вызвано крупномасштабным наводнением на реках Республики Алтай, не представлено, как не представлено и доказательств утраты или повреждения принадлежащего им имущества.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основанием для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи необходимо соблюдение условия о постоянном проживании гражданина в населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, и, поскольку жилое помещение Кабановой Н.В. не включено в зону чрезвычайной ситуации, оснований для признания ее пострадавшей в результате наводнения, не имеется.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Кабанова Н.В. подала на имя Мэра города Горно-Алтайска Облогина В.А. заявление о включении её и членов ее семьи –<данные изъяты>.( сын), <данные изъяты> ( дочь) – в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи в связи чрезвычайной ситуацией.
На счет Кабановой Н.В. на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ перечислена единовременная материальная помощи пострадавшим в результате наводнения в сумме <данные изъяты> рублей.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик Кабанова Н.В. и указанные ею в заявлении члены семьи не включены в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи в результате наводнения, без наличия законных оснований получила денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей, оснований к применению ст. 1109 ГК РФ не имеется, то суд полагает требования истца Минтруда РА к ответчику обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Кабановой <данные изъяты>.
Взыскать с Кабановой <данные изъяты> в пользу Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в счет возврата денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, выплаченной в качестве единовременной материальной помощи пострадавшим в результате наводнения.
Отказать в удовлетворении исковых требований Кабановой <данные изъяты> к Министерству труда, социального развития и занятости населения республики Алтай, администрации города Горно-Алтайска о внесении изменения в постановление и включении домовладения по <адрес> в границы зоны чрезвычайной ситуации, внесении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, нуждающихся в финансовой помощи, возложении обязанности выплатить недоплаченную часть положенной согласно закона компенсации в том числе на капитальный ремонт дома, подвергшийся разрушению в результате паводка.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Горно-алтайский городской суд Республики Алтай.
Федеральный судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 22 июня 2015 года.