Дело № 2-7156/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2019 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева Александра Юрьевича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор аренды на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Князев А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании вынести постановление о предоставлении в аренду земельного участка с категорией земли – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под плодовоягодный сад, с кадастровым номером №, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, коллективный сад № ОСТ ОАО УМПО уч. №, подготовить и заключить договор аренды на указанный земельный участок с Князевым Александром Юрьевичем.
В обоснование иска указал, что является членом садоводческого товарищества, в котором расположен испрашиваемый в собственность земельный участок, который был предоставлен садоводческому товариществу с ДД.ММ.ГГГГ года. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, но получил отказ. Считая свое право нарушенным, обращается в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Киньягулов А.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебное заседание истец, представители ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ОСТ ОАО УМПО, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, которые подлежат удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, истец является членом ОСТ ОАО «УМПО», ему предоставлен в пользование садовый земельный участок № общей площадью 500 кв.м, что подтверждается членской книжкой садовода, справкой ОСТ ОАО «УМПО» от ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из материалов дела, Князев А.Ю. обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении в аренду садового участка.
Ответом УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №№ в предоставлении земельного участка в аренду истцу отказано на том основании, что земельный участок под номером № расположен на территории зон общественно-делового назначения. Также сообщено, что на территории указанной зоны вид разрешенного использования «для ведения садоводства» является запрещенным, в связи с чем, предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
На основании ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.2. ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает следующее.
Согласно п. 2.7. ст. 3 указанного выше Федерального закона до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).
Как усматривается из разъяснений, данных в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 года, по смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ч.ч. 3, 4 и 9 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
Спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Таким образом, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Регламентация законодателем градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
С учётом этого, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (часть 12 статьи 1), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (часть 11 статьи 1, подпункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса).
Порядок установления красных линий с учётом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 г. № 18-30).
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для предоставления в собственность садового земельного участка члену садоводческого некоммерческого объединения граждан является, в том числе, установление факта принятия в отношении испрашиваемого земельного участка утверждённых по правилам Градостроительного кодекса документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории для размещения на нём объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом исследование вопроса о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не требуется, поскольку достаточным основанием для отказа в предоставление в собственность земельного участка является установление обстоятельств, изложенных в части 17 статьи 39.16 Земельного кодекса.
Кроме того, не имеет правового значения предоставление земельного участка для ведения коллективного садоводства некоммерческому общественному объединению садоводов до утверждения документов территориального планирования, поскольку законодателем такой подход направлен на обеспечение правовой определенности рационального комплексного освоения земель, что не свидетельствует о нарушении прав истца ввиду проведения публичных слушаний при разработке проекта планировки и межевания территории общего пользования, которыми обеспечивается основополагающий принцип земельного законодательства – участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (подпункт 4 части 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Решениями исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ под разведение коллективно-индивидуальных садов отведено три земельных участка площадью 16 га. Участок № – 4,5 га, участок №– 5,5 га, участок № – 6,0 га, а также земельный участок площадью 3,0 га к северо-востоку от <адрес>, что подтверждается архивными выписками из протоколов № и №.
Садоводческое товарищество №, организованное при УМПО, в дальнейшем вошло в состав общественного объединения «Огородно-садоводческое товарищество при АО «УМПО», зарегистрированного Постановлением Главы Администрации Калининского района г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное объединение было реорганизовано в ОСТ ОАО «УМПО», что подтверждается Уставом ОСТ ОАО «УМПО».
Согласно уставу Огородно-садоводческого товарищества Открытого акционерного общества «Уфимского моторостроительного производственного объединения» (ОСТ ОАО «УМПО»), оно создано в результате реорганизации в форме преобразования Огородно-садоводческих товариществ, созданных при АО «УМПО» зарегистрировано постановлением Главы Администрации Калининского района г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ, является правопреемником всех и прав и обязанностей Огородно-садоводческих товариществ, созданных при АО «УМПО». В соответствии со списком коллективных садов, входящих в состав ОСТ ОАО «УМПО», находящихся на территории Калининского <адрес>, в ОСТ ОАО «УМПО» входил сад №.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости подтверждается, что спорный земельный участок № с кадастровым номером № находится на территории коллективного сада ОСТ ОАО «УМПО».
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты на сайте Росреестра в сети Интернет спорный земельный участок находится в квартале, имеющем вид разрешенного использования – для ведения садоводства и огородничества.
В соответствии с ответом Главархитектуры г.Уфа РБ №/ПР от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ, утвержденными решением Совета ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), расположен в территориальной зоне ОД-3 – общественно-деловой зоне, предназначенной для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей центры районного значения, включающего объекты социального, культурного, спортивного значений. Испрашиваемый земельный участок частично (площадью 6 кв.м.) расположен на территории общего пользования в границах красных линий <адрес>.
По сообщению «Уфаводоканал» ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, коллективный сад № ОСТ ОАО УМПО, расположен на территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения <адрес>.
Судом установлено, что истец является членом ОСТ ОАО «УМПО», земельный участок предоставлен истцу на законных основаниях и используется истцом в соответствии с его целевым назначением для ведения садоводства.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, если это прямо предусмотрено законом (пункт 2 статьи 4 Кодекса).
Само по себе нахождение земельного участка в территориальной зоне ОД-3 -в общественно-деловой зоне, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Вид разрешенного использования исходного земельного участка, из которого образован спорный земельный участок, был установлен в ДД.ММ.ГГГГ году под разведение индивидуально-коллективных садов, то есть задолго до принятия Правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, утвержденных решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22.08.2008 года № 7/4.
В силу ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств того, что использование земельного участка создает угрозу для жизни или здоровья человека и (или) окружающей среде.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок фактически был предоставлен до введения в действие ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», из оборота не изъят, какие-либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в аренду истцу отсутствуют.
Истец использует земельный участок по назначению, для ведения садоводства. Учитывая, что земельный участок не может быть предоставлен в собственность истца в силу прямого указания в законе, в связи с нахождением спорного земельного участка в границах красных линий, принимая во внимание необходимость соблюдения принципа платности использования земельного участка, принципа правовой определенности, в том числе, в отношении статуса земельного участка, используемого истцом, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Князева Александра Юрьевича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании вынести постановление о предоставлении в аренду, подготовить и заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 500 +/-8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с Князевым Александром Юрьевичем, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан вынести постановление о предоставлении в аренду, подготовить и заключить с Князевым Александром Юрьевичем договор аренды земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использование: для садоводства, с кадастровым номером №, общей площадью 500 +/-8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Уфа Республики Башкортостан.
Судья Бикчурина О.В.