Решение по делу № 3-14/2015 ~ М-23/2015 от 16.02.2015

№ 3-14/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 марта 2015 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.

при секретаре Степаненко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пианковского Эдуарда Викторовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Заявление подано по тем основаниям, что Пианковский Э.В. на основании договора аренды, заключенного с администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия, является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...), расположенного в (.....)(...), категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования – для обустройства рекреационной зоны.

Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 16.11.2011 № 311-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Карелия» и составляет по состоянию на (.....) (...).

Заявитель полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что повлечет соответствующее увеличение размера арендной платы.

Согласно результатам проведенной по инициативе заявителя независимой оценки рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на (.....) составляет 185000 руб. Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, что подтверждается положительным экспертным заключением.

С учетом изложенного заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной (...)., определенной по состоянию на (...).; возложить на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Карелия обязанность с момента вступления решения суда в законную силу внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере его рыночной стоимости, в государственный кадастр недвижимости.

В судебном заседании заявитель и его представитель Долинин Д.Ю. поддержали заявленные требования.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Карелия Литусова А.И. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснив, что кадастровая стоимость земельного участка определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь участка. Указала на отсутствие оснований для возложения на представляемый ею орган испрашиваемой заявителем обязанности, поскольку в случае удовлетворения судом требований об установлении кадастровой стоимости соответствующие сведения будут внесены в государственный кадастр недвижимости на основании действующего законодательства.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Дмитриева Е.А. вопрос об удовлетворении требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что государственный кадастровый учет указанного заявителем земельного участка осуществлен после 01 января 2009 г. (даты формирования перечня объектов государственной оценки), в связи с чем его кадастровая стоимость определена на (.....)

Представитель администрации Прионежского муниципального района ТихомироваА.С. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что их удовлетворение приведет к уменьшению размера доходов муниципального района. Выразила критическое отношение к выводам независимого оценщика, который при осуществлении оценки не учел категорию земель, тогда как отнесение земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов должно повлечь увеличение его рыночной стоимости по отношению к участкам земель иных категорий. От проведения по делу судебной оценочной экспертизы отказалась.

Правительство Республики Карелия представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено. В ранее проведенных по делу заседаниях представитель Правительства Республики Карелия Бира О.И. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поддержав представленные ранее письменные возражения. По мнению Правительства Республики Карелия, датой, по состоянию на которую подлежит установлению кадастровая стоимость, является 01 января 2009 г. – дата, по состоянию на которую проведена государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Из дела усматривается, что на основании договора аренды от (.....) (.....) заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...), расположенного в (...). Государственная собственность на участок не разграничена.

По условиям договора аренды (п.п. 2.3, 2.6 Приложение 2) расчет арендной платы по нему осуществляется, помимо прочего, в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П и может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке, не чаще одного раза в год, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Карелия, нормативными актами местного самоуправления.

Постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Республики Карелия от 04.07.2013 № 208-П.

В системе действующего правового регулирования (Закон Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия») размер арендной платы за использование земельных участков в расчете на год может определяться на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости на основании результатов государственной кадастровой оценки затрагивают права и обязанности заявителя.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Характеристики земельного участка (категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования – для обустройства рекреационной зоны) подтверждаются сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости и изложенными в кадастровом паспорте участка. Датой постановки земельного участка на кадастровый учет является (.....)

Работы по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов проводились в Республике Карелия в (...) годах на основании государственного контракта от (.....) (...) заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и (...). Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 16.11.2011 № 311-П.

Поскольку государственный кадастровый учет арендуемого заявителем земельного участка осуществлен после 01 января 2009 г. – даты формирования перечня объектов для проведения государственной кадастровой оценки и после утверждения ее результатов, его кадастровая стоимость в соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, определена органом кадастрового учета после утверждения результатов кадастровой оценки на (.....) путем умножения среднего для Прионежского муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов соответствующей группы на площадь земельного участка.

В результате кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) составила (...). по состоянию на (.....)

Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу ст. 2418 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 2419 того же закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В подтверждение заявленных требований Пианковским Э.В. представлен отчет независимого оценщика Дунцова А.О. от (.....) (.....) об оценке рыночной стоимости земельного участка.

Согласно данному отчету по состоянию на (.....) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) составляет (...) руб.

(...) проведена экспертиза вышеобозначенного отчета и выдано положительное экспертное заключение от (.....) (...)

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщиком в порядке п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256, мотивировано применение лишь сравнительного подхода при производстве оценки.

Отнесение земельного участка к невозобновляемым активам, неразвитость вторичного рынка аренды земельных участков и наличие у объекта оценки вида разрешенного использования, исключающего возведение на нем объектов капитального строительства, не позволяют применить при оценке затратный и доходный подходы.

Дата, на которую произведена оценка земельных участков, отвечает требованиям ст.2419 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Суд отклоняет доводы администрации Прионежского муниципального района о том, что в качестве аналогов земельных участков, используемых при оценке, оценщику следовало принять земельные участки, отнесенные к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Как следует из отчета об оценке, письменных пояснений к нему и показаний оценщика Дунцова А.О., допрошенного в качестве свидетеля, ценообразующими факторами для земельных участков в целом являются наборы имеющихся в отношении них прав, назначение, местоположение, площадь, подключение к коммуникационным сетям, подъезд, удаленность от водного объекта и г.Петрозаводска.

Проанализировав цены предложения и сделок в месте расположения объекта оценки, оценщик установил, что зависимости ценообразования от отнесения земельного участка к той или иной категории земель не имеется, вследствие чего необходимости использовать в качестве аналогов земельные участки той же категории либо осуществлять корректировку по данному фактору не требовалось.

Данные доказательства заинтересованными лицами не опровергнуты, против проведения по делу судебной оценочной экспертизы представитель администрации Прионежского муниципального района возражала. Представленные ею постановления администрации Прионежского муниципального района о продаже ряду граждан земельных участков из категории земель особо охраняемых территорий и объектов по цене большей, чем обозначил оценщик, не опровергают выводов, содержащихся в отчете, поскольку видом разрешенного использования этих участков является «для индивидуального дачного строительства», в то время как вид разрешенного использования спорного участка какого-либо строительства на нем не допускает. Корректировка цены на вид разрешенного использования оценщиком произведена.

Иных возражений относительно выводов оценщика со стороны привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц не приведено.

Анализ отчета в совокупности с свидетельскими показаниями оценщика и экспертным заключением (...) от (.....) позволяет прийти к выводу о достоверности изложенных в отчете сведений.

По изложенным мотивам суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании п. 5 ст. 4, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 2420 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку настоящее решение суда в силу приведенных выше норм само по себе является основанием для внесения органом кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости, оснований для возложения на названный орган обязанности внести такие сведения в судебном порядке не имеется.

Руководствуясь ч. 1 ст. 246, ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ (.....) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...), ░░░░░░░░ (...) ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (...), ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ (...).

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░ ░. 2 ░░. 199 ░░░ ░░ 06 ░░░░░░ 2015 ░.

3-14/2015 ~ М-23/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пианковский Эдуард Викторович
Другие
Администрация Прионежского муниципального района
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
16.02.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2015[И] Передача материалов судье
20.02.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2015[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2015[И] Предварительное судебное заседание
18.03.2015[И] Судебное заседание
26.03.2015[И] Судебное заседание
31.03.2015[И] Судебное заседание
06.04.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2015[И] Дело оформлено
10.05.2015[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее