Решение по делу № 2-302/2015 от 20.05.2015

Дело № 2-302/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2015 года                          с. Усть-Кокса

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи         Шатиной С.Н.,

при секретаре                     Шаравиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай об оспаривании бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения по непередаче в собственность МО «Усть-Коксинский район» жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, выразившегося в непередаче в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: <адрес> и обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай устранить нарушения путем передачи в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай данных жилых помещений.

Заявленные требования мотивированы тем, что с 01.01.2015 г. в соответствии новой редакцией чч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством возложено на органы местного самоуправления муниципального района. МО «Усть-Коксинский район» в лице исполнительно-распорядительного органа – администрации МО «Усть-Коксинский район» обладает указанным полномочием на территории всех сельских поселений района.

На территории Чендекского сельского поселения находятся 4 жилых помещения, расположенных по адресу: <адрес> необходимые для полноценного осуществления полномочий МО «Усть-Коксинский район», которые сельское поселение обязано передать в собственность муниципального района в силу ч.ч. 1, 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай».

Во исполнение требований Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай» Советом депутатов Чендекского сельского поселения принято решение от 02.04.2015 г. № 20-3 «Об утверждении перечня имущества, подлежащего передаче из собственности МО «Чендекское сельское поселение» в собственность МО «Усть-Коксинский район», в котором отсутствует имущество, необходимое для осуществления полномочий муниципального района, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

Об отсутствии в решении от ДД.ММ.ГГГГ г. № жилых помещений Чендекское сельское поселение было уведомлено ДД.ММ.ГГГГ (за исх. № ). По результатам рассмотрения уведомления администрацией МО «Усть-Коксинский район» был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Чендекское сельское поселение не намерено передавать жилые помещения в собственность муниципального района. Вместе с тем, вышеуказанные жилые помещения должны быть переданы в собственность муниципального района, поскольку у сельского поселения нет полномочий, позволяющих распоряжаться этим имуществом.

Бездействие Чендекского сельского поселения по непередаче жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, нарушает право администрации МО «Усть-Коксинский район» на решение вопросов местного значения – обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, соответственно, нарушаются права граждан, проживающих в данных жилых помещениях по договорам социального найма, предусмотренных Конституцией РФ о том, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Сложилась ситуация, при которой полномочия принадлежат одному лицу, а другое лицо препятствует осуществлению этих полномочий своим бездействием, в результате чего граждане, использующие жилые помещения по договорам социального найма, лишены права решения вопросов и разрешения споров, вытекающих из правоотношений по договору социального найма жилого помещения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному делу было прекращено в части требований о признании бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения в непередаче в собственность МО «Усть-Коксинский район» жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения устранить нарушения путем передачи в собственность МО «Усть-Коксинский район» жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с отказом заявителя от данных требований.

В судебном заседании представитель заявителя администрации МО «Усть-Коксинский район» Попова Н.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица, бездействие которого обжалуется, - председатель Совета депутатов Чендекского сельского поселения Ошлакова А.В. заявленные требования не признала в полном объеме, пояснив суду, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальные образования, в том числе Чендекское сельское поселение, могут иметь на праве собственности жилищный фонд. Жилые помещения, о передаче которых в собственность просит администрация муниципального района, также могут находиться в собственности сельского поселения на основании п. 13 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч. 1 этой статьи, оно подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения), либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. Сроки перепрофилирования не установлены. Так, в настоящее время в <адрес> имеется потребность в помещении для музея, в <адрес> и <адрес> – в музеях. В связи с этим считает, что муниципальный жилищный фонд МО «Чендекское сельское поселение» не подлежит отчуждению, а права граждан, проживающих в жилых помещениях, не нарушены. Кроме того, со стороны муниципального района не соблюден порядок отчуждения жилых помещений, предусмотренных Законом Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай», поскольку по перечню переданного Чендекским сельским поселением имущества Совет депутатов МО «Усть-Коксинский район» претензий не высказывал и утвердил своим решением.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай Трубачева Е.Ю. заявленные требования признала в полном объеме, пояснив, что бездействие Чендекского сельского Совета депутатов нарушает права администрации МО «Усть-Коксинский район». Совет депутатов МО «Усть-Коксинский район» утвердил перечень имущества, переданный им сельским Советом депутатов Чендекского сельского поселения, упустив жилищный фонд.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) разграничение имущества осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе, в числе прочих, в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

В целях реализации положений ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ принят Закон Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай», определяющий порядок согласования перечня муниципального имущества, подлежащего передаче в рамках разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Алтай, порядок направления перечня муниципального имущества органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти Республики Алтай и перечень документов, необходимых для принятия правового акта Республики Алтай о разграничении муниципального имущества.

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 1 названного Закона Республики Алтай, разграничение муниципального имущества осуществляется между муниципальным районом и входящими в его состав сельскими поселениями при перераспределении между ними вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами и законами Республики Алтай. Разграничение муниципального имущества осуществляется правовыми актами Правительства Республики Алтай.

С 01.01.2015 г. вступили в силу положения ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об отнесении полномочий, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона, по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В ч. 1 ст. 2 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай» указано, что перечни муниципального имущества, подлежащего разграничению, формируются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, наделенными в установленном порядке полномочиями по передаче или принятию имущества (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).

Предложения о передаче либо приеме имущества в муниципальную собственность (далее - предложения) направляются уполномоченными органами местного самоуправления с приложением перечня муниципального имущества в соответствующие уполномоченные органы местного самоуправления другого муниципального образования (ч. 2).

Уполномоченные органы местного самоуправления, в адрес которых поступило предложение, обязаны в течение 30 дней рассмотреть его и представить обоснованные возражения либо направить уведомление о согласовании.

По согласованным предложениям уполномоченными органами местного самоуправления как от принимающей, так и от передающей стороны принимаются решения об утверждении перечней имущества, подлежащего передаче или приему в муниципальную собственность.

Разногласия и споры между муниципальными образованиями, возникающие в процессе разграничения муниципального имущества, разрешаются заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур или в судебном порядке (ч. 3).

На основании уставов МО «Усть-Коксинский район», МО «Чендекское сельское поселение» Усть-Коксинского района Республики Алтай, Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, утвержденного решением Совета депутатов МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ г., Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Чендекское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов Чендекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г., судом установлено, что вышеуказанными уполномоченными органами местного самоуправления по данным муниципальным образованиям выступают Совет депутатов МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай и Совет депутатов Чендекского сельского поселения.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Постановление № 8-П), положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.

Принцип волеизъявления обеих сторон применим и при передаче имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, поскольку абзацем 2 пункта 1 Постановления № 8-П установлено, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Иными словами, положения ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ не предусматривают возможности обязания в судебном порядке одного муниципального образования передать (или принять) имущество другого муниципального образования.

Уполномоченным органом муниципального образования «Чендекское сельское поселение» решение о даче согласия на безвозмездную передачу в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» спорного муниципального имущества – жилых помещений - не принималось.

Так, в соответствии с вышеуказанной процедурой, установленной в ст. 2 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай», Советом депутатов Чендекского сельского поселения было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении перечня имущества, подлежащего передаче из собственности МО «Чендекское сельское поселение» в собственность МО «Усть-Коксинский район», в котором жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО «Усть-Коксинский район» было принято решение об утверждении перечня муниципального имущества сельских поселений, в том числе Чендекского, передаваемых в муниципальную собственность МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, после чего ДД.ММ.ГГГГ за первым заместителем главы администрации МО «Усть-Коксинский район» О.М. на имя главы Чендекского сельского поселения Ошлаковой А.В. направлено уведомление о согласовании перечня муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность района, в связи с перераспределением полномочий.

Следовательно, для принятия в муниципальную собственность района спорных жилых помещений, не вошедших в утвержденный перечень переданного имущества, необходимо вновь соблюсти вышеизложенную процедуру передачи имущества.

Заявитель администрация МО «Усть-Коксинский район», минуя установленный законом Республики Алтай порядок разграничения имущества, подлежащего передаче, непосредственно обратился в суд с требованием о передаче имущества. Доказательства принятия заявителем мер, направленных на соблюдение требований ч. 11.1 ст. 154 Закона № 122-ФЗ и положений Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай», суду не представлены, следовательно, отсутствуют правовые оснований для удовлетворения заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» о признании незаконным бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, выразившегося в непередаче в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: <адрес>

обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай устранить нарушения путем передачи в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: <адрес>, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.

Судья                                     С.Н. Шатина

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-302/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Админинистрация МО "Усть-Кокиснский район" РА
Другие
Совет депутатов МО "Усть-Коксинский район"
Чендекский сельский Совет депутатов Чендекского сельского поселения
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
ust-koksinsky.ralt.sudrf.ru
20.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2015Передача материалов судье
22.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.06.2015Предварительное судебное заседание
10.06.2015Судебное заседание
19.06.2015Судебное заседание
24.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее