Дело № 2-302/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2015 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Шаравиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай об оспаривании бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения по непередаче в собственность МО «Усть-Коксинский район» жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, выразившегося в непередаче в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: <адрес> и обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай устранить нарушения путем передачи в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай данных жилых помещений.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 01.01.2015 г. в соответствии новой редакцией чч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством возложено на органы местного самоуправления муниципального района. МО «Усть-Коксинский район» в лице исполнительно-распорядительного органа – администрации МО «Усть-Коксинский район» обладает указанным полномочием на территории всех сельских поселений района.
На территории Чендекского сельского поселения находятся 4 жилых помещения, расположенных по адресу: <адрес> необходимые для полноценного осуществления полномочий МО «Усть-Коксинский район», которые сельское поселение обязано передать в собственность муниципального района в силу ч.ч. 1, 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай».
Во исполнение требований Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай» Советом депутатов Чендекского сельского поселения принято решение от 02.04.2015 г. № 20-3 «Об утверждении перечня имущества, подлежащего передаче из собственности МО «Чендекское сельское поселение» в собственность МО «Усть-Коксинский район», в котором отсутствует имущество, необходимое для осуществления полномочий муниципального района, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
Об отсутствии в решении от ДД.ММ.ГГГГ г. № № жилых помещений Чендекское сельское поселение было уведомлено ДД.ММ.ГГГГ (за исх. № №). По результатам рассмотрения уведомления администрацией МО «Усть-Коксинский район» был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Чендекское сельское поселение не намерено передавать жилые помещения в собственность муниципального района. Вместе с тем, вышеуказанные жилые помещения должны быть переданы в собственность муниципального района, поскольку у сельского поселения нет полномочий, позволяющих распоряжаться этим имуществом.
Бездействие Чендекского сельского поселения по непередаче жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, нарушает право администрации МО «Усть-Коксинский район» на решение вопросов местного значения – обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, соответственно, нарушаются права граждан, проживающих в данных жилых помещениях по договорам социального найма, предусмотренных Конституцией РФ о том, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Сложилась ситуация, при которой полномочия принадлежат одному лицу, а другое лицо препятствует осуществлению этих полномочий своим бездействием, в результате чего граждане, использующие жилые помещения по договорам социального найма, лишены права решения вопросов и разрешения споров, вытекающих из правоотношений по договору социального найма жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному делу было прекращено в части требований о признании бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения в непередаче в собственность МО «Усть-Коксинский район» жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения устранить нарушения путем передачи в собственность МО «Усть-Коксинский район» жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с отказом заявителя от данных требований.
В судебном заседании представитель заявителя администрации МО «Усть-Коксинский район» Попова Н.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица, бездействие которого обжалуется, - председатель Совета депутатов Чендекского сельского поселения Ошлакова А.В. заявленные требования не признала в полном объеме, пояснив суду, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальные образования, в том числе Чендекское сельское поселение, могут иметь на праве собственности жилищный фонд. Жилые помещения, о передаче которых в собственность просит администрация муниципального района, также могут находиться в собственности сельского поселения на основании п. 13 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч. 1 этой статьи, оно подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения), либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. Сроки перепрофилирования не установлены. Так, в настоящее время в <адрес> имеется потребность в помещении для музея, в <адрес> и <адрес> – в музеях. В связи с этим считает, что муниципальный жилищный фонд МО «Чендекское сельское поселение» не подлежит отчуждению, а права граждан, проживающих в жилых помещениях, не нарушены. Кроме того, со стороны муниципального района не соблюден порядок отчуждения жилых помещений, предусмотренных Законом Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай», поскольку по перечню переданного Чендекским сельским поселением имущества Совет депутатов МО «Усть-Коксинский район» претензий не высказывал и утвердил своим решением.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай Трубачева Е.Ю. заявленные требования признала в полном объеме, пояснив, что бездействие Чендекского сельского Совета депутатов нарушает права администрации МО «Усть-Коксинский район». Совет депутатов МО «Усть-Коксинский район» утвердил перечень имущества, переданный им сельским Советом депутатов Чендекского сельского поселения, упустив жилищный фонд.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) разграничение имущества осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе, в числе прочих, в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
В целях реализации положений ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ принят Закон Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай», определяющий порядок согласования перечня муниципального имущества, подлежащего передаче в рамках разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Алтай, порядок направления перечня муниципального имущества органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти Республики Алтай и перечень документов, необходимых для принятия правового акта Республики Алтай о разграничении муниципального имущества.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 1 названного Закона Республики Алтай, разграничение муниципального имущества осуществляется между муниципальным районом и входящими в его состав сельскими поселениями при перераспределении между ними вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами и законами Республики Алтай. Разграничение муниципального имущества осуществляется правовыми актами Правительства Республики Алтай.
С 01.01.2015 г. вступили в силу положения ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об отнесении полномочий, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона, по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В ч. 1 ст. 2 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай» указано, что перечни муниципального имущества, подлежащего разграничению, формируются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, наделенными в установленном порядке полномочиями по передаче или принятию имущества (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).
Предложения о передаче либо приеме имущества в муниципальную собственность (далее - предложения) направляются уполномоченными органами местного самоуправления с приложением перечня муниципального имущества в соответствующие уполномоченные органы местного самоуправления другого муниципального образования (ч. 2).
Уполномоченные органы местного самоуправления, в адрес которых поступило предложение, обязаны в течение 30 дней рассмотреть его и представить обоснованные возражения либо направить уведомление о согласовании.
По согласованным предложениям уполномоченными органами местного самоуправления как от принимающей, так и от передающей стороны принимаются решения об утверждении перечней имущества, подлежащего передаче или приему в муниципальную собственность.
Разногласия и споры между муниципальными образованиями, возникающие в процессе разграничения муниципального имущества, разрешаются заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур или в судебном порядке (ч. 3).
На основании уставов МО «Усть-Коксинский район», МО «Чендекское сельское поселение» Усть-Коксинского района Республики Алтай, Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, утвержденного решением № Совета депутатов МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ г., Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Чендекское сельское поселение», утвержденного решением № Совета депутатов Чендекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г., судом установлено, что вышеуказанными уполномоченными органами местного самоуправления по данным муниципальным образованиям выступают Совет депутатов МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай и Совет депутатов Чендекского сельского поселения.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Постановление № 8-П), положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
Принцип волеизъявления обеих сторон применим и при передаче имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, поскольку абзацем 2 пункта 1 Постановления № 8-П установлено, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Иными словами, положения ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ не предусматривают возможности обязания в судебном порядке одного муниципального образования передать (или принять) имущество другого муниципального образования.
Уполномоченным органом муниципального образования «Чендекское сельское поселение» решение о даче согласия на безвозмездную передачу в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» спорного муниципального имущества – жилых помещений - не принималось.
Так, в соответствии с вышеуказанной процедурой, установленной в ст. 2 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай», Советом депутатов Чендекского сельского поселения было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении перечня имущества, подлежащего передаче из собственности МО «Чендекское сельское поселение» в собственность МО «Усть-Коксинский район», в котором жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО «Усть-Коксинский район» было принято решение № об утверждении перечня муниципального имущества сельских поселений, в том числе Чендекского, передаваемых в муниципальную собственность МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, после чего ДД.ММ.ГГГГ за № первым заместителем главы администрации МО «Усть-Коксинский район» О.М. на имя главы Чендекского сельского поселения Ошлаковой А.В. направлено уведомление о согласовании перечня муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность района, в связи с перераспределением полномочий.
Следовательно, для принятия в муниципальную собственность района спорных жилых помещений, не вошедших в утвержденный перечень переданного имущества, необходимо вновь соблюсти вышеизложенную процедуру передачи имущества.
Заявитель администрация МО «Усть-Коксинский район», минуя установленный законом Республики Алтай порядок разграничения имущества, подлежащего передаче, непосредственно обратился в суд с требованием о передаче имущества. Доказательства принятия заявителем мер, направленных на соблюдение требований ч. 11.1 ст. 154 Закона № 122-ФЗ и положений Закона Республики Алтай от 19.12.2014 № 88-РЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Алтай», суду не представлены, следовательно, отсутствуют правовые оснований для удовлетворения заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» о признании незаконным бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, выразившегося в непередаче в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: <адрес>
обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай устранить нарушения путем передачи в собственность муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: <адрес>, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.