Судья Акимова Н.Н.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-8639/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2017 года г.Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Малиновской А.Л.,
судей Коваленко В.В., Николаевой Т.В.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столярова Сергея Викторовича к Федеральной службе исполнения наказания России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Иркутской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконными действий в части исполнения пунктов 10.1, 10.2 «Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» № 496 от 28 августа 2013 года,
по апелляционной жалобе Столярова С.В. на решение Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 21 апреля 2017 года,
установила:
Столяров С.В. обратился в суд с иском, к Федеральной службе исполнения наказания России (далее по тексту ФСИН России), к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Иркутской области (далее по тексту ГУФСИН России по Иркутской области), указав в обоснование требование, что с 1998 года проходил службу в УИС, в том числе в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области в должности старшего инструктора-кинолога кинологичекого отделения, в декабре 2011 года был уволен по статье 58 пункт «в» (по выслуге срока службы, дающей право на пенсию). В период прохождения службы, в октябре 2004 года, он, истец, был поставлен на очередь, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что при увольнении истец не был обеспечен жильем, то он в ноябре 2013 года обратился с рапортом и необходимыми документами в подкомиссию территориального органа ГУФСИН России по Иркутской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членам их семей гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В декабре 2013 года документы ему возвращены, поскольку не были нотариально удостоверены. Устранив недостатки, повторно обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России с заявлением 06.02.2014, его заявление было рассмотрено на заседании подкомиссии ГУФСИН России по Иркутской области и принято решение о направлении пакета документов в ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
19.01.2016, с нарушением установленного законом трехмесячного срока, комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принято решение об отказе Столярову С.В. в постановке на учет, поскольку он не предоставил информацию о месте проживания и регистрации, членов его семьи – несовершеннолетних детей Х., М. и С.
Истец считает отказ комиссии незаконным, поскольку данный отказ ФСИН напрямую не связан с отсутствием у него права на получение выплаты, а, связан, с непредставлением документов, которые, по его мнению, были представлены в полном объеме и позволяли комиссии принять положительное решение.
В связи с чем, уточнив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просил признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать решение ФСИН России от 19.01.2016 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФСИН России поставить его на учет для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи им заявления - с 06.02.2014, а также признать действия ГУФСИН России по Иркутской области в части исполнения пунктов 10.1, 10.2 «Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» №496 от 28.08.2013 не законными, нарушающими его права на своевременное получение единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании истец Столяров С.В., его представитель Бурлова М.М. исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН России и ответчика ГУФСИН России по Иркутской области Куприна З.А. с требованиями Столярова С.В. не согласилась, указала, что Столяровым С.В. пропущен срок исковой давности для обжалования действий ГУФСИН России по Иркутской области.
Решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 21.04.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Столяров С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов, дублируя доводы иска, настаивает на том, что им представлены все доказательства, свидетельствующие об обоснованности заявленных требований.
Считает, что не представление сведений о наличии информации о регистрации сыновей Манзурова И.Д., Хицунова А.Д. и Столярова А.С. не может рассматриваться как достаточное основание для отказа в постановке истца на учет, так как был предоставлен акт обследования жилого помещения, из которого следовало, что они проживают по адресу: Иркутская обл., с.Хомутово, ул. Вишневая, д.43, вместе с истцом и Столяровой Е.А. При этом Манзуров И.Д. и Столяров А.С. на момент подачи заявления являлись несовершеннолетними, и их местом жительства являлось место жительства родителей.
Обращает внимание, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ГУФСИН России по Иркутской области и ФСИН России Куприна З.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца Столярова С.В. и его представителя Бурлову М.М., представителя ответчиков ГУФСИН России по Иркутской области и ФСИН России Куприну З.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч.5 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.
Согласно п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются, в том числе, супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте «б» указаны: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации).
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, Столяров С.В. с 1998 года проходил службу в УИС, в том числе в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области в должности старшего инструктора-кинолога кинологичекого отделения, что подтверждается послужным списком №Б-073182 Столярова С.В.
Приказом ГУФСИН России по Иркутской области от 22.12.2011 №218-лс Столяров С.В. был уволен по статье 58 пункт «в» (по выслуге срока службы, дающей право на пенсию). Выслуга истца на день увольнения в календарном исчислении составляла 16 лет 01 месяц 21 день, в льготном исчислении- 23 года 00 месяцев 01 день.
В период прохождения службы истец Столяров С.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с даты подачи рапорта от 28.10.2004, что подтверждается выпиской из протокола №4 заседания жилищно-бытовой комиссии ИК-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области от 30.12.2004.
07.11.2013 истец на имя директора ФСИН России Г.А. Корниенко подал заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. Впоследствии пакет документов был возвращен истцу для нотариального заверения.
Повторно истец Столяров С.В. обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Иркутской области 06.02.2014, что подтверждается материалами учетного дела для принятия на учет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369 для получения единовременной социальной выплаты.
Документы, представленные Столяровым С.В., территориальной подкомиссией в соответствии с Приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496, были проверены на предмет их соответствия перечню, установленному в пункте 5 Правил. Было принято решение о направлении документов Столярова С.В. в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно решению комиссии ФСИН России от 19.01.2016 Столярову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2013 №369, а именно Столяровым С.В. не была представлена информация о месте проживания/регистрации сына Х. за период с 11.02.2011 по 20.09.2013, а также отсутствовали сведения о регистрации сыновей М. и С., что подтверждается выпиской из протокола №2 от 19.01.2016.
Указанное решение комиссии ФСИН России истцом получено 19.09.2016.
Из учетного дела на имя Столярова С.В., направленного в ФСИН России, усматривается, что для рассмотрения заявления истца о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, Столяровым С.В. представлены сведения о составе его семьи, а именно: свидетельство о регистрации брака с М., брак с которой был заключен 05.04.2011; свидетельство о рождении сына С. (дата изъята) года рождения; решение Иркутского районного суда Иркутской области от 06.03.2013, вступившего в законную силу 06.04.2013, в соответствии с которым был установлен факт нахождения на иждивении у Столярова С.В. - Х. (дата изъята) года рождения и М. (дата изъята) года рождения - детей М. от предыдущих браков; копии поквартирных карточек и копии финансовых лицевых счетов за 5 лет; уведомления из КГРП на недвижимое имущество на заявителя и членов его семьи; справки БТИ; справка о том, что Столярову С.В. безвозмездная финансовая помощь не оказывалась; выписка из протокола о постановке на очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий; справка с места жительства, выданная начальником ЖКХ Хомутовского МО о регистрации Столярова С.В. по адресу: <адрес изъят>, с указанием, что состава его семьи - жены С., детей Х., М., С., а также представлен акт обследования жилищных условий от 18.112013, из которого следует, что семья Столярова С.В. фактически проживает по адресу: урочище «Подпарщина» Хомутовского муниципального образования, в жилом доме не введенном в эксплуатацию. Столяровым С.В. также были представлены копии паспортов на свое имя, на С., Х., в которых содержалась информация о их регистрации по адресу: <адрес изъят>. Сведения о регистрации М. и С. в материалах учетного дела не содержатся.
Разрешая требования по существу, оценив представленные доказательства в их совокупности и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не были представлены все необходимые документы, установленные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем установить соответствие требованиям п.2 ч.3 ст.4 № 283-ФЗ от 30.12.2012 не представилось возможным.
При этом суд первой инстанции указал, что право истца на получение единовременной социальной выплаты со стороны ответчиков не оспаривается, истец не лишен права, устранив указанные недостатки, вновь обратиться в соответствующую комиссию ГУФСИН России по Иркутской области для решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает, поскольку они сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств. Суд оценил собранные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ и положил их в основу решения.
Доводы жалобы отвергаются судебной коллегией, поскольку, представленный истцом акт обследования жилищных условий от 18.11.2013, согласно Правил предоставления единовременной социальной выплаты не является документом, необходимым для принятия сотрудника и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты, в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации. Указанный акт не свидетельствует о неправомерности принятого ФСИН России от 19.01.2016 решения об отказе в постановке Столярова С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку на момент подачи истцом соответствующего заявления доказательств совместного проживания всех его членов семьи, как того требуют положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты, представлено не было.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 21 апреля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий А.Л. Малиновская
Судьи В.В. Коваленко
Т.В. Николаева