Дело УИД69RS0025-01-2019-000269-73, производство № 2-223/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года п. Рамешки
Рамешковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Волковой Т.М.,
при секретаре Дроздовой Е.В.,
с участием истца Коршуновой Г.Д.,
представителя истцов адвоката Устинова С.Н., представившего удостоверение № 239 от 19.11.2002г. и ордер № 163 от 12.11.2019г.,
третьего лица Петровой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коршуновой Г.Д., Коршунова А.Н., Петрова Д.А., Коршунова П.А. к Администрации Рамешковского района Тверской области о признании договора на передачу квартиры в совместную собственность граждан действительным, выделении по 1/5 доли в праве из совместной собственности,
установил:
Истцы обратились в суд с указанным выше исковым заявлением, мотивировав свои требования тем, что в 1988 году Рамешковское ремонтно-техническое предприятие «Рамешкиремтехпред», их семье состоящей из четырех человек, предоставило в пользование трехкомнатную квартиру №, общей площадью 59,7 кв.м., расположенную на втором этаже жилого трехэтажного панельного дома, находящегося по адресу: (адрес)
В соответствии с Законом РФ № 1541-1 от 4.07.1991 года с изменениями и дополнениями «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», администрация Рамешковского ремонтнотехнического предприятия «Рамешкиремтехпред» в лице директора предприятия, ФИО1, передала в совместную собственность членам их семьи квартиру, находящуюся по выше указанному адресу. О передаче квартиры в совместную собственность 23 августа 1993 года был заключен договор на передачу квартир /домов/ в собственность граждан, который 26 августа 1993 года зарегистрирован в БТИ Рамешковского района, которое было наделено полномочиями государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним. В реестровой книге сделана запись за № 517, что подтверждается регистрационным удостоверением за.№ 352 от 26.08.1993 года.
Согласно договора, собственниками квартиры стали: Коршунов А.Н., Коршунова Г.Д., сыновья- ФИО2, Петров Д.А. и Коршунов П.А..
На основании ст. 217 ГК РФ - Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
На протяжении всего времени как они вселились в квартиру и после приватизации жилого помещения, оплачивают за предоставленные услуги по потреблению газа, электроэнергии и водоснабжения. Содержат квартиру в санитарном и техническом состоянии.
3 августа 2018 года умер сын, ФИО2. После его смерти открылось наследственное имущество в виде доли в праве выше указанной квартиры.
На основании части 1 ст. 1141 ГК РФ «наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ».
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ «наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя».
После смерти ФИО2. наследниками первой очереди являлись: мать умершего сына - Коршунова Г.Д., супруга умершего- ФИО3 и сын умершего отца - ФИО4
ФИО3 действующая за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО4. обратилась с заявлением в нотариальную контору о принятии наследственного имущества, оставшегося после смерти супруга. Нотариусом заведено наследственное дело № 89/2018. Коршунова Г.Д от своей доли в наследстве отказалась в пользу несовершеннолетнего внука ФИО4 По истечении шести месяцев после обращения в нотариальную контору, нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону: ФИО3 на 1/3 долю в праве и ФИО4 на 2/3 доли в праве из принадлежащих умершему 1/5 доли приватизированной квартиры.
Согласно ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или претензий третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
В связи с пенсионным возрастом, возникла необходимость привести в соответствие с требованиями действующего законодательства правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на квартиру и выделить каждому причитающую долю в совместной собственности. Однако это сделать не представляется возможным по следующим причинам.
В договоре на передачу квартиры в собственность отсутствует подпись Коршунова А.Н., а также подпись одного из законных представителей за несовершеннолетних сыновей:
ФИО2, Петрова Д.А. и Коршунова П.А.. Устранить указанные недостатки не представляется возможным по причине ликвидации предприятия, передавшего их семье квартиру в собственность, смерти ФИО2 а также отсутствия полномочий у Рамешковского отделения Тверского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» на регистрацию недвижимого имущество и сделок с ним, которым обладало Рамешковское БТИ в 1993 году.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существующим условиям договора. При передаче квартиры в совместную собственность и подписания договора такое соглашение между семьей Коршуновой Г.Д. и администрацией Рамешковского ремонтно-техническое предприятия «Рамешкиремтехпрел» было достигнуто. С договором на передачу квартиры в совместную собственность все совершеннолетние члены семьи были ознакомлены и тем самым считают, что все члены семьи в том числе и несовершеннолетние дети реализовали свое право (ст. 425 ГК РФ) на бесплатное получение занимаемого жилого помещения в собственность. О том, что в договоре должны расписаться все совершеннолетние члены семьи и один из родителей за несовершеннолетних детей, их никто в известность не ставил.
На протяжении всего времени со дня заключения договора и передачи в собственность квартиры, прошло 26 лет и по настоящее время никто из членов семьи, в том числе Рамешковского ремонтно-технического предприятия, которое в последствии прекратило свою деятельность, претензий не предъявляли. Если бы кто-либо из участников сделки был против заключения договора или же был не согласен с условиями договора, на протяжении указанного периода после оформления в собственность квартиры, имели возможность обратиться в суд о расторжении договора приватизации.
Истцы считают, что им на праве совместной собственности принадлежит указанное жилое помещение (квартира). Все эти годы их семья добросовестно открыто и непрерывно владела и пользовалась по настоящее время квартирой, как собственники недвижимого имущества. Являются добросовестными налогоплательщиками, ежегодно платят имущественный налог за недвижимое имущество.
Просят суд признать договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 23 августа 1993 года действительным и считать, что Коршунову А.Н., ФИО3, родившейся (дата) в (адрес), ФИО2, Петрову Д.А., Коршунову П.А. передана в совместную собственность квартира №, находящаяся по адресу: (адрес); выделить из совместной собственности квартиры №, расположенной по адресу: (адрес), по 1/5 (одной пятой) доли в праве каждому: Коршунову А.Н., Коршуновой Г.Д., Петрову Д.А. и Коршунову П.А..
Истцы Петров Д.А. и Коршунов П.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Истец Коршунов А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, об отложении дела не просил.
Представитель ответчика администрации Рамешковского района Тверской области, представители третьих лиц Территориального Управления Федерального агентства по управлению имуществом в Тверской области, Комитета по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области, третье лицо нотариус Тверского городского нотариального округа Тверской области Морозова Л.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили, об отложении дела не просили.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Истец Коршунова Г.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.
Представитель истцов адвокат Устинов С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.
Третье лицо Петрова О.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Свидетель ФИО5. в судебном заседании пояснила, что знает истцов Коршунову Г.Н., Коршунова А.Н., Петрова Д.А. и Коршунова П.А. Они соседи. Она раньше работала на предприятии Сельхозтехника. В 1988 году семье Петровых была предоставлена квартира (адрес). Первый муж Коршуновой Г.Д. ФИО6 умер, она вышла замуж за Коршунова А.Н. В 1993 году Коршунова Г.Д. вместе с мужем Коршуновым А.Н. и тремя сыновьями: И. Д. и П. приватизировали данную квартиру. Договор приватизации подписан только Коршуновой Г.Д., поскольку раньше были такие требования и никто не обращал на это внимание.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что истцы ей знакомы. С Коршуновой Г.Д. они дружат с 1980 года. В 1988 году семье Петровых была предоставлена квартира (адрес) В этом же году они вселились в данную квартиру. Первый муж Коршуновой Г.Д. ФИО6. умер и она вышла замуж за Коршунова А.Н. В 1993 году Коршунова Г.Д., Коршунов А.Н. и трое детей: И.,Д., и П. приватизировали данную квартиру. В настоящее время в этой квартире проживают Коршунова Г.Д. и Коршунов П.А. Дети Д. и П. в квартире зарегистрированы.
Суд, выслушав истца Коршунову Г.Д., представителя истцов адвоката Устинова С.Н., третье лицо Петрову О.Е., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статья 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Сторонами не оспаривается тот факт, что Рамешковское ремонтно-техническое предприятие «Рамешкиремтехпред» предоставил в пользование истцам квартиру №, общей площадью 59,7 кв.м. по адресу: (адрес).
Судом установлено, что Коршунова Г.Д., Коршунов А.Н., ФИО2, Петров Д.А., Коршунов П.А. и Рамешковское ремонтно-техническое предприятие «Рамешкиремтехпред» 23 августа 1993 года заключили договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан, в соответствии с которым квартира № в (адрес), передана в их совместную собственность
Стороны были согласны со всеми существенными условиями договора. Договор был подписан Коршуновой Г.Д. за себя и всех членов семьи:
Коршунова А.Н., ФИО2., Петрова Д.А., Коршунова П.А., что не является основанием для признания договора недействительным.
Согласно регистрационному удостоверению Рамешковского БТИ от 26 августа 1993 № г. квартира № полезной площадью 59,7 кв.м в том числе жилой- 37,6 кв.м. по (адрес), зарегистрировано по праву совместной собственности за Коршуновой Г.Д., Коршуновым А.Н., ФИО2, Петровым Д.А., Коршуновым П.А.
Из выписки из ЕГРН следует, что право собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес) зарегистрировано за ФИО7 1/15 доля в общей долевой собственности, и за ФИО8 2/15 доли в общей долевой собственности
(л.д.22-23).
Согласно свидетельству о заключении брака ФИО2 и ФИО7 заключили брак (дата), ....
....
В соответствии с п. 5 ст. 244 ГК РФ по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия, по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
Между собственниками не было заключено соглашение о выделе долей из совместной собственности.
Согласно п. 2 ст. 254 ГК РФ при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
В договоре приватизации указано пятеро собственников: Коршунова Г.Д., Коршунов А.Н., ФИО2, Петров Д.А., Коршунов П.А..
ФИО2 умер 03.08.2018г.
Согласно материалам наследственного дела № на имущество ФИО2., умершего (дата) наследниками по закону являются жена - .....
Согласно свидетельству о праве на наследство ФИО7. является наследником в на 1/15 долю в праве общей собственности на квартиру общей площадью 59,7 кв.м., расположенную по адресу: (адрес)
Согласно свидетельству о праве на наследство ФИО8. является наследником на 2/15 доли в праве общей собственности на квартиру общей площадью 59,7 кв.м., расположенную по адресу: (адрес)
В соответствии со ст. 3.1 закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Согласно части 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Для реализации своих прав, определение размера долей каждого участника совместной собственности на приватизированную квартиру, истцам необходимо для государственной регистрации своих прав на вышеуказанную квартиру.
Требования истцов основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 23 августа 1993 года действительным и считать, что Коршунову А.Н., Коршуновой Г.Д., ФИО2, Петрову Д.А., Коршунову П.А. передана в совместную собственность квартира № № находящаяся по адресу: (адрес).
Выделить из совместной собственности квартиры № расположенной по адресу: (адрес),
(адрес), по 1/5 (одной пятой) доли в праве каждому: Коршунову А.Н., Коршуновой Г.Д., Петрову Д.А. и Коршунову П.А..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2019 года.
Судья Т.М. Волкова
Решение в законную силу не вступило.