РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2015 года п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Аранова И.О.,
при секретаре судебного заседания Артамоновой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лиманского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» незаконным и об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лиманского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» незаконным и об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, указав, что в апреле 2015 г. прокуратурой Лиманского района Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны территории населенных пунктов от пожаров, предотвращения иных чрезвычайных ситуаций. В результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности при организации системы пожаротушения района (пожарных гидрантов) в муниципальном образовании «Рабочий поселок Лиман». Из 110 пожарных гидрантов поселка Лиман - 14 находятся в неисправном состоянии: пожарный гидрант <адрес>. Места расположения противопожарных водоисточников не обозначены указателями. Без воды остаются пожарные водоемы, расположенные по адресу: <адрес>. Данное бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» нарушает право граждан на безопасные условия для проживания, не обеспечивает безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества и создает благоприятные условия для возникновения и распространения пожаров. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» и обязать администрацию муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» устранить нарушения требований пожарной безопасности: устранить неисправности пожарных гидрантов: пожарный гидрант <адрес>; обозначить места расположения противопожарных водоисточников указателями; обеспечить водой пожарные водоемы, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Лиманского района Искалиева С.Ж. просила заявленные требования удовлетворить, установить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности в течение 2 мес. со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители заинтересованного лица Гавина Л.Ф. не возражала против удовлетворения заявленных требований, просила установить срок для устранения выявленных нарушений – 3 месяца.
Представитель отделения Государственного пожарного надзора по Лиманскому району Астраханской области в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации - человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В соответствии с п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьями 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
На основании ст. 126, п. 1 ст. 127 указанного Федерального закона пожарное оборудование, в том числе и пожарные гидранты, должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделени1 пожарной охраны в помещениях зданий, сооружений и строений.пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода т обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима (далее - ППР), согласно пункту 16 которых, вступившему в силу с 01 сентября 2012 года, на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 утвержден "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СИ 8.13 I 30.2009)" в соответствии с примечанием 1 к пункту 4.1 которого предусмотрено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы).
В силу части 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления.
Вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Согласно ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Действующее законодательство не связывает реализацию возложенных на органы местного самоуправления полномочий с наличием финансовой возможности.
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратура Лиманского района Астраханской области совместно с отделение Государственного пожарного надзора по Лиманскому району провела проверку исполнения законодательства в сфере охраны территории населенных пунктов от пожаров, предотвращения иных чрезвычайных ситуаций администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Лиман». В ходе проверки были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, из 110 пожарных гидрантов поселка Лиман - 14 находятся в неисправном состоянии: пожарный гидрант <адрес>. Места расположения противопожарных водоисточников не обозначены указателями. Без воды остаются пожарные водоемы, расположенные по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки технического состояния и работоспособности пожарных гидрантов, водоемов на первое полугодие 2015 года(л.д.8-9), информационным письмом ФГКУ «8 отряд ФПС по Астраханской области» № 235-5-7 от 24.04.2015 г. (л.д. 10), из которых следует, что часть пожарных гидрантов и пожарных съездов, находящихся на территории поселений, имеют недостатки, которые для нормальной эксплуатации необходимо устранить.
В соответствии с положениями статьи 8 Устава муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" к полномочиям администрации муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Из вышеизложенного следует, что поддержание на территории поселения: <адрес> и <адрес>, средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман».
Выявленные в ходе проверки недостатки нарушают права неопределенного круга лиц, так как могут повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории муниципального образования «Рабочий поселок Лиман», так и временно находящихся в указанных населенных пунктах, создают благоприятные условия для возникновения и распространения пожаров.
Учитывая, что в нарушение пункта 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации указанные пожарные водоемы находятся в состоянии непригодным для эксплуатации, данное бездействие ставит под угрозу, жизнь, здоровье и сохранность имущества лиц, осуществляющих трудовую деятельность и посещающих прилегающую территорию.
Представителем администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» не представлено в суд доказательств, устранения выявленных нарушений пожарной безопасности
Таким образом, факт нарушения администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» действующего законодательства о пожарной безопасности нашел свое подтверждение в судебном заседании, администрация муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» как муниципальный орган является собственником муниципального имущества и обязана в силу перечисленных выше норм права обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своей территории.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Лиманского района Астраханской области направлены на реализацию органом местного самоуправления полномочий, возложенных федеральным законом, и защиту прав граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении вышеуказанных требований.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованного лица (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности необходимо установить - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и наиболее отвечающим интересам сторон.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» с администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>; ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: