Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 2 5 » с е н т я б р я 2 0 1 2 г о д а с. Ч е л н о – В е р ш и н ы
Исаклинский районный суд Самарской области
в составе председательствующего судьи Богатырёва О.Н.,
при участии и.о.прокурора Челно-Вершинского района Самарской области – заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области Павлова А.Е.,
при секретаре Башировой Х.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2ч-202/2012 по исковому заявлению прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах Степанова Е.Ю., к администрации муниципального района Челно-<адрес> о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Челно-Вершинского района Самарской области, действуя в интересах Степанова Е.Ю., обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование исковых требований указано на то, что в ходе проверки исполнения органом местного самоуправления муниципального района Челно-Вершинский Самарской области выявлено нарушение требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в жилых помещениях. А именно, установлено, что Степанов Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., относящийся к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеющий и поставленный на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях 24 декабря 2009г., жилым помещением не обеспечен. С учётом изложенного и.о.прокурора Челно-Вершинского района просит обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области предоставить Степанову Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству, за счет средств местного бюджета, формируемых за счёт поступающих субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В судебном заседании и.о.прокурора Челно-Вершинского района Самарской области – заместитель прокурора Челно-Вершинского района Самарской области Павлова А.Е., исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным основаниям.
Истец – Степанов Е.Ю. отбывает наказание в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предоставляет лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел. Суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях. О дате, времени и месте проведения судебного заседания Степанов Е.Ю. извещён надлежащим образом, представил в суд письменное заявление, в котором указал что с иском и.о. прокурора Челно-Вершинского района Самарской области о предоставлении социальной выплаты согласен в полном объёме и просит его удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Богданова И.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что администрацией района принят весь комплекс мер, предусмотренный действующим законодательством, по обеспечению Степанова Е.Ю. жилым помещением, а именно он поставлена на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», указывается в ежемесячно в предоставляемом в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списке граждан, нуждающихся в социальной выплате на приобретение жилого помещения, и будет обеспечен социальной выплатой по мере поступления средств в соответствии с очередности подачи заявления о признании нуждающейся.
Третье лицо - Правительство Самарской области, и третье лицо - Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Представили отзыв, в котором исковые требования не признали, поскольку истцу – Степанову Е.Ю., осужденному приговором Челно-Вершинского районного суда Самарской области от 07 октября 2009г. к 6 годам лишения свободы социальная выплата на приобретение жилого помещения, может быть предоставлена только после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы в порядке предусмотренном законодательством об обеспечении жилыми помещениями детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третье лицо - Министерство управления финансами Самарской области о дне рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, об отложении дела не заявляло.
Суд считает возможным в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц, извещённых о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и истца, извещённого надлежаще и отбывающего наказание в виде лишения свободы.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Степанов Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р.,относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет. 24 декабря 2009г. решением жилищной комиссии поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как сирота.
В соответствии со статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон).
Статьей 5 указанного Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 19 ФЗ от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05 марта 2005г. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области).
Статьей 3 Закона Самарской области определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статьей 2 Закона Самарской области от 07 июля 2005г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11июля 2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от 11 июля 2006г. № 87-ГД) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 2 пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006г. № 87-ГД распространяет действие указанного закона на следующие категории граждан:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
Статьей 5 Закона Самарской области от 11 июля 2006г. № 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
На территории Самарской области 19 декабря 2011г. утверждена целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закреплённого жилого помещения» на 2012-2015г. в соответствии с которой органам местного самоуправления предоставляются субсидии на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с предоставляемыми списками за счёт средств бюджета Самарской области.
Судом установлено, что в администрации м.р. Челно-Вершинский в очереди на получения жилья стоит Степанов Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., которому до настоящего времени жилье не предоставлено.
Степанов Е.Ю. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), в настоящее время нигде не учится, находится в местах лишения свободы, собственного жилья не имеет.
Однако, в нарушении вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Степанов Е.Ю. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Доводы о том, что истцу – Степанову Е.Ю., осужденному приговором Челно-Вершинского районного суда Самарской области от 07 октября 2009г. к 6 годам лишения свободы социальная выплата на приобретение жилого помещения, может быть предоставлена только после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, в порядке предусмотренном законодательством об обеспечении жилыми помещениями детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не могут быть приняты во внимание, поскольку 24 декабря 2009г. решением жилищной комиссии поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как сирота, после возвращения из мест лишения свободы.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость о наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учёт, а также нахождении в местах лишения свободы после признания нуждающимся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, исковое заявление и.о.прокурора Челно-Вершинского района Самарской области обоснованно и подлежит удовлетворению.
Прокурор в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд.
Вместе с тем, в силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области также освобождена от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах Степанова Евгению Юрьевича к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области предоставить Степанову Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству, за счет средств местного бюджета, формируемых за счёт поступающих субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Исаклинский районный суд Самарской области.
Председательствующий