Дело № 2-349/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кунгур Пермский край 27 февраля 2018 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Головковой И.Н.,
при секретаре Лашовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края по иску к ИП Курнаеву Алексею Николаевичу о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края обратилась в суд с иском к ИП Курнаеву Алексею Николаевичу о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и просит возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- оформить паспорта на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся в результате деятельности ИП Курнаева А.Н., в частности на отходы (осадки) из выгребных ям / отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления;
организовать ведение учёта отходов I-V класса опасности в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами;
разработать проект нормативов ПДВ и получить документ, устанавливающий нормативы предельно допустимых выбросов (далее нормативы ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для источников ИП Курнаева А.Н.;
получить специальное разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для источников ИП Курнаева А.Н.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа начальника Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. С целью проверки исполнения указанного предписания в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка исполнения ИП Курнаевым А.Н. предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что выявленные нарушения не устранены, предписание не исполнено. По итогам внеплановой проверки Инспекцией ИП Курнаеву А.Н. выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. По результатам внеплановых проверок в связи с неисполнением ИП Курнаевым А.Н. ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей сред, Инспекцией ИП Курнаеву А.Н. выдавались предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. За неисполнение предписаний Курнаев А.Н. неоднократно привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. До настоящего момента ИП Курнаев А.Н. не выполнил своих обязательств по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления.
Представитель истца - Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, на заявленных требованиях настаивает.
Ответчик Курнаев А.Н. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательств дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок паспортизации установлен Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности». Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены приказом МПР России от 15 июня 2001 № 511.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает - требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, установлен Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 N 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающего, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов и разработку предельно допустимых выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г № 183, установлено, что Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающего, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено:
Согласно выписке из ЕГРИП Курнаев А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет предпринимательскую деятельность. Основным видом деятельности ИП Курнаева А.Н. являлось производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения. (л.д.10-16).
В ходе плановой выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ. Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> в отношении ИП Курнаева А.Н., были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, что подтверждается приказом о проведении плановой документарной выездной проверки и актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-25,26-28).
По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией ИП Курнаеву А.Н. выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым ИП Курнаев А.Н., кроме прочего, в срок до ДД.ММ.ГГГГ должен был:
оформить паспорта на отходы 1-4 класса опасности (отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки);
на основании п.п.7,8 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», организовать учёт отходов I-V класса опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период;
получить документ устанавливающий нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
получить специальное разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. (л.д.29-31).
Постановлениями старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Курнаев А.Н. признан виновным в совершении административных правонарушений по ст.8.1, 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафов в сумме 30000 и 2000 рублей (л.д.32-37,38-42).
С целью проверки исполнения предписания в период с ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка исполнения ИП Курнаевым А.Н. предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что выявленные нарушения не устранены, предписание не исполнено. (л.д.45-48,49-51).
По итогам внеплановой проверки Инспекцией ИП Курнаеву А.Н. выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.81-82).
По результатам внеплановых проверок в связи с неисполнением ИП Курнаевым А.Н. ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, Инспекцией ИП Курнаеву А.Н. выдавались предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.52-67,70-78).
За неисполнение предписаний Курнаев А.Н. неоднократно привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. (л.д.43-44,68-69,79-80).
Из искового заявления следует, что до настоящего момента ИП Курнаев А.Н. не выполнил своих обязательств по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления.
Из пояснений ответчика Курнаева А.Н., данных в ходе подготовки к рассмотрению дела, следует, что с выявленными нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления ответчик согласен, однако не может их устранить, поскольку прекратил заниматься указанной хозяйственной деятельностью.
Указанные обстоятельства подтверждаются листом записи ЕГРИП, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении ИП Курнаева А.Н. внесена запись об изменении сведений, касающиеся основного и дополнительных видов деятельности, в частности, такой основной вид деятельности, как производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения, было исключено из реестра. В настоящее время основным видом деятельности ИП Курнаева А.Н. является деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (л.д.109).
В связи с тем, что сведения о полном прекращении Курнаевым А.Н. предпринимательской деятельности в материалах дела отсутствуют, в судебном заседании установлено, что требования Федеральных законов РФ «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком не выполняются в полном объеме. Доказательств устранения выявленных Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> нарушений ответчиком не представлено.
С учетом давности выявленных нарушений, в целях обеспечения баланса интересов сторон суд считает сроки, предложенные Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес>, разумными и достаточными для прекращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Руководствуясь ст.ст. 194-199,235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ИП Курнаева Алексея Николаевича в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды:
- оформить паспорта на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся в результате деятельности ИП Курнаева А.Н., в частности на отходы (осадки) из выгребных ям / отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления;
организовать ведение учёта отходов I-V класса опасности в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
разработать проект нормативов ПДВ и получить документ, устанавливающий нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для источников ИП Курнаева А.Н.;
получить специальное разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для источников ИП Курнаева А.Н.
Ответчик вправе подать в Кунгурский городской суд Пермского края заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.Н. Головкова