Дело №2-527//2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Чишмы РБ 25 июля 2014 года
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе :
председательствующего судьи Абдрахманова О.М.,
с участием прокурора Нуриахметовой Р.Р.,
представителя ответчика администрации муниципального района Чишминский район РБ Хакимова И.А. (действующего по доверенности № 1946 от 10 октября 2013 года),
при секретаре Латыповой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Чишминского района Республики Башкортостан поданному в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Чишминский район РБ, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Шингак-Куль муниципального района Чишминский район РБ об обязании принять меры направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, оборудовав здание и территорию школы средствами видеонаблюдения с записью событий,
у с т а н о в и л :
прокурор Чишминского района РБ с учетом последующего уточнения, обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки установлено массовое пребывание людей в период учебного года в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Шингак-Куль муниципального района Чишминский район РБ (далее по тексту Образовательное учреждение). При этом, в нарушение Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, ФЗ от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий сооружений», п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», Постановления Правительства РБ от 21 февраля 2013 года №54, Образовательное учреждение не оснащено техническими средствами обеспечения безопасности, а именно здание школы не оборудовано системой видеонаблюдения. Поскольку учредителем Образовательного учреждения является муниципальный район Чишминский район РБ, обязанность по оборудованию школы системой видеонаблюдения прокурор также просит возложить и на администрацию муниципального района Чишминский район РБ.
Представитель Образовательного учреждения, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в суд не сообщил, доказательств уважительности причин своей неявки в суд не представил. Поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Прокурор Нуриахметова Р.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала, обстоятельства на которые содержатся ссылки в исковом заявлении, как на основания заявленных требований подтвердила. Просила заявленный иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района Чишминский район РБ Хакимов И.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что оборудование здания и территории школы средствами видеонаблюдения с записью событий, как мера по противодействию терроризму и экстремизму прямо в законодательстве не предусмотрена. Оснащение же здания школы, 1968 года постройки, не подвергавшегося капитальному ремонту или реконструкции, ни один нормативно-правовой акт не предписывает. Положения ФЗ от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий сооружений» не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу данного закона, а «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» применим на проектирование новых, реконструированных и капитально ремонтируемых общественных зданий. Из результатов проведенной проверки следует, что по состоянию на 5 сентября 2013 года количество учащихся в Образовательном учреждении составляет 316 человек, однако каких-либо выводов о бездействии ответчиков по противодействию терроризму и экстремизму результаты проверки не содержат, в то время как принята муниципальная программа на 2014-2016 года по оснащению Образовательного учреждения системой видеонаблюдения и проводятся различные профилактические мероприятия. Прокурором доказательств того, что меры принимаемые ответчиками по профилактике и минимизации возможных проявлений терроризма являются недостаточными не представлено, как и не представлено доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в связи с не оборудованием здания Образовательного учреждения системой телевизионного наблюдения. Считает, что заявленные прокурором требования подлежат рассмотрению судом в порядке Главы 25 ГПК РФ. Заявляя исковые требования об обязании принять меры направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, оборудовав здание и территорию школы средствами видеонаблюдения с записью событий, прокурор фактически просит суд вмешаться в деятельность органа местного самоуправления, что исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
Выслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» предусматривал, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51).
Пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующий в настоящее время, предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе : создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований : в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с пунктом 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, прокуратурой Чишминского района Республики Башкортостан 27 марта 2014 года проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа с. Шингак-Куль муниципального района Чишминский район законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения. В результате проведенной проверки установлено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Шингак-Куль муниципального района Чишминский район не оборудовано средствами видеонаблюдения с записью событий.
Согласно Уставу, учредителем данного Учреждения является администрация муниципального района Чишминнский район Республик Башкортостан.
Правительством Российской Федерации 23 декабря 2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (в ред. от 11 марта 2011 года №166), в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Приказом от 11 ноября 2009 года №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также, учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении средств видеонаблюдения с записью событии способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан об отсутствии в настоящее время законодательства, обязывающего ответчиков оборудовать общеобразовательное учреждение, возведенном до внесения изменений в законодательстве, средствами видеонаблюдения с записью событий, суд находит неубедительными.
Действительно, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №635/10 утвержден свод правил «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Указанные нормы и правила введены в действие с 1 января 2013 года. Данные нормы и правила, утвержденного «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», распространяются на вновь проектируемые здания и сооружения и устанавливают минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим обеспечить антитеррористическую защищенность объектов.
Однако указанный свод правил, утвержденный Приказом Министерства регионального развития, не содержит запрета на оборудование средствами видеонаблюдения зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию до его принятия. Иное означало бы неравную антитеррористическую защищенность учащихся : учащиеся обучающихся в образовательном учреждении, размещенном во вновь возведенном здании оказались бы более защищенными чем учащиеся обучающиеся в образовательном учреждении, размещенном в старом здании, возведенном до утверждения нового свода правил.
Доказательств невозможности оборудования здания, в котором располагается образовательное учреждение, средствами видеонаблюдения (из-за ветхости здания или по другим причинам), суду ответчиками не представлено.
Суд находит обоснованными и требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию средствами видеонаблюдения с записью событии на обоих ответчиков, исходя из следующего.
Согласно Уставу Образовательное учреждение является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом. Учредителем Образовательного учреждения является Администрация муниципального района.
В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Поэтому удовлетворяя заявленный прокурором иск, суд, считает необходимым возложить обязанность по оборудованию здания и территории школы средствами видеонаблюдения с записью событий, как на Образовательное учреждение, так и на администрации муниципального района Чишминский район РБ.
Доводы представителя ответчика о том, что прокурором доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц не представлено, то они являются несостоятельными, поскольку сам факт отсутствия в образовательном учреждении средств видеонаблюдения с записью событии, установленный в ходе прокурорской проверки является бесспорным доказательством нарушения прав лиц пребывающих в образовательном учреждении на охрану жизни и здоровья.
Несостоятельным является и утверждение представителя ответчика о том, что возлагая обязанность на ответчиков по принятию мер направленных на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, оборудовав здание и территорию школы средствами видеонаблюдения с записью событий, прокурор фактически просит суд вмешаться в деятельность органа местного самоуправления, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена по закону, а прокурор лишь в иске требует исполнения ответчиками требований действующего законодательства.
При разрешении вопроса о сроке исполнения решения суда, суд, считает срок определенный прокурором разумным, а потому при удовлетворении иска исходит из заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск прокурора Чишминского района РБ, поданный в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Чишминский район РБ, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Шингак-Куль муниципального района Чишминский район РБ об обязании принять меры направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, оборудовав здание и территорию школы средствами видеонаблюдения с записью событий - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Чишминский район РБ, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Шингак-Куль муниципального района Чишминский район РБ принять меры направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, оборудовав здание и территорию школы средствами видеонаблюдения с записью событий в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Судья : Абдрахманов О.М.
Верно. Судья: Абдрахманов О.М.
Подлинный документ подшит в деле №2-____________/2014
Решение не вступило в законную силу _________________. Секретарь суда:_______________
Решение вступило в законную силу ___________________.
Секретарь суда: ______________ Судья: ____________