Решение по делу № 33-3693/2015 от 22.07.2015

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-3693/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 18 августа 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Богданова А.П.,

судей Маслова А.К., Батулиной Е.Н.

при секретаре Разночинцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жлобицкого П.И. к Государственному учреждению - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение

по апелляционной жалобе БРО ФСС РФ

на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 27 мая 2015 г.

Заслушав доклад судьи Маслова А.К., объяснения представителя БРО ФСС РФ Макотрова А.А. (доверенность в деле), поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Жлобицкий П.И. является инвалидом <данные изъяты> группы, имеет право на ежегодное получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии со ст. ст. 6.1, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

20 января 2014 г. он обратился в БРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки за 2014 г. и поставлен на учет.

Путевка на санаторно-курортное лечение за 2014 г. Жлобицкому П.И. не предоставлена.

Дело инициировано иском Жлобицкого П.И., который просил возложить на БРО ФСС РФ обязанность предоставить ему и сопровождающему его лицу путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 календарный год.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе БРО ФСС РФ содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об отказе в иске.

Проверив материалы дела и обсудив изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В силу ч. 2 ст. 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Согласно п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Согласно п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

Объем необходимых денежных средств для целей исполнения требований Федерального закона «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).

Кроме того, в необходимых случаях объем финансирования может быть скорректирован с учетом изменения количества граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Отражая такую динамику в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Пенсионный фонд Российской Федерации ежеквартально направляет одновременно в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации сведения о численности граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании поступивших сведений осуществляет расчет дополнительного объема финансирования расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и направляет его в Министерство финансов Российской Федерации с предложением по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части уменьшения Пенсионному фонду Российской Федерации трансфертов, предусмотренных на выплату ежемесячной денежной выплаты, с одновременным увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение (п. 25 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).

Денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мер социальной помощи отдельным категориям граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации, который распределяет их по территориальным отделениям на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 указанных Правил).

При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что истец своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 г., приложив все необходимые медицинские документы о нуждаемости в таком лечении, в связи с чем, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Оспариваемый судебный акт мотивирован тем, что недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для отказа в судебной защите таких прав. Право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности.

Между тем, судом не была учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в его Определении от 03 апреля 2014 г. № 686-О, согласно которой обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление. Проверка соблюдения порядка предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, в том числе с учетом содержания и сроков реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также исходя из оценки иных возможностей его медицинской реабилитации, может быть осуществлена судами общей юрисдикции.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 декабря 2013 г. № 1923-О, положения ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» посредством определения периода предоставления социальных услуг, порядка и сроков подачи заявления об отказе от их получения в следующем году устанавливают основные элементы механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, и при этом сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.

Как следует из материалов дела, на основании поданного заявления Жлобицкий П.И. поставлен на очередь по обеспечению санаторно-курортным лечением в соответствии с профилем лечения, указанным в медицинской справке по форме 070/у-04: <данные изъяты> по состоянию на 16 апреля 2015 г. под № <данные изъяты>.

В 2014 г. в Отделении получили набор социальных услуг <данные изъяты> человек. В течение года на такой учет поставлено <данные изъяты> граждан. Приобретено в течение года по государственным контрактам <данные изъяты> путевок на санаторно-курортное лечение, неудовлетворенными осталось <данные изъяты> заявлений, при этом выделенные ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации в размере <данные изъяты> руб. освоены в полном объеме.

По заявкам ответчика на закупку путевок из федерального бюджета дополнительно выделено ассигнований в размере <данные изъяты> руб., было приобретено <данные изъяты> путевок. Однако для удовлетворения всех заявлений необходимо дополнительное финансирование.

Следовательно, объем выделяемых из федерального бюджета средств позволяет обеспечивать граждан санаторно-курортными путевками не чаще одного раза в три-четыре года. Аналогичная ситуация сложилась по распределению путевок по состоянию на май 2015 г.

Истцу за период с 2011 по 2013 гг. предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение: в 2011 г. в <данные изъяты>; в 2012 г. в <данные изъяты>; в 2013 г. в <данные изъяты>.

При этом истец просит в приоритетном порядке предоставить ему санаторно-курортную путевку в 2015 г. за истекший 2014 г. Между тем предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на основании решения суда не сопровождается выделением дополнительных средств из федерального бюджета, в связи с чем, оплата путевки будет осуществляться из федерального бюджета на текущий год, т.е. денежные средства, которые будут выделены Отделению из федерального бюджета в 2015 г., будут расходоваться на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение истца за 2014 г.

Удовлетворяя заявленные требования, суд не принял во внимание, что Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядком предоставления набора социальных услуг не предусмотрено внеочередное и первоочередное предоставление санаторных путевок инвалидам. В данном случае истец обратился с заявлением о предоставлении путевки 20 января 2014 г., а по состоянию на 16 апреля 2015 г. его очередь была под № <данные изъяты>. Таким образом, в 2014 г. очередь истца на путевку с учетом последовательности, определяемой датой регистрации заявлений, не подошла.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 27 мая 2015 г. по делу по иску Жлобицкого П.И. к Государственному учреждению - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отменить и вынести новое решение об отказе в иске.

Председательствующий

Судьи

33-3693/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Жлобицкий Петр Иванович
Ответчики
Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Другие
Савельев Олег Петрович
Макотров Аким Антонович
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Маслов Алексей Константинович
18.08.2015[Гр.] Судебное заседание
20.08.2015[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2015[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее