Копия
Председательствующий по делу судья Жуков Г.С.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № КГ- 1336
29 июля 2010 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В.,
судей: Свинцова Д.В. и Коронца А.А.,
при секретаре – Лужине К.Н.,
с участием заявителя и представителя командира и жилищной комиссии войсковой части. .... майора юстиции Евстигнеевой Е.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе указанного представителя командира и жилищной комиссии войсковой части. .... на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 22 июня 2010 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части. .... старшего лейтенанта Козаковой Н. Г. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии указанной воинской части, связанных со снятием ее с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы, представителя должностного лица, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Как усматривается из материалов дела и решения суда, Козакова проходит военную службу в войсковой части. ...., где с 1999 года состоит на жилищном учете. При прохождении военной службы в указанной воинской части первоначально в 2000 году ее мужу на состав семьи 4 человека была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 48,1 кв. метр, в закрытом военном городке, а после развода с ним, ей и ее сыну в 2008 году командованием было предоставлено жилое помещение в общежитии. Решением жилищной комиссии войсковой части. .... от 2 декабря 2009 года (протокол № 16), Казакова снята с жилищного учета по месту службы в связи с расторжением брака и обеспечением служебным жилым помещением. Обратившись в жилищную комиссию с просьбой о признании ее нуждающейся в жилых помещениях по избранному месту жительства, решением жилищной комиссии войсковой части. .... от 1 апреля 2010 года (протокол № 6) ей в этом было отказано.
Полагая свои права нарушенными, Козакова обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила суд признать незаконными действия командира и жилищной комиссии, выразившиеся в принятии жилищной комиссией войсковой части. .... решения от 1 апреля 2010 года (протокол № 6) в части отказа ей в признании права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязав командира и жилищную комиссию войсковой части. .... поставить ее в очередь нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции заявление Козаковой удовлетворено.
В кассационной жалобе представитель должностного лица, выражая свое несогласие с решением суда, просит это решение отменить.
В обоснование жалобы она указывает, что судом не было учтено, что Казакова была обеспечена постоянным благоустроенным жилым помещением по месту службы в г. Ногинск-9, общей площадью 48,1 кв. метра.
Поясняет, что судом не было учтено положение п. 4 статьи 69 Жилищного кодекса РФ, согласно которому члены семьи нанимателя жилого помещения, в том числе и бывшие, имеют равные с нанимателем права.
Указывает на то, что судом не были учтены положения ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР и то обстоятельство, что при определении нуждаемости гражданина в жилой площади учитывается не норма предоставления жилого помещения, а учетная норма жилой площади, которая была установлена Решением Московского областного Совета народных депутатов от 29 декабря 1984 года №1728/24, размер которой составляет 5 кв.м. жилой площади на каждого члена семьи (норма действовала до 2005 года). Размер жилой площади двухкомнатной квартиры, занимаемой Казаковой до переселения в общежитие, составлял 27,8 кв. метра на состав семьи 4 человека.
Обращает внимание на то, что в настоящее время решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Ногинск Московской области» от 30 декабря 2008 года №13/39 учетная норма в г. Ногинске установлена в размере 8 кв. метров общей площади жилого помещения, в то время как общая площадь двухкомнатной квартиры, занимаемой Казаковой до переселения в общежитие, составляла 48,1 кв.метр на состав семьи 4 человека.
Ссылается на то, что Казакова переселившись из постоянного жилого помещения в общежитие намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку 29 декабря 2008 года она расторгла брак со своим мужем и добровольно изъявила желание выселиться с сыном из указанной квартиры в общежитие.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Козаковой имеются законные основания для признания ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, равно как и верно признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части. .... от 1 апреля 2010 года (протокол № 6) об отказе в постановке ее на жилищный учет, возложив на данную жилищную комиссию обязанность отменить указанное решение в части, касающейся заявителя и повторно рассмотреть вопрос о постановке Козаковой и членов ее семьи на жилищный учет по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Как усматривается из материалов дела, заявитель с 29 июня 2009 года освобождена от должности и зачислена в распоряжение командира войсковой части. ...., а 20 августа 2009 года ею подан командованию рапорт о досрочном увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в котором она просила обеспечить ее жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в г. Москве или в перечисленных ею городах Московской области.
Таким образом, в настоящий момент у заявителя в соответствии с подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение), имеется право на увольнение с военной службы по избранному основанию.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Учитывая, что местом военной службы Козаковой является г. Ногинск Московской области, где она обеспечена жилым помещением в закрытом военном городке, которое, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предоставляется только на весь срок военной службы, то заявитель не может считаться обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания в связи с предстоящим увольнением ее с военной службы.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, именно по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения.
К данной категории нуждающихся в жилых помещениях, указанной в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, относятся и военнослужащие, которые не имеют жилой площади по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, предоставление которой гарантируется им государством. При этом, наличие жилья у военнослужащего по месту службы в закрытом военном городке, исходя из смысла Федерального закона «О статусе военнослужащих», не может служить препятствием к признанию гражданина нуждающимся в жилом помещении по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительств и реализации его права на получение жилья для постоянного проживания.
Таким образом, с учетом данных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что жилищная комиссия войсковой части. .... неправомерно отказала Козаковой в принятии ее на жилищный учет.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, вопрос о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий по месту службы, к которым командование относит развод с супругом и выезд ее с ребенком из жилого помещения в закрытом военном городке, применительно к оспариваемым правоотношениям, не имеет правового значения, поскольку Козакова просила поставить ее на жилищный учет именно по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительств, где она жилым помещением не обеспечена.
В связи с этим оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 347, абз. 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 22 июня 2010 года по заявлению Козаковой Н. Г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя должностного лица – без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А. Коронец