Дело № 2-528/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2019 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Александровой К.А.,
при секретаре судебного заседания Бадикове Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сметаниной ФИО10 к министерству здравоохранения Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 20» о компенсации расходов на приобретение лекарственных средств, возложении обязанности предоставить лекарственные средства,
установил:
Сметанина Ю.В. обратилась с иском (с учетом уточнений) к министерству здравоохранения Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 20» (далее – ГУЗ «СГП № 20») о компенсации расходов на приобретение лекарственного препарата с торговым наименованием Т в размере 36557,70 руб., возложении обязанности предоставить Сметаниной А.А. лекарственный препарат с торговым наименованием <данные изъяты>, капсулы 50 мг № 60, по 3 упаковки в месяц. В обоснование заявленных требований указала, что является опекуном недееспособной Сметаниной А.А., ДД.ММ.ГГГГ которой установлена инвалидность <данные изъяты>. С 2005 года Сметанина А.А. в качестве <данные изъяты> препарат торговое наименование (ТН) <данные изъяты> (по международному непатентованному наименованию (МНН) <данные изъяты>), относящийся к жизненно важному, пропуск приема категорически недопустим. У дочери истца выявлена непереносимость дженарических (воспроизведенных) аналогов данного препарата, что подтверждено медицинским заключением. Льготное (бесплатное) обеспечение лекарственными препаратами по торговому наименованию осуществляется на основании заключения врачебной комиссии лечебного учреждения по месту жительства пациента. Сметанина А.А. состояла на учете в Государственном учреждении здравоохранения «Саратовская детская инфекционная клиническая больница № 5» (далее – ГУЗ «СДИКБ № 5») до 07 августа 2017 года. В настоящее время дочь истца закреплена за <данные изъяты>». Названными учреждениями направлялись заявки в министерство здравоохранения Саратовской области на обеспечение пациента препаратом ТН <данные изъяты>, однако лекарство поступало в аптечное учреждение с существенными задержками, в связи с чем истец в период с 02 февраля 2017 года по 27 июня 2018 года вынуждена была приобретать лекарственное средства за счет собственных средств на общую сумму 36557,70 руб. При этом ГУЗ «СГП № 20» начиная с 2018 года уклонялось от выдачи рецептов в случае, если льготный препарат отсутствовал в аптечной организации. Полагая свои права нарушенными, Сметанина Ю.В. обратилась в суд с настоящим иском.
В письменных возражениях министерство здравоохранения Саратовской области полагает исковые требования Сметаниной Ю.В. не подлежащими удовлетворению. Указывает, что ответственность за определение планируемых и фактических потребностей в лекарственных средствах Сметаниной А.А. возложена на ГУЗ «СГП № 20». Мероприятия по закупке лекарственных препаратов организуются министерством здравоохранения Саратовской области на основании заявок медицинских организаций в конце текущего года на следующий календарный год. В 2017 году Сметанина А.А. за счет средств федерального бюджета обеспечивалась препаратом по торговому наименованию <данные изъяты> на основании протоколов врачебных комиссий от 07 февраля 2017 года № 23, от 27 марта 2017 года № 135, которые поступили в министерство уже после окончания формирования заявок и проведения процедуры закупок. 19 апреля 2017 года заключен государственный контракт № 83 на поставку лекарственного препарата ТН <данные изъяты> 50 мг № 60, в количестве 7 упаковок, для нужд Сметаниной А.А. 28 апреля 2017 года лекарственный препарат отгружен в ОГУ «Саратовский аптечный склад» и получен Сметаниной Ю.В. в аптечном пункте, о чем имеется отметка. В течение 2018 года Сметанина А.А. получала следующую медицинскую помощь и обеспечивалась следующими лекарственными препаратами: 27 декабря 2017 года осмотрена врачом-неврологом, выписан рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> (ТН <данные изъяты>) 50 мг № 600 по 3 таб. 2 раза в день на 100 дней - обеспечена по указанному рецепту до 06 апреля 2018 года; 30 января 2018 года, 02 марта 2018 года, 12 марта 2018 года осмотрена врачами-терапевтами; 05 марта 2018 года проведено обследование (ОАК, ОАМ, Биохимический анализ крови); 24 апреля 2018 года выписан рецепт № 0063 1112003230 на лекарственный препарат <данные изъяты> (ТН <данные изъяты>) 50 мг № 180 по 3 таб. 2 раза в день на 30 дней - обеспечена по указанному рецепту до 24 мая 2018 года; 15 мая 2018 осмотрена врачом-неврологом Вороновой И.А., выписан по показаниям рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> (МНН <данные изъяты>) 2мг № 30 по 1/2 таб. в день на 60 дней - обеспечена до 15 июля 2018 года; 22 мая 2018 года проведено обследование: Дуплексное сканирование БЦА; УЗИ органов брюшной полости; 25 мая 2018 года осмотрена врачом-неврологом, выписан рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> (ТН <данные изъяты>) 50 мг № 180, по 3 таб. 2 раза в день, на 30 дней - обеспечена до 25 июня 2018 года. Сметанина А.А. не обеспечивалась препаратом ТН Топамакс с 07 апреля 2018 года по 24 апреля 2018 года в связи с тем, что решение врачебной комиссии от 26 февраля 2018 года № 12 на рассмотрение министерства здравоохранения области поступило из ГУЗ «СГП № 20» 22 марта 2018 года. Министерством здравоохранения Саратовской области приняты меры к обеспечению Сметаниной А.А. препаратом ТН <данные изъяты> путем перераспределения из других медицинских организаций области о чем свидетельствует товарно-транспортная накладная ОГУ «Саратовский аптечный склад» от 20 апреля 2018 года на отгрузку препарата ТН <данные изъяты> в ГУЗ «СГП № 20» в количестве 6 упаковок на апрель – май 2018 года. Ссылается, что поскольку обеспечение Сметаниной А.А. производится лекарственным препаратом ТН <данные изъяты> (МНН <данные изъяты>), то есть по торговому наименованию лекарственного препарата, следовательно, контракт на закупку указанного лекарственного препарата заключается в отдельном порядке. При этом заявки от лечебных учреждений поступают не в период формирования закупочной компании, а позднее, что вызывает задержки закупки лекарственного препарата по торговому наименованию. Отмечает, что заявка от ГУЗ «СГДБ № 5» на лекарственный препарат ТН <данные изъяты> поступила в министерство здравоохранения Саратовской области только в конце марта 2017 года. В январе-марте 2017 года решение врачебной комиссии ГУЗ «СДИКБ № 5» о назначении Сметаниной А.А. по жизненным показаниям лекарственного препарата ТН <данные изъяты> не поступало. По условиям государственных контрактов в первом квартале 2017 года информацию по отсроченным льготным рецептам министерству здравоохранения области предоставляли поставщики лекарственных препаратов. Поскольку обеспечение лекарственными препаратами происходило возможностями поставщиков. По информации поставщиков лекарственных препаратов на отсроченном обеспечении льготные рецепты на имя Сметаниной А.А. в аптечных организациях области не зарегистрированы. В связи со сменой схемы закупок лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан на II – IV квартал 2017 года (переход на раздельное определение поставщиков лекарственных препаратов и исполнителей услуг по приемке, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов гражданам через пункты отпуска) в апреле 2017 года аптечной организацией ООО «Витафарм» в адрес министерства здравоохранения Саратовской области направлена информация по отсроченным льготным рецептам, в том числе и на имя Сметаниной А.А. По указанной информации и запрошенному протоколу врачебной комиссии 19 апреля 2017 года заключен государственный контракт № 83. Аналогичная ситуация возникла в 2018 году, решение врачебной комиссии от 26 февраля 2018 года поступило в министерство здравоохранения Саратовской области только 22 марта 2018 года. Проведенный анализ представленных истцом чеков на купленные Сметаниной Ю.В. лекарственные препараты вызывает сомнение относительно имевшейся потребности в данных лекарственных препаратах именно в период их приобретения. Кроме того, Сметаниной Ю.В. не представлено доказательств отказа ей в предоставлении льготных рецептов и невозможности реализовать свое право на меру социальной поддержки в указанные периоды. Сам факт приобретения какого-либо лекарственного препарата не является достаточным основанием полагать, что нарушено право на льготное лекарственное обеспечение.
В письменных возражениях относительно удовлетворения исковых требований ГУЗ «СГП № 20» указывает, что заявки медицинских организаций составляются по международным непатентованным наименованиям (МНН). В случае Сметаниной А.А. решение врачебной комиссии и заявка от ГУЗ «СГП № 20» составлена по торговому наименованию на препарат <данные изъяты>. Заявки по торговым наименованиям оформляются в виде дополнительных с приложением протокола врачебной комиссии. В ГУЗ «СГП № 20» Сметанина А.А. переведена на медицинское обслуживание из детской поликлиники с августа 2017 года в связи с наступлением совершеннолетия. Дополнительная заявка ГУЗ «СГП № 20» на обеспечение Сметаниной А.А. необходимыми лекарственными препаратами оформлена и отправлена в ГКУ СО «УМП» в августе 2017 года. 11 августа 2017 года Сметанина А.А. обеспечена препаратом ТН <данные изъяты>, 50 мг, по 300 мг в сутки, № 180, на 30 дней, до 08 сентября 2017 года. 07 сентября 2017 года выписан льготный рецепт на препарат ТН <данные изъяты>, 50 мг, по 300 мг в сутки, № 180 на 30 дней. В установленный законом срок рецепт обеспечен 13 сентября 2017 года (до 08 октября 2017 года). 09 октября 2017 года выписан льготный рецепт на препарат ТН <данные изъяты>, 50 мг, по 300 мг в сутки, № 180, на 30 дней. Рецепт обеспечен 17 октября 2017 года (до 08 ноября 2017 года). Кроме того, рецепты на лекарственный препарат ТН <данные изъяты> выписаны Сметаниной А.А. 02 ноября 2017 года (№ 180), 15 декабря 2017 года (№ 300), 27 декабря 2017 года (№ 300) и пациент обеспечен лекарственным средством до 25 марта 2018 года. Дополнительная заявка на 2018 года направлена ГУЗ «СГП № 20» в ГКУ СО «УООМП по г. Саратову» 26 февраля 2018 года. 24 апреля 2018 года выписан льготный рецепт на препарат ТН <данные изъяты>, 50 мг, по 300 мг в сутки, № 180, на 30 дней – обеспечен 27 апреля 2018 года до 25 мая 2018 года. Далее 25 мая 2018 года выписан льготный рецепт на препарат ТН <данные изъяты>, 50 мг, по 300 мг в сутки, № 180, на 30 дней - обеспечен 28 мая 2018 года до 25 июня 2018 года. Полагает, что анализ представленных истцом чеков на лекарственные препараты свидетельствует о том, что в мае 2018 года истец за собственные средства приобретала препарат, будучи при этом обеспеченной лекарством в соответствии с льготными рецептами.
Третье лицо акционерное общество «Р-Фарм» (далее – АО «Р-Фарм») представило письменные возражения, указав, что не осуществляло поставку лекарственного препарата по торговому наименованию Топамакс в адрес министерства здравоохранения Саратовской области в спорный период.
В письменных возражениях третье лицо акционерное общество «Научно-производственная компания «Катрен» (далее – АО НПК «Катрен») ссылается, что 19 апреля 2017 года между министерством здравоохранения Саратовской области и АО НПК «Катрен» в результате проведения процедуры закупки у единственного поставщика заключен контракт № 83 на поставку 7 упаковок препарата ТН <данные изъяты> (МНН <данные изъяты>). Поставка товара осуществлена по адресу: 410062, г. Саратов, Московское шоссе, д. 79, ОГУ «Саратовский аптечный склад» по товарной накладной № 278319-13 от 26 апреля 2017 года на сумму 16327,85 руб. в полном объеме, претензий по исполнению контракта в отношении АО НПК «Катрен» министерство здравоохранения Саратовской области не предъявляло.
Третье лицо общество с ограниченной ответственностью «ВИТАФАРМ» (далее – ООО «ВИТАФАРМ») в письменных возражениях указывает, что 03 февраля 2017 года в аптечный пункт ООО «ВИТАФАРМ» поступил льготный рецепт серии 0063 № 7101010001523 от 02 февраля 2017 года на лекарственный препарат МНН <данные изъяты>, 50 мг - 180 шт., выписанный ГУЗ «СДИКБ № 5». Так как лекарственный препарат в аптечном пункте отсутствовал, рецепт зарегистрирован, как необеспеченный в программе учета льготного отпуска, на обратной стороне рецепта поставлена дата принятия его на отсроченное обеспечение и возвращен представителю Сметаниной А.А. Ежедневно перед окончанием сеанса работы в программном обеспечении поставщику льготных лекарственных препаратов выгружались данные за текущий день по отпущенным рецептам и по рецептам, взятым на отсроченного обеспечение. Таким образом, поставщик льготных лекарственных препаратов получал информацию по наличию необеспеченного рецепта в день его регистрации в аптечном пункте. 16 февраля 2017 года по разнарядке министерства здравоохранения Саратовской области в аптечный пункт поступил лекарственный препарат <данные изъяты> (МНН <данные изъяты>) таб. 50 мг № 30 - 180 шт. В этот же день представитель Сметаниной А.А. оповещена по телефону, но получать данный лекарственный препарат последняя отказалась, поскольку необходим исключительно лекарственный препарат ТН <данные изъяты> (МИН <данные изъяты>). 14 марта 2017 года в аптечный пункт поступил и зарегистрирован, как необеспеченный, рецепт серии 0063 № 7101010001538 от 07 марта 2017 года на МНН <данные изъяты> кап. 50 мг - 180 шт., выписанный ГУЗ «СДИКБ № 5» Сметаниной А.А. Информация о наличии необеспеченных рецептов Сметаниной А.А. доводилась по телефону и электронной почте заместителю главного врача ГУЗ «СДИКБ № 5» Сердюкову В.В. Кроме того, информация о наличии льготных рецептов отстроченного отпуска, в том числе по необеспеченным рецептам Сметаниной А.А., направлялась 01 марта 2017 года и 04 апреля 2017 года в прокуратуру Волжского района г. Саратова на основании требования от 18 января 2017 года № 20-2017, 04 апреля 2017 года - в отдел лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Саратовской области. Вместе с тем льготные рецепты Сметаниной А.А. серии 0063 № 7101010001523 от 02 февраля 2017 года и серии 0063 № 7101010001538 от 07 марта 2017 года обеспечены не были. Льготные рецепты Сметаниной А.А., выписанные и предъявленные для отпуска в 2018 году обеспечены в соответствии с данными реестра отпущенных лекарственных препаратов за 2018 год. Отмечает, что ООО «ВИТАФАРМ» в строгом соответствии с действующим законодательством организовано отсроченное обслуживание предъявленных рецептов: соответствующая отметка выполнена на рецепте, рецепты зарегистрированы в журнале, информация об отсутствии лекарственных препаратов доведена до поставщиков и лечебно-профилактических учреждений.
В письменных пояснения третье лицо Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление по организации оказания медицинской помощи» (далее – ГКУ СО «УООМП по г. Саратову») указало, что в 2017 году дополнительных заявок на обеспечение Сметаниной А.А. лекарственным препаратом по ТН <данные изъяты> не поступало. В 2018 году ГУЗ «СГП № 20» направлено две дополнительные заявки на обеспечение Сметаниной А.А. от 06 марта 2018 года № 193 и от 11 декабря 2018 года № 938, которые согласованы и переданы в министерство здравоохранения Саратовской области 20 марта 2018 года и 13 декабря 2018 года соответственно.
Истец Сметанина Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что 20 апреля 2018 года на приеме у врача-невролога ГУЗ «СГП № 20» ей отказано в выдаче льготного рецепта на препарат ТН <данные изъяты>, впоследствии рецепт выдан только 24 апреля 2018 года. Далее 15 мая 2018 года врачом-терапевтом рецепт также не предоставлен по причине отсутствия лекарства в аптечном пункте. Возможность получить рецепт обеспечена ГУЗ «СГП № 20» лишь 25 мая 2018 года.
В судебном заседании представитель министерства здравоохранения Саратовской области Россошанская О.Ю., представитель ГУЗ «СГП № 20» Храмова Ю.С. полагали исковые требования не подлежащими удовлетворения по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием от них не поступало, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, а именно, осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Распоряжениями Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 2724-р, от 23 октября 2017 года № 2323-р были утверждены Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения и Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, в число которых включен препарат Топирамат (капсулы, таблетки, покрытые оболочкой, таблетки, покрытые пленочной оболочкой).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлено, что инвалидам <данные изъяты> при амбулаторном лечении все лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Указанный порядок установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Согласно п. 2.7 данного Порядка в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Аналогичные положения содержатся и в Методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 марта 2005 года, согласно которым в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптеке рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов, регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечной организации (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение).
По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в ФОР (Фармацевтическая организация, осуществляющая поставки лекарственных средств в рамках ДЛО в субъекте РФ на основании договорных отношений с ФО и аптечными организациями). Все обращения аптечных организаций по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются, анализируются в ФОР (п. 1.14 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия лекарственного средства в ФОР информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в ФО (Фармацевтическая организация оптовой торговли, заключившая договоры с производителями лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств, утвержденный в установленном порядке для реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которая организует поставку в субъект Российской Федерации) в срок до 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечной организации. Информация о возможности поставки необходимых лекарственных средств направляется в аптечную организацию (п. 1.15 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия в ФО необходимого лекарственного средства ФО обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечную организацию в течение не более 6 рабочих дней (пункт 1.16 Методических рекомендаций).
Согласно п. 1.17 Методических рекомендаций, если ФО не имеет возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки, она информирует об этом ФОР и аптечную организацию. Руководитель аптечной организации предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам не выше цен, зарегистрированных Росздравнадзором, с учетом установленной предельной торговой надбавки для данного субъекта Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней с момента обращения пациента в аптеку (с учетом срока, предусмотренного в п. 1.16).
При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации и невозможности синонимической замены аптека доводит информацию до ФОР, которая в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, ФО и ЛПУ для принятия мер по обеспечению необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечной организации врач ЛПУ решает вопрос о замене на имеющееся аналогичное лекарственное средство и в случае необходимости выписывает новый рецепт (п. 1.18 Методических рекомендаций).
Финансирование дополнительного лекарственного обеспечения является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно Положению о министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года № 386-П, министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. К функциям министерства относится организация в пределах компетенции деятельности всех юридических и физических лиц, участвующих в обеспечении лекарственными средствами граждан, проживающих на территории Саратовской области, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или на льготных условиях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
В соответствии с п. 8 указанного Положения министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет функции, в том числе, по разработке порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; планированию и осуществлению мер по охране здоровья граждан; разработка мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
В силу подпрограммы 7 «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года № 545-П, министерство здравоохранения Саратовской области является ответственным исполнителем обеспечения больных лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, в том числе в амбулаторных условиях.
Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 04 апреля 2006 года № 106-П. В соответствии с указанным Порядком бесплатными лекарственными средствами обеспечиваются группы граждан и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в соответствии с законодательством.
Указанные категории граждан обеспечиваются льготными лекарственными препаратами через аптечные учреждения при предоставлении рецепта в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
На основании п. 2.13 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 785 (действовавшего до 21 сентября 2017 года), рецепты на лекарственные средства, назначаемые по решению врачебной комиссии, утвержденной главным врачом лечебно-профилактического учреждения, обслуживаются в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).
Согласно п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 403н (подлежащего применению с 22 сентября 2017 года), отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
На основании п. 3 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1175н (действовавшего в спорный период), при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Сметанина А.А. относится к числу лиц, имеющих право на получение социальной помощи, является инвалидом <данные изъяты> с детства бессрочно. До 07 августа 2017 года состояла на учете в ГУЗ «СДИКБ № 5», в настоящее время закреплена за ГУЗ «СГП № 20».
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Протоколом заседания врачебной комиссии ГУЗ «СДИКБ № 5» от 01 августа 2016 года № 23 установлено, что в октябре 2013 года в ГУЗ «Саратовская городская детская больница № 7» Сметаниной А.А. рекомендовано продолжить <данные изъяты> терапию лекарственным препаратом МНН <данные изъяты> по 100 мг 2 раза в день. В декабре 2013 года на лекарственный препарат ТН <данные изъяты> выявлена аллергическая реакция. Назначен лекарственный препарат ТН <данные изъяты>.
08 августа 2016 года ГУЗ «СДИКБ № 5» в министерство здравоохранения Саратовской области направлена дополнительная заявка на лекарственный препарат ТН <данные изъяты> для Сметаниной А.А. за счет средств федерального бюджета на период январь – декабрь 2017 года.
02 февраля 2017 года ГУЗ «СДИКБ № 5» Сметаниной А.А. выдан льготный рецепт серии 0063 № 7101010001523 на препарат МНН <данные изъяты> в количестве 3 упаковки, который поставлен на учет в аптечном учреждении ООО «ВИТАФАРМ» 03 февраля 2017 года. В установленный срок рецепт не обеспечен.
17 февраля 2017 года Сметанина Ю.В. приобрела 1 упаковку препарата ТН <данные изъяты> 50 мг, № 60, по цене 2406,20 руб., что подтверждается товарным чеком от 13 февраля 2017 года № 2506/0000057457.
25 февраля 2017 года истец приобрела 1 упаковку препарата ТН <данные изъяты> 50 мг, № 60, по цене 2409 руб. (товарный чек от 25 февраля 2017 года № 2506/0000074112).
07 марта 2017 года ГУЗ «СДИКБ № 5» Сметаниной А.А. выписан рецепт серии 0063 № 7101010001538 на 3 упаковки МНН <данные изъяты>, который поставлен на контроль ООО «ВИТАФАРМ» 14 марта 2017 года. В установленный срок не обеспечен.
В связи с отсутствием препарата ТН <данные изъяты> в аптечном учреждении ООО «ВИТАФАРМ» Сметанина Ю.В. приобрела: 07 марта 2017 года 1 упаковку по цене 2409 руб. (товарный чек № 2506/0000088840); 17 марта 2017 года 1 упаковку – 2430 руб. (товарный чек № 2506/0000103577); 28 марта 2017 года 1 упаковку – 2446,90 руб. (товарный чек № 2506/0000119926); 05 апреля 2017 года 1 упаковку – 2446,90 руб. (товарный чек № 2506/0000131492).
07 апреля 2017 года ГУЗ «СДИКБ № 5» Сметаниной А.А. выписан рецепт серии 0063 № 7101010001625 на 3 упаковки МНН <данные изъяты>. Рецепт поставлен на контроль ООО «ВИТАФАРМ» 10 апреля 2017 года, обеспечен 28 апреля 2017 года в количестве 1 упаковки.
В связи с несвоевременным обеспечением препаратом ТН <данные изъяты> Сметанина Ю.В. приобрела: 17 апреля 2017 года 1 упаковку по цене 2446,90 руб. (товарный чек № 2506/0000147694); 26 апреля 2017 года 1 упаковку по цене 2453,80 руб. (товарный чек № 2506/0000160868).
В соответствии с заключением специалистов Клинической больницы им. С.Р. Миротворцева СГМУ от 29 мая 2017 года Сметаниной А.А. по жизненным показаниям рекомендовано продолжить постоянный прием лекарственного препарата ТН <данные изъяты>, 50 мг, № 60, по 300 мг в сутки, подтверждена непереносимость <данные изъяты> препарата.
Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «СГП № 20» от 08 августа 2017 года № 227 установлена нуждаемость пациента Сметаниной А.А. в дополнительном обеспечении лекарственным препаратом ТН <данные изъяты> до конца 2017 года в количестве 6 упаковок.
09 октября 2017 года ГУЗ «СГП № 20» Сметаниной А.А. выписан рецепт серии 0063 № 1112006675 на 3 упаковки МНН <данные изъяты>. Рецепт поставлен на контроль ООО «ВИТАФАРМ» 09 октября 2017 года, обеспечен 17 октября 2017 года в количестве 2 упаковок.
14 октября 2017 года Сметанина Ю.В. приобрела 1 упаковку препарата ТН <данные изъяты> 50 мг, № 60, по цене 2004 руб., что подтверждается товарным чеком от 14 октября 2017 года № 2506/0000370995.
02 ноября 2017 года ГУЗ «СГП № 20» Сметаниной А.А. выписан рецепт серии 0063 № 1112007979 на 3 упаковки МНН <данные изъяты>. Рецепт поставлен на контроль ООО «ВИТАФАРМ» 02 ноября 2017 года, обеспечен 12 декабря 2017 года в количестве 3 упаковок.
В связи с существенной задержкой отпуска препарата ТН <данные изъяты> по льготному рецепту Сметанина Ю.В. приобрела: 10 ноября 2017 года 1 упаковку по цене 1989 руб. (товарный чек № 2506/0000405534); 23 ноября 2017 года 1 упаковку по цене 1997 руб. (товарный чек № 2506/0000421676); 03 декабря 2017 года 1 упаковку по цене 1989 руб. (товарный чек № 2506/0000434447).
Таким образом, принимая во внимание изложенные обстоятельства, в том числе своевременное оформление дополнительных заявок на закупку лекарственного препарата по торговому наименованию для пациентки Сметаниной А.А. на 2017 года в соответствии с заключениями врачебных комиссий, учитывая, что министерство здравоохранения Саратовской области, являясь ответственным за организацию льготного (бесплатного) лекарственного обеспечения граждан на территории Саратовской области, не обеспечило закупку лекарственного препарата ТН <данные изъяты> в необходимом количестве, не приняло достаточных мер по организации деятельности лиц, участвующих в обеспечении жизненно важным лекарственным средством пациента, при этом, несмотря на неоднократное разъяснение суда, доказательств недостаточного бюджетного финансирования не представило, суд приходит к выводу о взыскании с министерства здравоохранения Саратовской области в пользу Сметаниной Ю.В. компенсации расходов на приобретение лекарственных средств в период с 02 февраля 2017 года по 12 декабря 2017 года в размере 27427,70 руб.
При этом судом в расходы, подлежащие возмещению ответчиком, включена сумма по товарному чеку от 14 октября 2017 года № 2506/0000370995, поскольку льготный рецепт от 09 октября 2017 года не обеспечен в полном объеме, пациенту отпущено только 2 упаковки лекарственного препарата.
Согласно пояснениям истца, 15 мая 2018 года на приеме у врача-терапевта в ГУЗ «СГП № 20» Сметаниной А.А. отказано в выписке льготного рецепта на лекарственный препарат МНН <данные изъяты> в связи с отсутствие в аптечном пункте.
Данное обстоятельство также подтверждено в судебном заседании 16 апреля 2019 года представителем ГУЗ «СГП № 20», которая пояснила, что если лекарственный препарат отсутствует в аптеке, программное обеспечение не позволяет распечатать рецепт.
В материалы дела представлены письменные обращения Сметаниной Ю.В. в ГУЗ «СГП № 20», содержащие указание на отказы в выписке рецептов в связи с отсутствием лекарственного препарата в аптечной организации.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что со стороны ГУЗ «СГП № 20» 15 мая 2018 года допущено неправомерное уклонение от своевременной выдачи рецепта на льготное лекарственное средство Сметаниной А.А., поскольку нормами действующего законодательства выдача рецептов на препараты гражданам по жизненным показаниям не поставлена в зависимость от наличия в аптечной организации, то с ГУЗ «СГП № 20» в пользу Сметаниной Ю.В. подлежит взысканию компенсация расходов на приобретение 22 мая 2018 года лекарственного препарата ТН <данные изъяты> в количестве 1 упаковки на сумму 1963 руб.
Разрешая требования истца в части взыскания компенсации расходов на приобретение лекарственного препарата ТН <данные изъяты> 28 мая 2018 года в количестве 2 упаковок на сумму 4178 руб. и 27 июня 2018 года в количестве 2 упаковок на сумму 2989 руб. суд приходит к следующему.
25 мая 2018 года ГУЗ «СГП № 20» Сметаниной А.А. выписан рецепт серии 0063 № 1112004925 на 3 упаковки МНН <данные изъяты>. Рецепт обеспечен 28 мая 2018 года в количестве 3 упаковок, то есть до 28 июня 2018 года.
Таким образом, учитывая, что истцом не представлено доказательств обращения в поликлинику с целью получения рецепта на льготное лекарственное средство в июне 2018 года, при этом Сметанина А.А. обеспечена препаратом ТН <данные изъяты> до 28 июня 2018 года, то суд не усматривает оснований для взыскании с ответчиков компенсации расходов, подтвержденных товарными чеками от 28 мая 2018 года, 27 июня 2018 года.
Из материалов дела следует, что протоколом врачебной комиссии ГУЗ «СГП № 20» от 10 декабря 2018 года № 25 Сметаниной А.А. назначен лекарственный препарат ТН <данные изъяты>, 50 мг, № 60, на 12 месяцев в количестве 36 упаковок.
Дополнительная заявка ГУЗ «СГП № 20» от 11 декабря 2018 года № 938 направлена в министерство здравоохранения Саратовской области 13 декабря 2018 года.
Вместе с тем министерством образования Саратовской области в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств обеспечения Сметаниной А.А. лекарственным препаратом ТН <данные изъяты> в количестве, определенном протоколом врачебной комиссии ГУЗ «СГП № 20» от 10 декабря 2018 года № 25 на 2019 год, в связи с чем, учитывая, что названное лекарственное средство является жизненно важным для пациента, пропуск приема препарата недопустим, суд полагает требования истца в соответствующей части подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сметаниной ФИО11 к министерству здравоохранения Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 20» о компенсации расходов на приобретение лекарственных средств, возложении обязанности предоставить лекарственные средства удовлетворить в части.
Взыскать с министерства здравоохранения Саратовской области в пользу Сметаниной ФИО12 компенсацию расходов на приобретение лекарственных средств в размере 27427 руб. 70 коп.
Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 20» в пользу Сметаниной ФИО13 компенсацию расходов на приобретение лекарственных средств в размере 1963 руб.
Обязать министерство здравоохранения Саратовской области обеспечить Сметанину ФИО14 лекарственным препаратом по торговому наименованию <данные изъяты> (международное непатентованное наименование <данные изъяты>) в соответствии с протоколом врачебной комиссии от 10 декабря 2018 года № 25.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Фрунзенский районный суд г. Саратова.
Срок изготовления мотивированного решения суда – 25 июня 2019 года.
Судья К.А. Александрова