АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново Дело № А17-5803/2010
15 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Кочешковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кутузовой К.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области
к индивидуальному предпринимателюДжишкариани Тамаре Джарназиевне
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Комаровой Е.В. по доверенности от 21.06.10 г.,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Ивановской области (далее УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя Джишкариани Т.Д. по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель указал на выявленные в ходе проведенной проверки предпринимателя, осуществляющего перевозки пассажиров, факты нарушения лицензионных требований (условий), о чем составлен протокол об административном правонарушении № 002223 от 16.11.2010 года.
Предприниматель, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила в суд отзыв, в котором согласилась с требованиями заявителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы административного дела, суд установил следующее.
Джишкариани Тамара Джарназиевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серия 37 № 000534390. Для осуществления вида деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом предпринимателем оформлена лицензия АСС-37-413735 сроком действия до 17.11.2014 г.
02.11.2010 г. – 16.11.2010 г. инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области была проведена плановая проверка соблюдения предпринимателем Джишкариани Т.Д. условий лицензирования при перевозке пассажиров автомобильным транспортом. В ходе проверки выявлено нарушение предпринимателем транспортного законодательства:
-выполняя перевозки пассажиров по заказам, предприниматель не оформляет договоров фрахтования или заказ-наряда, либо оформляет заявки, в которых отсутствуют обязательные реквизиты, предъявляемые к заказ-наряду;
-предприниматель не обеспечивает хранение в установленный срок (не менее 1 года) регистрационных листов тахографов (диаграммных дисков), используемых на автобусах, осуществляющих перевозку пассажиров по междугородним маршрутам;
-предприниматель не возложила на конкретного специалиста ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения;
-Джишкариани Т.Д. в октябре 2010 года допустила продолжительность ежедневной работы водителей на линии более 10 – 12 часов, то есть с нарушением режима труда и отдыха;
-предприниматель также допустила уменьшение времени междусменного отдыха водителей (менее 12 часов);
-Джишкариани Т.Д. не составляет ежемесячные графики работы (сменности) водителей и не доводит эту информацию до сведения водителей за месяц до введения их в действие;
-предприниматель не обеспечила оформление путевых листов в соответствии с установленными требованиями;
-предприниматель осуществляет прием на работу и допускает к междугородним перевозкам пассажиров водителей, не имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее 3 последних лет;
-предпринимателем не организовано проведение послерейсового медосмотра водителей.
По факту допущенного предпринимателем нарушения должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области в отношении предпринимателя составлен протокол № 002223 от 16.11.2010 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от трех до четырех тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Согласно подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок автомобильным транспортом является соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом № 259-ФЗ от 08.11.07 г. перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 данной статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 утверждены правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пункт 1 Приложения 4 данных правил закрепляет, реквизиты заказа – наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. К обязательным реквизитам относятся:
а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя;
в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;
г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;
д) фамилии и инициалы водителей;
е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования;
з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;
и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;
к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;
л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;
м) количество перевезенных пассажиров;
н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.
Как установлено материалами административной проверки, выполняя перевозки пассажиров по заказам, предприниматель Джишкариани Т.Д. не оформляет договоров фрахтования или заказ-наряда, либо оформляет заявки, в которых отсутствуют обязательные реквизиты, предъявляемые к заказ-наряду.
В соответствии с пунктом 9-б Правилам использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса РФ № 86 от 07.07.1998 г. владелец транспортного средства хранит заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи и свидетельства о поверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи.
В нарушение вышеуказанной нормы предприниматель Джишкариани Т.Д. не обеспечивает хранение в установленный срок (не менее 1 года) регистрационных листов тахографов (диаграммных дисков), используемых на автобусах, осуществляющих перевозку пассажиров по междугородним маршрутам.
В пункте 4-г Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.06 г., указано, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Как следует из материалов дела предприниматель Джишкариани Т.Д. не возложила на конкретного специалиста ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 3, 4 Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 г., утвердившего Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с пунктом 7 Приказа от 20.08.2004 года № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В пункте 23 данного Приказа говорится, что применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Кроме того в пункте 25 Приказа указано, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
В нарушение вышеуказанных норм предприниматель Джишкариани Т.Д. в октябре 2010 года допустила продолжительность ежедневной работы водителей на линии более 10 – 12 часов, то есть с нарушением режима труда и отдыха; также допустила уменьшение времени междусменного отдыха водителей (менее 12 часов); кроме того предприниматель не составляет ежемесячные графики работы (сменности) водителей и не доводит эту информацию до сведения водителей за месяц до введения их в действие.
В части 2 Приказа Министерства Транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» № 152 от 18.09.2008 г. перечислены обязательные реквизиты путевого листа, к которым относятся:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:
1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;
2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Сведения о водителе включают:
1) фамилию, имя, отчество водителя;
2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Кроме того, на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Частью 3 вышеуказанного приказа регламентируется порядок заполнения путевого листа, а в пункте 13, в частности, указано, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Как следует из материалов административного дела предприниматель Джишкариани Т.Д. не обеспечила оформление путевых листов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 г. к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
·прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
·организация стажировки водителей;
·организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
·проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
·регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
·соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
·регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
·организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
К управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
Материалами административного дела подтверждается, что предприниматель Джишкариани Т.Д. осуществляет прием на работу и допускает к междугородним перевозкам пассажиров водителей, не имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее 3 последних лет.
Кроме того, в статье 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранспорта РФ № 2 от 08.01.1997 г. владельцы автобусов обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
Проверкой установлено, что предпринимателем Джишкариани Т.Д. не организован и, соответственно, не проводится послерейсовый медицинский осмотр водителей.
Факт данных правонарушений подтверждён материалами административного дела (актом проверки № 40 от 16.11.2010 г., протоколом об административном правонарушении № 002223 от 16.11.2010 года, объяснениями представителя предпринимателя Джишкариани Т.Д.. и другими материалами дела).
При назначении административного наказания, суд, в порядке статей 4.1, 4.3 КоАП РФ, принимает во внимание наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность: решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.10.2010 года по делу № А17-4304/2010 предприниматель Джишкариани Т.Д. уже привлекалась к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, по которому не истек годичный срок.
На основании вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя Джишкариани Тамару Джарназиевну к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Джишкариани Тамары Джарназиевны (02.06.1969 года рождения, место рождения – Грузинская ССР, Хобский район, с. Ахали Хибула, адрес места жительства: Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 14, кв. 54; почтовый адрес: Ивановская область, г. Шуя, ул. 2-я Московская, д. 27, ОГРН 304370631500099) штраф в размере 4 000 рублей, который должен быть перечислен по следующим реквизитам:
УФК по Ивановской обл. (УГАДН по Ивановской обл.)
Администратор платежа: ИНН 3730003680 КПП: 370201001
Код ОКАТО: 24401000000 Счет получателя: 40101810700000010001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской обл.
БИК банка: 042406001 Код бюджетной классификации: 10611690040040000140
Наименование платежа: штраф по решению арбитражного суда по делу № А17-5803/2010.
4. Документ об уплате штрафа представить в арбитражный суд. Решение направить в службу судебных приставов - исполнителей, в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
5. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Кочешкова М.В.