Дело №2а-536/2019 (12 RS0009-01-2019-000951-09)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2019 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл составе: председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
при секретаре судебного заседания Русовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт.Морки
административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Н. А. к призывной комиссии Республики Марий Эл и призывной комиссии Моркинского района Республики Марий Эл о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
Административный истец Лебедев Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Республики Марий Эл и призывной комиссии Моркинского района Республики Марий Эл о признании незаконным решения призывной комиссии о признании его годным к военной службе и призыве на военную службу.
Свои требования мотивировал тем, что он проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого решением призывной комиссии Моркинского района Республики Марий Эл он был признан годным к прохождению военной службе по призыву с незначительными ограничениями. Считает, что ему необоснованно была отменена категория годности «..» - ограниченно годен к военной службе. В период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу, он обращался с устным заявлением в адрес должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению службы по призыву, а именно «….». Однако призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями, врачами специалистами он не был осмотрен, не были изучены имеющиеся у него медицинские документы, не учтены данные по имеющемуся у него заболеванию.
На судебное заседание административный истец Лебедев Н.А. не явился, надлежаще извещен.
Представители административных ответчиков - призывной комиссии Республики Марий Эл, призывной комиссии Муниципального образования «Моркинский муниципальный район», Военного комиссариата Республики Марий Эл, а также заинтересованного лица - администрации МО «Моркинский муниципальный район» на рассмотрение административного дела не явились, надлежаще извещены, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В возражении на административный иск Военный комиссариат Республики Марий Эл указал, что на контрольное обследование административный истец не явился, категория годности к военной службе определена с учетом документов о состоянии здоровья призывника. Объективные данные, свидетельствующие о наличии у административного истца заболевания, препятствующего прохождению военной службы, отсутствуют. Просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица – военного комиссариата Моркинского района Республики Марий Эл Габдулхаков И.Г. с административным иском не согласился, считает решение призывной комиссии о призыве административного истца на военную службу законным и обоснованным, просит в иске отказать.
Выслушав представителя заинтересованного лица Габдулхакова И.Г., изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закона о воинской обязанности и военной службе) определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 Закона о воинской обязанности и военной службе освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу положений ст.5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.
Согласно п.4 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
На основании п. 6 Положения годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Административный истец Лебедев Н.А, 29 марта 2001 года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате Моркинского района Республики Марий Эл с 7 февраля 2018 года.
Как следует из материалов личного дела призывника, при постановке на учет по результатам медицинского освидетельствования врачом-хирургом на основании медицинского обследования Лебедева Н.А. был установлен диагноз «…», что соответствует ст. 68 п."в" графы 1 Расписания болезней, предусматривающую категорию годности "В" - ограниченно годен к военной службе;
4 апреля и 21 октября 2019 года Лебедев Н.А. прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого ему был установлен диагноз «…, что соответствует ст. 68 п."г" графы 1 Расписания болезней, предусматривающую категорию годности "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
К ст. 68 Расписания болезней относятся плоскостопие и другие деформации стопы: а) со значительным нарушением функций, б) с умеренным нарушением функций, в) с незначительным нарушением функций, г) при наличии объективным данных без нарушения функций
Категория годности "В" (ограниченно годен к военной службе) присваивается при наличии заболеваний плоскостопия и других деформаций стопы, предусмотренных п. "в", к которым относится умеренно выраженные деформации стопы с незначительным болевым синдромом и нарушением статики, при которых можно приспособить для ношения обувь установленного военного образца; продольное плоскостопие III степени без вальгусной установки пяточной кости и явлений деформирующего артроза в суставах среднего отдела стопы; деформирующий артроз первого плюснефалангового сустава III стадии; посттравматическая деформация пяточной кости с уменьшением угла Белера до 10 градусов и наличием артроза подтаранного сустава.
Категория годности "Б" (годен к военной службе с незначительными ограничениями) присваивается при наличии заболеваний плоскостопия и других деформаций стопы, предусмотренных п. "г", к которым относится продольное или поперечное плоскостопие II степени.
Поскольку по результатам последнего медицинского освидетельствования у административного истца был установлен диагноз - продольное плоскостопие 2, а не 3 степени, заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от 21 октября 2019 года административный истец признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Каких-либо оснований сомневаться в правильности заключения врача, руководящего работой по освидетельствованию граждан, не имеется. При определении категории годности административного истца к военной службе врачами-специалистами изучены представленные призывником рентгенограммы стоп.
Согласно п. 2 ст. 25, п. 6 ст. 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Согласно Положению о военно-врачебной комиссии при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абз. 5 п. 8).
В соответствии с пунктами 7, 8 указанного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Сведениями о том, что административный истец обращался в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно-врачебной экспертизы, суд не располагает. Экспертное заключение в военный комиссариат не представлено и в материалах дела не содержится. Ходатайств о назначении судом независимой военно-врачебной экспертизы административным истцом не заявлялось.
На призывную комиссию в соответствии с п.1 ст.28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Решением призывной комиссии Моркинского района Республики Марий Эл от 21 октября 2019 года Лебедев Н.А. призван на военную службу.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Такие обстоятельства по делу отсутствуют. Решение от 21 октября 2019 года принято призывной комиссией Моркинского района с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе с учетом результатов медицинского освидетельствования административного истца. В период осеннего призыва 2019 года административный истец не страдал заболеваниями, которые дают основание для освобождения от прохождения военной службы.
Руководствуясь ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Лебедева Н. А. к призывной комиссии Республики Марий Эл и призывной комиссии Моркинского района Республики Марий Эл о признании незаконным решения призывной комиссии от 21 октября 2019 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова
Решение в окончательной форме вынесено 25 декабря 2019 года.