Дело № 2а-4247/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Березовка, Пермский край 29 ноября 2019 года
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,
при секретаре Гилязутдиновой А.И.,
с участием прокурора Морозовой К.И.,
представителя административного ответчика Полушкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Березовского района Пермского края в интересах муниципального образования «Березовский муниципальный округ» к Администрации Березовского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия,
установил:
Прокурор Березовского района Пермского края в интересах муниципального образования «Березовский муниципальный округ» обратился с административным иском к административному ответчику и просит: признать незаконным бездействие Администрации Березовского муниципального района Пермского края, выразившееся в непринятии мер по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости; возложить на Администрации Березовского муниципального района Пермского края обязанность организовать внутренний финансовый аудит на основе функциональной независимости в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Березовского района Пермского края по поручению прокуратуры Пермского края проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в ходе, которой установлено, что к числу главных администраторов доходов бюджета района относятся администрация Березовского муниципального района и ее функциональные (отраслевые) органы. Администрацией Березовского муниципального района Пермского края, Управлением финансов и налоговой политики, МКУ «Управление Образования», МКУ «Отдел развития инфраструктуры», МКУ «Управление экономического развития и сельского хозяйства», МКУ «Управление земельных и имущественных отношений», являющимися главными администраторами доходов бюджета Березовского муниципального района, внутренний финансовый аудит не осуществлялся.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с административным иском согласился.
Представитель заинтересованного лица Управления финансов и налоговой политики администрации Березовского муниципального района в судебном заседании не участвовал, Управление извещено надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, изучив и оценив представленные доказательства, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что о нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу п. 1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Судом установлено.
Прокуратурой Березовского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, в ходе которой выявлено, что Администрацией Березовского муниципального района Пермского края не приняты меры по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости.
В силу Приложения № к решению Земского собрания Березовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Березовского муниципального района на 2019 год и плановый 2020 и 2021 годов» к числу главных администраторов доходов бюджета района относятся администрация Березовского муниципального района и ее функциональные (отраслевые) органы: Управление финансов и налоговой политики, Управление Образования, Отдел развития инфраструктуры, Управление экономического развития и сельского хозяйства, Управление земельных и имущественных отношений. (л.д. 19-20)
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Березовского муниципального района Пермского края Чайкин И.И. в адрес прокуратуры Березовского района направил информацию о том, что годовые планы по внутреннему финансовому аудиту не составлялись; за 2018-истекший период 2019 года, проведенных проверок по внутреннему финансовому аудиту не проводилось; готовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита не составлялась. (л.д.5) Аналогичную информацию предоставили Управлением финансов и налоговой политики, МКУ «Управление Образования», МКУ «Отдел развития инфраструктуры», МКУ «Управление экономического развития и сельского хозяйства», МКУ «Управление земельных и имущественных отношений». (7-12)
При этом в бюджете Березовского муниципального района на 2019 год, согласно решению Земского Собрания Березовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Березовского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» указанным органам предусмотрено <данные изъяты> тыс.руб. расходов, из которых <данные изъяты> тыс.руб. выделено на реализацию муниципальных программ (Развитие сферы культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, Семья и дети, Обеспечение общественной безопасности Березовского муниципального района, Развитие системы образования, Развитие сельского хозяйства и др.). В то же время проведенные с органами финансового контроля сверки по результатам рассмотрения материалов проверок целевого и эффективного использования бюджетных средств, свидетельствует о том, что контролирующие ведомства в ходе мероприятий не охватывают весь спектр бюджетных правоотношений администрации района и ее органов. (л.д. 13-18)
В соответствии с ч.2 ст.160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) внутренний финансовый аудит осуществляется в целях: оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (Далее – внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п.5 ст. 164.1 настоящего Кодекса; повышения качества финансового менеджмента.
Согласно ч.3 ст.160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (ч.5 ст.160.2-1 БК РФ).
Постановлением администрации Березовского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления главными администраторами бюджетных средств Березовского муниципального района внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В соответствии с п.2.1. Порядка № внутренний финансовый аудит может осуществляться как структурными подразделениями, так и уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Суд пришел к выводу, что бездействие административного ответчика, выражающееся в непринятии мер, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости, ставит под угрозу экономность и результативность использования средств бюджета <адрес>, создает риск снижения эффективности контроля за расходованием бюджетных средств, что не отвечает интересам муниципального образования.
При таких обстоятельствах административного дела следует признать незаконным бездействие Администрации Березовского муниципального района Пермского края в непринятии мер по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости, ставит под угрозу результативность использования средств местного бюджета, создает риск снижения эффективности контроля за расходованием бюджетных средств, что не отвечает интересам муниципального образования, и обязать организовать внутренний финансовый аудит на основе функциональной независимости.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Срок для устранения допущенных нарушений, предложенный административным истцом является разумным и обоснованным.
Учитывая экономность, и результативность использования средств бюджета, суд приходит к выводу, что указанные обязанности подлежат исполнению административным ответчиком в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие Администрации Березовского муниципального района Пермского края в непринятии мер по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости.
Обязать Администрацию Березовского муниципального района Пермского края организовать внутренний финансовый аудит на основе функциональной независимости в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья Л.В. Пономарева