Дело № 1-180/2018
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
город Чадан 04 декабря 2018 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Тагалановой С.К., с участием государственного обвинителя – прокурора Дзун-Хемчикского района Сояна А.А., подсудимого К защитника – адвоката Байкара Р.М., потерпевшего О, при секретаре Ондар Ч.С., переводчике Падане С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
К, <данные изъяты>, судимого 19 октября 2016 года Дзун-Хемчикским районным судом Республики Тыва по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, освободившегося 16 февраля 2018 года по отбытию наказания, находящегося по данному делу под мерой пресечения подписка о невыезде и надлежащем поведении, получившего копию обвинительного заключения 15 октября 2018 года,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
К умышленно причинил О тяжкий вред здоровью, опасный для жизни с применением предмета, используемого в качестве оружия, при следующих обстоятельствах:
16 июня 2018 года около 21 часов К распивал спиртные напитки с М и Ч в своем доме, расположенном по адресу: <адрес>. Около 21 часов к ним домой зашел зять-О в состоянии алкогольного опьянения, и стал кричать на К, что его сестру насилуют, а он просто сидит, затем выбежал на улицу. К выбежал следом за О, но на улице никого не было. В это момент к О подошел к К сзади, и повалил его на землю, нанес ему камнем два удара по голове, затем убежал. Через некоторое время, когда К находился дома с женой и её подругой Ч в дом снова зашел О он был без обуви и футболки, подойдя к вещевому шкафу, стал в нем что-то искать. На вопрос К, что он ищет, О ответил, что ищет свои вещи, тогда К сказал ему, что его вещи находятся в Кызыле. Тогда О направился к двери, К сделал ему замечание, что он даже не попросил у него прощения, разбив ему голову, на что О обернувшись, побежал в его сторону, М и её подруга Ч попытались остановить его, схватив его за руку и шею. К в тот момент сидел на кресле кушал мясо, и у него в руках был нож. На почве возникших личных неприязненных отношений к О, К вооружившись кухонным ножом, применяя его как предмет, используемый в качестве оружия, умышленно нанес один удар в левую часть грудной клетки О, причинив ему телесное повреждение в виде ранения на левой боковой поверхности грудной клетки проникающее в левую плевральную полость без повреждения внутренних органов, являющееся тяжким вредом здоровью по признаку опасности для жизни.
В судебном заседании подсудимый К виновным себя в совершении данного преступления признал частично и показал, что летом 2018 года после 20 часов, он завел коров в кошару и сидел дома по адресу: <адрес>. В это время пришли его супруга М и Ч, они готовили ужин. Около 21 часов в дом зашел зять О в состоянии алкогольного опьянения, и стал кричать на него, что его сестру насилуют, а он просто сидит, затем О выбежал из дома. Он выбежал следом за О но на улице никого не заметил. Внезапно О подошел к нему сзади, и повалил его на землю, затем ударил дважды его по голове камнем, после первого удара он перестал слышать, затем он ударил его во второй раз. В руке О было два камня. Во время нанесения ударов он сидел на нем, затем О убежал. Дома жена обработала его рану, завязала голову, она вызвала полицию и скорую помощь. Через некоторое время, когда они находились дома, к ним в дом снова зашел О он был только в шортах с голым торсом, он молча прошел в спальню стал шарить в шкафу, на вопрос его, что он ищет, О ответил, что ищет свои вещи, на что он ответил, что его вещи находятся в Кызыле. В этот момент он сидел на кресле кушал мясо, у него в руках был нож. Когда О направился к двери, он сделал ему замечание, что он не принес ему извинения, разбив ему голову. Услышав его высказывания, О побежал в его сторону, рядом стоявшие супруга М и её подруга Ч попытались его остановить его, схватив его за руки, О пытался вырваться, затем вырвавшись, упал на него и напоролся на нож. Затем вскочив, сказал ему, что он подколол его, он выбежал из дома. О сам упал на нож, он умышленно не наносил ему удар, считает в его действиях усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 118 УК РФ.
Потерпевший О в судебном заседании показал, что он приехал в Бажын-Алаак на похороны тещи. Он приехал с женой в Бажын-Алаак на похороны 08 июля 2018 года. После 7 дней, 16 июля 2018 года, он с одноклассниками распивал спиртные напитки. Около 20-21 часов он пришел в дом тестя К, который проживает по адресу: <адрес>. Его вещи находились в этом доме, он пришел, чтобы забрать вещи. Когда он зашел, К сидел на кресле с ножом в руках ел мясо. В доме, находились К, М, и еще Ч. К начал к нему придираться, говорить, что его вещей здесь нет, что его вещи в Кызыле, стал нецензурно выражаться, и между ними возникла ссора. Теща М разнимала их, в этот момент через неё К ударил его, удар нанес правой рукой, увидев кровь, он понял, что К ударил его ножом. Чтобы не допустить повторного удара, он держал К за руку, затем он выбежал на улицу во двор дома, но калитка была заперта, в это время за ним подбежал К и ударил его в спину. Тогда он нашел на земле камень размером с кулак, и им ударил К по голове, потом он убежал. Когда он бежал на улице, он встретил соседа А на автомашине, он отвез его в больницу. В настоящее время претензий к К не имеет, они примирились. К принес извинения.
Из оглашенных показаний потерпевшего О видно, что 09 июня 2018 года с супругой Л и сыновьями поехали в село Бажын-Алаак, на похороны матери супруги Л. 15 июня 2018 года проводили 7 дней после кончины матери Л. 16 июня 2018 года около 14-15 часов он находился в своем доме по <адрес>. В это время в дом пришли одноклассники, в основном парни, и он с одноклассниками в южной части села стал распивать спиртные напитки (л.д.46-48).
Свидетель А в суде показал, что в тот день к нему прибежал его сосед О. Он был очень взволнован, находился в алкогольном опьянении, он сообщил, что его подкололи, просил отвезти в больницу. Затем, он отвез его в хирургическое отделение в г. Чадан. По дороге он не спрашивал, кто его подколол, он довез О в больницу, сразу уехал домой.
Свидетель Ч в суде показала, что в июне 2018 года, она вместе К и его женой М сидели во времянке распивали спиртные напитки. Во времянку зашел зять О, и начал кричать на К: «Твою сестру насилуют, а ты тут просто сидишь!», затем стал нападать на К, он ударил его, затем К и О стали ссориться, М выгнала О, выходя из времянки, О бросил в их сторону стул, отчего он разбился, ударившись об косяк двери. К хотел выйти из дома, но М его не пустила. После чего, она с М зашли в дом, а К остался в ограде. Через некоторое время зашел младший сын М сказал, что на улице стоит отец, и у него разбита голова. Они вышли на улицу К сказал, что О разбил его голову камнем. М обработала рану, позвонила в скорую помощь и участковому села. В тот день приходил фельдшер перевязала голову К. Вечером снова пришел О, он был в состоянии алкогольного опьянения, он был без одежды, только в штанах, он молча, стал искать, что-то в шкафу. Она с М находились возле печки, К сидел на кресле, кушал мясо. Затем, К и О начали ссориться, из-за того, что К сказал, ему, что он не попросил у него извинения за разбитую голову. Тогда О побежал в сторону К, она с М стали О останавливать, она в этот момент держала его за руку, М держала его за шею, но О вырывался, стоял очень близко к К. Она не видела, как К ударил О, слышала, как кричала М, она спрашивала у О задел ли его ножом К.
Из оглашённых показаний свидетеля Ч, данных на предварительном следствии, следует, что К и О начали ссориться, кто из них начал ссору, в настоящее время не помнит. Когда О приближался к К, она держала за его правую руку, М держала О за его шею, О стоял очень близко к К. К тогда сидел на кресле, в это время К внезапно прикоснулся к левой части груди, и из его груди пошла кровь. М спросила у О: «Попала О?», на что О сказал К: «Ты меня подколол», и выбежал из дома. Затем М начала кричать на К: «Что ты делаешь К, ты попал в него! Опять пойдешь в зону, что я буду делать?!» К сидел, и не выходил из дома за О, говорил, что у него голова кружится и болит. О на К не падал, мы с М держали его, О согнувшись, стоял очень близко к нему. О даже и не лежал на К, все очень быстро произошло, она даже не заметила, как К подколол О, думает, он подколол его сидя на кресле. Внезапно М начала кричать: «Ты в него попал!», и спросила О: «Попала О?», в это время она увидела колотую рану нижней левой части груди О. (л.д. 100-102).
Свидетель О в суде показала, что июне 2018 года, подоив коров находилась дома с мужем и Ч. Они втроем сидели во времянке, в это в время во времянку зашел в алкогольном опьянении зять О, и начал кричать на К: «Твою сестру насилуют, а ты тут просто сидишь!», затем К и О вдвоем начали ссориться, О попытался ударить кулаком по лицу К, но не попал. Затем О выбежал из дома, за ним вышел К. Немного погодя, она с Ч зашла в их дом, а К остался в ограде. Через некоторое время зашел младший сын сказал, что на улице стоит отец, он весь в крови, затем зашел муж, у него голова была в крови, он жаловался на головную боль, она перевязала ему голову, муж сказал, что О ударил его камнем по голове. Она стала звонить к участковому и скорую помощь, позже пришел фельдшер перевязал рану мужа. Затем, снова в дом зашел О, он был по пояс раздетым, без футболки, К сидел на кресле, ел мясо, используя кухонный нож. Затем, К и О начали ссориться, во время ссоры О подбежал к К, стал на него нападать, Ч схватила О за руки, а она за шею в этот момент О упал на К, она не поняла, что К задел ножом О.
В судебном заседании исследованы письменные доказательства, представленные стороной обвинения, относимость и допустимость которых у суда сомнений не вызывает.
Из протокола осмотра места происшествия следует, что объектом осмотра является <адрес>. <данные изъяты> (л.д. 6-13).
Из протокола осмотра предметов следует, что объектом осмотра является складной нож, состоящий из клинка и рукояти. Общая длина ножа 23 см., длина клинка 11,5 см. На полотне клинка имеется надпись «STAINLESS STEEL- Jin Fan». Клинок однолезвийный с двухсторонней заточкой. Ширина клинка в средней части 11 мм., толщина клинка 2 мм., длина рукояти 11,5 см., толщина в средней части 15 мм., ширина 22 мм. Рукоять из пластмассового материала синего, белого цвета. Два камня среднего размера, круглой формы. Диаметр камней составило 12 мм и 11 мм. Камни серого цвета (л.д. 39-41).
Заключением судебно-медицинской экспертизы № 306 от 21 июля 2018 года у О установлено ранение на левой боковой поверхности грудной клетки по переднеподмышечной линии на уровне восьмого межреберья проникающее плевральную полость без повреждения внутренних органов относящихся к опасным для жизни телесным повреждениям и являющихся тяжким вредом здоровью, которое могло быть причинены от воздействия острого предмета, возможно клинка ножа (от одного удара) (л.д. 24-25).
Согласно протоколу очной ставки между О и К от 14 сентября 2018 года следует, что 16 июня 2018 года около 21 часов вечера, он в подвыпившем состоянии пришёл в дом К. В доме К в руке держал нож и резал мясо, увидев его начал на него сердиться, выражаться нецензурной бранью. Между ними возникла ссора, супруга К М стала между ними. Во время ссоры, внезапно К через свою супругу ударил его один раз в область грудной клетки слева. К ударил его ножом, он держал в руке кухонный нож пластмассовой рукояткой синего цвета, среднего размера. Он сразу же оттолкнул М, стоявшую между ними, и взял за голову К, чтобы защититься, в это время супруга К М схватила за его шею, а Ч держала за его правую руку, чтобы он не двигался. Когда М и Ч его держали, К еще раз попытался ударить его ножом, нож попал в плечо. Он испугался за свою жизнь и выбежал из дома. К побежал за ним, попытался еще раз ударить ножом, но он увернулся. Возле ворот увидел на земле камень, он этим камнем, в целях защиты от К ударил его по голове около 2 раз и убежал. К показания потерпевшего О не подтвердил и показал, что 16 июня 2018 года около 22 часов к ним домой пришел зять О в алкогольном опьянении, и сказав, что насилуют его сестру, затем выбежал из времянки. Он выбежал за ним следом. Внезапно О подошел сзади, и повалив его на землю, 2 раза ударил камнем по голове и убежал. Спустя час, около 23 часов, О снова зашел, в шортах, без обуви, без футболки. Он сидел в кухне на кресле, и ножом резал мясо. Затем, когда он выходил, он ему сказал, что он, разбив ему голову, даже не извинился. О услышав его слова, обернулся и побежал в его сторону. Ч и супруга М, попытались остановить О, держали его за руки, но он приблизился и внезапно упал на него. Нож, которым он резал мясо, он держал левой рукой. Он один раз ударил его ножом в правую сторону, попал в руку. Когда он встал, из его груди шла кровь, он понял, что нож, которым он резал мясо, при падении попал в него. О увидев рану в груди, выбежал из дома (л.д. 107-111).
Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о виновности К в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью О, опасного для жизни, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Из показаний потерпевшего О следует, что во время ссоры с К, он ударил в его ножом в грудную клетку, эти показания полностью согласуются с показаниями свидетеля Ч, данными на предварительном следствии, согласно которым когда О во время ссоры приближался к К она с М его стали удерживали, К коснулся рукой к левой части груди О, откуда пошла кровь. О сказав что К его подколол, выбежал из дома. Указанные показания полностью подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы о характере и локализации полученного потерпевшим телесного повреждения, а также протоколом осмотра места происшествия.
Об умышленном характере действий К, направленных на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему, свидетельствуют нанесение удара ножом в момент нахождения О рядом с ним в связи, с чем доводы подсудимого о том, что О упал и сам напоролся на нож, суд находит несостоятельными, поскольку из исследованных доказательств следует, что в момент нанесения удара, потерпевшего удерживали с обеих сторон свидетели Ч и М в связи с чем, суд приходит к выводу, что действия К носили умышленный характер. В данном случае имели место личные неприязненные отношения между подсудимым и потерпевшим из-за противоправного поведения О, что и стало мотивом совершения данного преступления.
В связи с этим позиция К в ходе следствия и суде, о причинении вреда здоровью потерпевшего О по неосторожности расцениваются как способ его защиты в связи, с чем нет оснований для квалификации действий подсудимого по статье 118 УК РФ. Имеющаяся противоправность поведения потерпевшего, в данном случае не влияет на правовую оценку действий подсудимого, но учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание.
По указанным основаниям суд квалифицирует действия подсудимого по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ – как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, совершенное с применением предмета используемого в качестве оружия.
Обсуждая вопрос о психической полноценности подсудимого, суд приходит к выводу, что К вменяем и подлежит уголовной ответственности за содеянное. Об этом свидетельствует его упорядоченное и адекватное поведение в суде, а также то, что он на учете у психиатра не состоит.
Учитывая тяжесть и общественную опасность совершенного преступления, а также отсутствие обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, суд признает К подлежащим уголовному наказанию за содеянное.
В соответствии с требованиями ст.60 УК РФ при назначении подсудимому наказания суд учитывает обстоятельства совершённого преступления, направленного против жизни и здоровья, личность виновного, ранее судимого, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
Согласно справке-характеристике МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский» К характеризуется положительно, жалобы и заявления от соседей не поступали. В злоупотреблении спиртными напитками не был замечен. К административной ответственности не привлекался. Ранее привлекался к уголовной ответственности (л.д. 82).
Согласно характеристике администрации спс. Чаданский Дзун-Хемчикского кожууна, К по месту жительства характеризуется положительно. По характеру спокойный, скрытный, круг общения узкий, в настоящее время не работает, помогает семье по хозяйству. Жалобы от соседей не поступали, в общественном месте в нетрезвом состоянии замечен не был (л.д. 84).
Обстоятельствами, смягчающими наказание К, суд учел частичное признание вину, наличие троих несовершеннолетних детей, противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, положительные характеристики по месту жительства, отсутствие претензий со стороны потерпевшего.
К обстоятельствам, отягчающим наказание подсудимого, суд относит наличие в его действиях опасного рецидива, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.18 УК РФ, так как он совершил тяжкое преступление, будучи ранее судимым за тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
В связи с наличием отягчающего наказание обстоятельства в виде рецидива преступлений, суд не применяет положения ст.62 УК РФ и назначает подсудимому наказание по правилам ст.68 УК РФ, предусматривающей назначение не менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания.
Учитывая все изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости назначения К наказания в виде реального лишения свободы, т.к. подсудимый дважды осуждается за умышленные преступления и не принимает меры к своему исправлению, в связи с чем представляет общественную опасность и требует временной изоляции от общества.
Исключительных обстоятельств, существенным образом уменьшающих общественную опасность совершенного преступления и личность виновного, дающих возможность назначения более мягкого наказания или условного осуждения, суд не усматривает и полагает, что такие меры не достигнут своего исправительного воздействия.
Согласно п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, назначается исправительная колония строгого режима.
В соответствии с ч. 2 ст. 97 УПК РФ для обеспечения исполнения приговора в виде реального лишения свободы мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении подлежит изменению на заключение под стражу.
Гражданский иск не заявлен.
Вещественные доказательства по делу – нож, два камня после вступления приговора в законную силу подлежат уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 304, 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать К виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года 6 (шесть) месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислять с 04 декабря 2018 года.
Меру пресечения К в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу, взяв его под стражу в зале суда.
Гражданский иск не заявлен.
Вещественные доказательств по делу нож, два камня после вступления приговора в законную силу уничтожить.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора либо перевода приговора на тувинский язык.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем необходимо указать в основной апелляционной жалобе.
Председательствующий С.К. Тагаланова