№...
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа дата
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.,
судей Турумтаевой Г.Я.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Хафизуллиной Г.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сорока Б.В. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Сорока Б.В. о признании действий ГИАЦ МВД России в Республике Башкортостан, ГУ МВД России по г.Стерлитамак Республики Башкортостан по сохранению и обработке информации о привлечении к уголовной ответственности незаконными -отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Сорока Б.В. обратился в суд с заявлением о признании действий ГИАЦ МВД России в Республике Башкортостан, ГУ МВД по г.Стерлитамак Республике Башкортостан по сохранению обработке информации о привлечении его к уголовной ответственности в дата незаконным, обязании исключить данную информацию в отношении него из базы данных ГИАЦ МВД. Сохранение данной информации создает трудности при трудоустройстве.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Сорока Б.В. просит отменить решение суда как незаконное, указав, что в настоящее время и в будущем наличие сведений о том, что он привлекался к уголовной ответственности, может послужить основанием для отказа в трудоустройстве; сведения о прекращении уголовного дела повлекли за собой ограничение прав на трудоустройство, следовательно, данные сведения подлежат исключению из базы данных ИЦ МВД; апеллянт не судим и информация о его привлечении к уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим подлежит исключению из базы информационного центра МВД по Республике Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Сорока Б.В. – С.Н.В., поддержавшую жалобу, возражения представителя Управления МВД России по г.Стерлитамак Б.Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются статьями 10 и 11 Федерального закона «О персональных данных».
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 10 указанного закона, обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата уголовное дело по обвинению Сорока Б.В. в совершении преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено в связи с примирением с потерпевшим.
Согласно сведениям представленной справки от дата из Информационного центра МВД по Республике Башкортостан Сорока Б.В., дата рождения, уроженец г.Стерлитамак Республики Башкортостан, на территории России судимости не имеет.
Кроме того, в указанной справке имеются сведения о прекращении уголовного дела в отношении Сорока Б.В. по ... Уголовного кодекса Российской Федерации на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (оборот л.д.24).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что сведения о наличии записи о прекращении уголовного дела в отношении Сорока Б.В., само по себе не может быть расценены как несоответствующие закону, так как внесены в базу данных на законных основаниях, носят достоверный характер и подлежат длительному хранению.
Статья 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» наделяет полицию правом обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Ранее данное право было предоставлено органам внутренних дел пунктом 14 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции».
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона №3-ФЗ внесению в банки данных подлежит информация: о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
На основании пункта 38 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел учета преступлений, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ №39, МВД РФ №1070, МЧС РФ №1021, Минюста РФ №253, ФСБ РФ №780, Минэкономразвития РФ №353, ФСКН РФ №399 от 29 декабря 2005 года «О едином учете преступлений» подлежит оставлению на учете преступление в случаях прекращения уголовного дела или уголовного преследования в связи с примирением сторон.
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года №248, уполномочивает данное Министерство на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел.
Министерство внутренних дел РФ совместно с Министерством юстиции РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны РФ, Службой внешней разведки РФ, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой РФ, Следственным комитетом РФ, Генеральной прокуратурой РФ Приказом от 12 февраля 2012 года № 89дсп / 19дсп / 73дсп / 1адсп / ПЗдсп / 108дсп / 75дсп / 93дсп / 19дсп / 324дсп / 133дсп / 63дсп / 14 / 95дсп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 года, регистрационный номер 31681, утвердило Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
Приложение №1 к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, пункт 15.2 которых, определяя сроки хранения учетных документов, в подпункте «е» предусматривает, что на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены в связи с примирением сторон, - до достижении ими 80-летнего возраста.
Пункт 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года №188, относит к сведениям конфиденциального характера служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, может быть ограничен.
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 года №1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.
Наставления имеют гриф «для служебного пользования» и предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества, идентификации лиц и неопознанных трупов, выявлению и пресечению административных правонарушений. Указанные учеты функционируют в интересах МВД России и других федеральных органов государственной власти, осуществляющих дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную деятельность; ФМС России, ФНС России, ГФС России, а также их территориальных органов; органов прокуратуры Российской Федерации; органов судебной власти Российской Федерации; государств - участников Содружества Независимых Государств.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, а также положения приведенных выше нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий ГИАЦ МВД России в Республике Башкортостан, ГУ МВД России по г.Стерлитамак Республики Башкортостан по ведению учетов, содержащих информацию о лицах, подвергшихся уголовному преследованию.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанная информация мешает ему трудоустроиться был предметом судебного рассмотрения, ему дана правильная правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется, а потому данный довод не может быть принят во внимание судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения, как не опровергающий правильность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорока Б.В. - без удовлетворения.
Председательствующий З.Х. Осетрова
Судьи Г.Я. Турумтаева
Г.Р. Кулова
Справка: судья ...