Дело № 2а-54(2019)
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.
при секретаре Сосуновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области
«29» января 2019 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 к Смирнову Андрею Сергеевичу о взыскании транспортного налога, пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к Смирнову Андрею Сергеевичу о взыскании транспортного налога
за 2014 год в размере 3392 рубля,
за 2016 год в размере 2120 рублей,
пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2016 год за период с 02 декабря 2017 года по 14 февраля 2018 года в размере 41 рубль 59 копеек,
а всего 5553 рубля 39 копеек.
Административный иск обоснован следующим: согласно информации РЭО ГИБДД МО МВД РФ «Кинешемский» за Смирновым А.С. зарегистрирован автомобиль легковой ХЭНДЭ ГЕТЦ GSL 1,6 МТ, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак №, в связи с чем он является плательщиком транспортного налога. Срок уплаты транспортного налога за 2016 год – не позднее 01 декабря 2017 года.
С целью уплаты налога налогоплательщику, в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, было направлено налоговое уведомление, в котором была указана сумма налога, подлежащая уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику были направлены требования от 27 октября 2015 года № 729214, от 15 февраля 2018 года № 2541 об уплате налога и пени. До настоящего времени указанные требования не исполнены.
Одновременно с административным исковым заявлением истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, согласно которому при проведении в декабре 2017 года должностными лицами МИФНС России № 5 по Ивановской области анализа в подсистеме АИС «Налог – 3» в задаче «Контроль и статистика» «Пропущен срок взыскания за счет имущества по ст. 48 Налогового кодекса РФ» выявлен ряд плательщиков-мигрантов, которые не были своевременно включены в кандидаты на взыскание по ст. 48 Налогового кодекса РФ по причине передачи задолженности из других налоговых органов в связи с изменением места жительства плательщика, по требованиям с истекшим сроком взыскания. Должники переданы с задолженностью по налогам, в том числе возникшей по состоянию на 01 января 2015 года и подлежащей списанию в связи с Федеральным Законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с отсутствием работы выше указанного аналитического сегмента в подсистеме АИС «Налог – 3» до декабря 2017 года, а также с истребованием документов для взыскания по ст. 48 Налогового кодекса РФ, пропущен срок для направления в суд заявления о взыскании. Таким образом, у Инспекции отсутствовала реальная возможность принятия в установленные сроки мер принудительного взыскания задолженности.
Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области Калинина Е.В. исковые требования и заявление о восстановлении срока на обращение в суд с административным иском поддержала по изложенным в заявлениях основаниям, суду дополнительно пояснила, что налоговое уведомление и требования об уплате налога направлялись Смирнову А.С. ИФНС по городу <адрес> – по месту его прежнего жительства. В связи с переездом в <адрес> 18 августа 2015 года Смирнов А.С. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а с 31 августа 2018 года зарегистрирован по <адрес>. Согласно служебной записке, дата постановки Смирнова А.С. на налоговый учет в МИФНС России № 5 по Ивановской области - 15 февраля 2016 года.
Административный ответчик Смирнов А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства, судебные извещения возвращены в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с ч. 2 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Суд учитывает, что копия административного искового заявления, направленного Смирнову А.С. налоговым органом по адресу регистрации по месту жительства в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), Смирновым А.С. получена; о нахождении в производстве суда данного дела и времени судебного заседания Смирнов А.С. неоднократно уведомлялся судом по адресу регистрации по месту жительства в срок, достаточный для получения судебного извещения, подготовки к судебному заседанию и явки в суд, сведений о проживании по иному адресу не представил, в связи с чем суд признает, что судебные извещения не получены Смирновым А.С. по причинам, зависящим от него, а уведомление административного ответчика Смирнова А.С. о времени и месте судебного заседания - надлежащим. Явка ответчика Смирнова А.С. в судебное заседание не признана судом обязательной.
Суд, с согласия представителя административного истца Калининой Е.В., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Смирнова А.С.
Заслушав объяснения представителя административного истца Калининой Е.В., исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Судом установлено, что в собственности Смирнова А.С. с 12 июля 2011 года по настоящее время находится автомобиль легковой ХЭНДЭ ГЕТЦ GSL 1,6 МТ, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с двигателем мощностью 106 л.с., государственный регистрационный знак № (л.д. 8,).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налогового кодекса РФ), налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в связи с наличием в собственности Смирнова А.С. выше указанного транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, он является плательщиком транспортного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с п.п. 3, 7 ст. 83, п. 4.8 ст. 85 Налогового кодекса РФ, постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в том числе, для целей налогообложения транспортным налогом, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
Согласно представленным в материалы дела документам, до 21 мая 2015 года Смирнов С.А. был зарегистрирован на территории <адрес> (л.д. 47). Регистрация автомобиля ХЭНДЭ ГЕТЦ GSL 1,6 МТ, государственный регистрационный знак №, после его приобретения Смирновым С.А., была произведена органами ГИБДД по месту его жительства - РЭП ГИБДД Солнечногорского ОВД (л.д. 55).
С 18 августа 2015 года по 07 марта 2017 года Смирнов А.С. был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 37,46), снят с регистрационного учета по указанному адресу на основании решения Кинешемского городского суда от 31 января 2017 года по делу № 2-145(2017) по иску ФИО1 к Смирнову А.С. о признании неприобретшим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета (л.д. 58-59), с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 37,48).
Согласно представленным документам, расчет транспортного налога за 2014 год, подлежащего уплате Смирновым А.С., был произведен инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Солнечногорску Московской области. Начисление транспортного налога за 2016 год произведено МИФНС России № 5 по Ивановской области.
Ставки транспортного налога на 2014 год установлены Законом Московской области от 16 ноября 2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» (в редакции от 02 октября 2013 года): для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно составляют 32 рубля за 1 л.с. (ст. 2 названного закона).
Ставки транспортного налога на 2016 год установлены ст. 2 Закона Ивановской области № 88-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции Закона Ивановской области от 06 октября 2015 года № 96-ОЗ) и составляют для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 20 рублей за 1 л.с.
Срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - физических лиц установлен:
за 2014 год - ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ) – не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01 октября 2015 года;
за 2016 год - ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ) – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01 декабря 2017 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 20 октября 2005 года № 131-ФЗ), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
13 августа 2015 года ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области Смирнову А.С. направлено налоговое уведомление № 758081 от 25 июля 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 3392 рубля в срок до 01 октября 2015 года. (л.д. 9,10).
03 октября 2017 года МИФНС России № 5 по Ивановской области в адрес Смирнова А.С. направлено налоговое уведомление № 62698991 от 20 сентября 2017 года об уплате в срок до 01 декабря 2017 года транспортного налога за 2016 год в размере 2 120 рублей (л.д. 13-14).
В установленный законодательством срок Смирновым А.С. задолженность по уплате транспортного налога за 2014 и 2016 годы исполнена не была.
Сведений о наличии у Смирнова А.С. льгот по уплате транспортного налога суду не представлено.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об уплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.
В связи с невыполнением Смирновым С.А. обязанности по уплате транспортного налога за 2014 год 31 октября 2015 года ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области ему было направлено требование № 729214 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 27 октября 2015 года, которым одновременно начислена пеня в связи с несвоевременной уплатой налога и предложено в срок до 30 декабря 2015 года уплатить транспортный налог за 2014 год в размере 3 392 рубля и пеню в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 год в сумме 23 рубля 67 копеек (л.д. 11,12).
В связи с невыполнением Смирновым А.С. обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год в его адрес было направлено требование № 2541 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 15 февраля 2018 года, которым предложено в срок до 03 апреля 2018 года уплатить: транспортный налог за 2016 год в размере 2 120 рублей, пеню в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2016 год в период с 02 декабря 2017 года по 14 февраля 2018 года в сумме 41 рубль 59 копеек (л.д. 15-17). Требование Смирнову А.С., не имеющему в данный период регистрации по месту жительства, направлено налоговым органом по последнему известному месту жительства налогоплательщика.
Требования об уплате транспортного налога и пени Смирновым С.А. не исполнены.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
Установленный налоговым законодательством шестимесячный срок на обращение в суд с иском о взыскании транспортного налога за 2014 год истек 01 июля 2016 года.
Анализируя доводы административного истца о причинах пропуска срока на обращение в суд, суд не усматривает обстоятельств, которые свидетельствовали об уважительности причин пропуска срока.
Суд не может принять во внимание представленную административным истцом «историю изменений сведений об учете физического лица в налоговом органе», согласно которой сведения о снятии Смирнова А.С. с учета в ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области и о постановке на учет в МИФНС России № 5 по Ивановской области внесены в базу налоговых органов лишь 31 августа 2018 года (л.д. 60).
Представителем административного истца в материалы дела представлены скриншоты программы АИС Налог-3 ПРОМ, согласно которым Смирнов А.С. снят с учета в ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области в связи со снятием его с регистрационного учета по месту жительства в городе Солнечногорске 21 мая 2015 года; на учете в МИФНС России № 5 по Ивановской области он состоит в связи с постановкой 18 августа 2015 года на регистрационный учет по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 47,62). В настоящее время у налогового органа имеются сведения о регистрации Смирнова А.С. с 20 июня 2018 года по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 48, 61). Сведений о том, когда в соответствующие налоговые базы, в том числе в ЕГРН, были фактически внесены данные об изменении места жительства налогоплательщика Смирнова А.С., что явилось основанием для передачи обязанностей по контролю за соблюдением Смирновым А.С. налогового законодательства, в том числе – в части направления налогоплательщику документов, необходимых для уплаты им имущественных налогов и обращения в суд с заявлением о взыскании налога, суду не представлено.
При этом суд учитывает, что МИФНС России № 5 по Ивановской области в адрес Смирнова А.С. 03 октября 2017 года было направлено налоговое уведомление, 21 февраля 2018 года направлено требование об уплате налога, что свидетельствует о наличии сведений о данном налогоплательщике у МИФНС России № 5 по Ивановской области не позднее 03 октября 2017 года, и опровергает информацию, представленную суду административным истцом о дате фактического снятия с учета в ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области 31 августа 2018 года.
Доводов в обоснование причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании со Смирнова А.С. задолженности по транспортному налогу и пене за 2016 год суду не представлено, также как и доказательств, подтверждающих наличие проблем в функционировании программного обеспечения, которое используется налоговыми органами в работе по взысканию задолженности.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Осуществление деятельности по взысканию налогов, в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», является одной из главных задач налоговых органов.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года № 479-О-О, заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, суд не усматривает оснований для восстановления административному истцу срока на обращение в суд с заявлением о взыскании. Пропуск истцом срока для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании со Смирнова А.С. задолженности по транспортному налогу и пене.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о восстановлении срока на подачу административного иска о взыскании со Смирнова Андрея Сергеевича задолженности по транспортному налогу и пене,
в удовлетворении административного иска о взыскании со Смирнова Андрея Сергеевича задолженности по уплате транспортного налога: за 2014 год в размере 3392 рубля, за 2016 год – в размере 2120 рублей, пени на задолженность по транспортному налогу за 2016 год в период с 02 декабря 2017 года по 14 февраля 2018 года в размере 41 рубль 50 копеек, а всего в общей сумме 5553 рубля 59 копеек
о т к а з а т ь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю.Никитина
Мотивированное решение составлено 04 февраля 2019 года.