Решение по делу № 2-980/2020 ~ М-10089/2019 от 05.12.2019

УИД № 28RS0004-01-2019-014148-53

Производство № 2-980/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 января 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области,

в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Повагиной Д.В.

с участием истца Оспанова М.К., представителя ответчика Климовой О.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оспанова М. К. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов,

установил:

Оспанов М.К. обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование, что 27 февраля 2018 года он подал в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» заявление о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.Уведомлением от 21 марта 2018 года № 2907-06 ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» отказало во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В уведомлении ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ссылается на заключение Министерства транспорта и строительства Амурской области от 16 марта 2018 года № 1676-09 и указало, что гражданин не соответствует требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 3 Порядка, согласно которому гражданин имеет право на получение денежной выплаты в случае заключения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, до даты введения процедуры наблюдения в отношении застройщика. Договор уступки права требования от 29 июня 2016 года б/н заключен после введения процедуры наблюдения в деле о банкротстве в отношении застройщика (процедура наблюдения в деле о банкротстве в отношении организации - застройщика ООО «Строительная компания «Городок» введена 20 января 2016 года). Данный отказ считает незаконным. 5 ноября 2014 года Чуриловым А.Н. с ООО «Строительная компания «Городок» был заключен договор о долевом участии в строительстве № 107/05.11.2014-(4), в соответствии с которым участник принимает долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями насосной станции и электрощитовой, расположенного по адресу: ***, квартал 4 (а также указанного в настоящем пункте общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома), а застройщик обязуется передать участнику после ввода указанного дома в эксплуатацию следующий объект долевого строительства: однокомнатную квартиру номер ***, расположенную на третьем этаже девятиэтажного жилого дома в Блок-секции «Б», общей площадью, оплачиваемой участником, определенной и согласованной сторонами и на дату заключения договора составляющей 41,6 кв.м., а также в общую долевую собственность, пропорционально размеру площади объекта, общее имуществособственников помещений многоквартирного жилого дома. Договор был зарегистрирован 26 ноября 2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области. 29 июня 2016 года между ним и Чуриловым А.Н. был заключен договор уступки прав требования по которому Чурилов А.Н. уступил Оспанову М.К. право требования на получение от ООО «Строительная компания «Городок» квартиры № ***, расположенной на третьем этаже Блок секции «Б», в многоквартирном жилом доме со встроенными помещениями насосной станции и электрощитовой, расположенного по адресу: ***, квартал 4, общей площадью 41,6 кв.м., при этом проектная площадь квартиры составляет 39,25 кв.м., площадь лоджии с понижающим коэффициентом в соответствии с п.1.2, договора №107/05.11.2014-(4) от 05 ноября 2014 года между ООО «СК «Городок» и Чуриловым А.Н., составляет 2,55, а также общую долевую собственность пропорционально размеру площади, общее имущество собственников помещений многоквартирного жилого дома. Регистрация сделки уступки права требования произведена 13 июля 2016 года. Уступка права требования не прекращает действие первоначального договора долевого участия, а лишь изменяет стороны в обязательствах по этому договору долевого участия. Соответственно, полностью сохраняются все условия существующего договора долевого участия. Все права, равно как и обязанности первоначального дольщика, в полном объеме переходят к новому участнику долевого строительства. Договор о долевом участии в строительстве был заключен 5 ноября 2014 года до процедуры наблюдения в деле о банкротстве в отношении застройщика ООО «Строительная компания «Городок», то есть до 20 января 2016 года. При принятии решения ответчик не учел требования приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». Договор о долевом участии в строительстве не расторгнут и не признан недействительным. Полагает, что он отвечал требованиям установленным Порядком предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 (ред. постановления Правительства Амурской области от 5 октября 2017 года № 484), так как имел к застройщику требование о передаче жилого помещения, основанное на договоре участия в долевом строительстве, заключенном до даты введения в отношении застройщика процедуры наблюдения в деле о его банкротстве.

Просит суд признать незаконным решение, оформленное уведомлением Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району от 21 марта 2018 года № 2907-06 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; обязать Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в рамках подпрограммы «Реализация мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы».

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требований, в обоснование привел те же доводы, что изложены в иске.

Представитель ответчика ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы». 5 октября 2017 года Правительством Амурской области принято постановление № 484 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 25 сентября 2013 года № 446», согласно которому утверждена подпрограмма «Реализация мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».Целью данной подпрограммы является обеспечение защиты прав граждан - участников долевого строительства.Задачи подпрограммы - формирование реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; заключение договоров уступки прав требования к застройщику; оказание мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В целях реализации указанной подпрограммы постановлением Правительства Амурской области от 5 октября 2017 года № 484 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 25 сентября 2013 года № 446», утвержден «Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее - Порядок), который определяет механизм предоставления гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных дом и чьи права нарушены, мер государственной поддержки за счет бюджета Амурской области. Управление не является уполномоченной организацией по ведению каких-либо реестров и осуществлению каких-либо выплат в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», который утратил силу с 27 сентября 2019 года. Доводы истца со ссылкой на указанный выше приказ несостоятельны, так как Порядок и Приказ от 12 августа 2016 года № 560/пр имеют различные предметы правового регулирования, при этом управление не является органом, уполномоченным на исполнение Приказа № 560/пр. Правительство Амурской области самостоятельно, в качестве дополнительных мер государственной поддержки, приняло постановление от 5 октября 2017 года № 484, которое определяет способы защиты прав участников долевого строительства в Амурской области, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также критерии, устанавливающие права граждан на предоставление мер государственной поддержки, независимо от мер государственной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством. Согласно п. 13 Порядка в редакции, действующей с 6 февраля 2018 года, для получения денежной выплаты гражданин в срок до 1 марта 2018 года представляет в ГКУ-УСЗН заявление о включении в Реестр по форме, установленной Порядком и указанные документы. Управлением 27 февраля 2018 года от Оспанова М.К. принято заявление в форме, установленной Порядком и необходимые документы. Согласно полученному управлением заключению Министерства транспорта и строительства Амурской области от 16 марта 2018 года № 1676-09 Оспанов М.К. не соответствует установленным требованиям п. 3 Порядка. Причины несоответствия гражданина установленным требованиям: в нарушение подпункта 1 пункта 3 Порядка договор об уступке права требования от 29 июня 2016 года заключен после введения процедуры наблюдения в деле о банкротстве в отношении застройщика. Процедура наблюдения в деле о банкротстве в отношении организации - застройщика ООО «Строительная компания «Городок» введена 20 января 2016 года. На основании заключения Министерства транспорта и строительства Амурской области от 16 марта 2018 года № 1676-09 принято решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 19 марта 2018 года. Принимая решение об отказе во включении Оспанова М.К. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, управление действовало в строгом соответствии с указанным Порядком. При сохранении условий договора долевого участия по договору уступки прав требования, возник переход права на объект долевого строительства однокомнатную квартиру № ***, расположенную по адресу: ***, квартал 4, от Чурилова А.Н. к Оспанову М.К. с 29 июня 2016 года. С указанной даты Оспанов М.К. является правообладателем однокомнатной квартиры. Просят в иске отказать.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц Правительства Амурской области, Министерства транспорта и строительства Амурской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

На основании договора № 107/05.11.2014-(4) о долевом участии в строительстве, заключенного 5 ноября 2014 года между ООО «Строительная компания «Городок» (застройщик) и Чуриловым А.Н. (участник) последний в соответствии с условиями договора принял долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями повысительной насосной станции и электрощитовой, расположенного по адресу: ***, квартал 4 (а также указанного общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома), а застройщик обязался передать участнику после ввода указанного дома в эксплуатацию объект долевого строительства: однокомнатную квартиру № ***, расположенную на третьем этаже девятиэтажного жилого дома в Блок-секции «Б», общей площадью, оплачиваемой участником, определенной и согласованной сторонами и на дату заключения договора составляющей 41,6 кв.м., при этом проектная площадь квартиры составляет 39,25 кв.м., площадь лоджии, с понижающим коэффициентом в соответствии с п. 1.2 договора составляет 2,55 кв.м. (объект), а также в общую долевую собственность, пропорционально размеру площади объекта, общее имущество собственников помещений многоквартирного жилого дома.

В силу п. 2.1 договора срок передачи объекта участнику определен как 3 квартал 2015 года, объект передается участнику после ввода дома в эксплуатацию, по акту приема-передачи.

Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и может быть расторгнут в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и договором (п.6.6).

26 ноября 2014 года договор долевого участия в строительстве № 107/05.11.2014-(4) от 5 ноября 2014 года зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

29 июня 2016 года между Чуриловым А.Н. (правообладатель) и Оспановым М.К. (правоприобретатель) заключен договор об уступке прав требования по условиям которого правообладатель уступил (передал) правоприобретателю право требования на получение от ООО «Строительной компании «Городок» одной квартиры под № ***, расположенной на третьем этаже Блок секции «Б» в многоквартирном жилом доме со встроенными помещениями насосной станции и электрощитовой, расположенного по адресу: ***, квартал 4 общей площадью 41,6 кв.м., при том проектная площадь квартиры составляет 39,25 кв.м., площадь лоджии с понижающим коэффициентом в соответствии с п. 1.2 договора № 107/05.11.2014-(4) от 5 ноября 2014 года между ООО «СК «Городок» и Чуриловым А.Н. составляет 2,55, а также общую долевую собственность пропорционально размеру площади, общее имущество собственников помещений многоквартирного жилого дома. Данное право требования принадлежит правообладателю на основании договора о долевом участии в строительстве № 107/05.11.2014-(4) от 5 ноября 2014 года между ООО «СК «Городок» и Чуриловым А.Н.

13 июля 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области была произведена государственная регистрация договора об уступке права требования, номер регистрации 28-28/001-28/301/026/2016-90/1.

Судом установлено, что определением Арбитражного суда Амурской области от 20 января 2016 года по делу № А04-8494/2014 в отношении ООО «Строительная компания «Городок» (ОГРН 1052800032735, ИНН 2801102015) введена процедура, применяемая в деле о банкротстве – наблюдение.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 7 июля 2016 года ООО «СК «Городок» признанно банкротом.

27 февраля 2018 года Оспанов М.К обратился в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Уведомлением Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району № 2907-06 от 21 марта 2018 года Оспанову М.К. отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в связи с отсутствием права на получение мер государственной поддержки.

В обоснование отказа уведомление содержит ссылку на то, что согласно поступившему заключению Министерства транспорта и строительства Амурской области от 16 марта 2018 года № 1676-09, гражданин не соответствует требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 3 Порядка, согласно которому гражданин имеет право на получение денежной выплаты в случае заключения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, до даты введения процедуры наблюдения в отношении застройщика. Договор уступки права требования от 29 июня 2016 года б/н заключен после введения процедуры наблюдения в деле о банкротстве в отношении застройщика (процедура наблюдения в деле о банкротстве в отношении организации – застройщика ООО «Строительная компания «Городок» введена 20 января 2016 года).

Не согласившись с данным отказом, Оспанов М.К. указал, что договором уступки права требования, заключенным им с Чуриловым А.Н., передавалось право требования на уже имеющуюся у ООО «СК «Городок» обязанность по передаче жилого помещения, возникшую при заключении договора о долевом участии в строительстве № 107/05.11.2014-(4) от 5 ноября 2014 года. Договор о долевом участи в строительстве был заключен 5 ноября 2014 года, до введения процедуры наблюдения в деле о банкротстве в отношении застройщика ООО «СК «Городок», то есть до 20 января 2016 года.

Рассматривая обоснованность не включения истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

Статьей 23 Закона № 214-ФЗ предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Частью 1 названной статьи установлено, что такое регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Частью 4 статьи 23 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) названного выше закона, предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливать критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Согласно части 7 этой же статьи, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7 статьи 23).

30 июня 2017 года вступил в силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр, которым утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - Приложение № 1) и Правила ведения реестра пострадавших граждан (далее - Приложение № 2), который с 27 сентября 2019 года не действует в связи с признанием утратившим силу приказом названного министерства от 22 августа 2019 года № 483/пр.

Согласно пункту 3 Приложения № 1 гражданин относится к числу пострадавших граждан, если является участником долевого строительства проблемного объекта, его денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, он исполнил условия договора и соответствует критериям, установленным пунктом 2 этого приложения.

Одним из обязательных критериев отнесения гражданина к числу пострадавших являлось привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом № 214-ФЗ (подпункт 2 пункта 2 Приложения № 1).

Подпунктом 1 пункта 10 Приложения № 2 было установлено, что заявитель не подлежит включению в реестр при его несоответствии одному из критериев, установленных пунктом 2 Приложения № 1 к названному приказу.

На основании подпункта 42.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно указанному закону уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1 части 3 статьи 23), и устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4 статьи 23).

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области».

В соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческих организаций, созданных лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Амурской области установленыпостановлением Правительства Амурской области № 484 от 5 октября 2017 года.

Приложением № 1 к названному постановлению ПравительстваАмурской области в состав государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области» дополнительно включена подпрограмма XII «Реализация мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

В рамках названной подпрограммы реализуется основное мероприятие «Осуществление мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», которое включает в себя мероприятие «Предоставление мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», порядок предоставления которых представлен в приложении № 12 к государственной программе Амурской области.

Таким образом, указанный Порядок предоставления мер государственной поддержки принят в пределах полномочий Правительства Амурской области (далее – Порядок).

Предметом правового регулирования Порядка предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены является механизм предоставления мер государственной поддержки, а также формирование и ведение реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В соответствии с п. 3 Порядка право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим критериям:1) имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование, основанные на договоре, предусматривающем передачу жилого помещения, заключенном до даты введения процедуры наблюдения в отношении застройщика;2) включенные в реестр требований кредиторов или в реестр требований о передаче жилых помещений;3) заключившие договор, предусматривающий передачу жилого помещения в объекте капитального строительства, имеющем степень строительной готовности не более 50% на дату вступления в силу настоящего Порядка.

Государственная поддержка предоставляется гражданину однократно в форме единовременной денежной выплаты в отношении одного жилого помещения (далее - денежная выплата) (пункт 5).

В силу пункта 7 Порядка, денежные выплаты предоставляются управлением социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству социальной защиты населения Амурской области в текущем финансовом году на соответствующие цели и доведенных до ГКУ-УСЗН.

Денежная выплата предоставляется гражданину в размере суммы денежных средств фактически уплаченных данным гражданином застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, но не более суммы, включенной в реестр требований кредиторов или реестр требований о передаче жилых помещений (в отношении данного жилого помещения) (пункт 8).

Согласно пункту 16 Порядка, Министерство транспорта и строительства Амурской области в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений от ГКУ-УСЗН проводит проверку гражданина на соответствие требованиям пункта 3 настоящего Порядка и оформляет заключение о соответствии (несоответствии) гражданина указанным требованиям (далее - Заключение).

Заключение министерства транспорта и строительства Амурской области с выводом о несоответствии гражданина требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, должно быть мотивированно.

В течение 5 рабочих дней со дня завершения проверки в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка министерство транспорта и строительства Амурской области направляет Заключение в ГКУ-УСЗН (пункт 17).

Пунктом 18 Порядка установлено, что ГКУ-УСЗН в течение 5 рабочих дней со дня поступления Заключения из министерства транспорта и строительства Амурской области, сведений из Росреестра (в случае если направлялся запрос), органа местного самоуправления (в случае если направлялся запрос) принимает одно из следующих решений: 1) о включении гражданина в Реестр; 2) об отказе во включении гражданина в Реестр.

В соответствии с пп. 1 п. 19 Порядка, решение об отказе во включении гражданина в Реестр принимается в случае отсутствия у гражданина права на получение мер государственной поддержки, в том числе если один из граждан, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, не имеет право на получение мер государственной поддержки.

Таким образом, Порядком предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области № 484 от 5 октября 2017 года, предусмотрено, что реализация права на получение мер государственной поддержки обусловлена тем, что договор, предусматривающий передачу жилого помещения, должен быть заключен до даты введения процедуры наблюдения в отношении застройщика.

Такие требования в качестве критерия для включения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр, утратившим силу с 27 сентября 2019 года, не были предусмотрены.

Между тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют об изменении на уровне субъекта критериев отнесения и включения в реестр граждан, рассматриваемой категории.

Федеральное законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации своими актами устанавливать свои, дополнительные к федеральным, меры защиты прав отдельных категорий граждан и меры их социальной поддержки. Поскольку финансирование таких мер осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить категорию граждан, на которую распространяется действие дополнительных мер, что, в свою очередь, не влияет на права граждан - участников долевого строительства по защите прав, в соответствии с Правилами, установленными федеральным законодательством.

Ведение уполномоченным органом субъекта РФ реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании положений Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области № 484 от 5 октября 2017 года, не противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку направлено на эффективное предоставление мер финансовой поддержки за счет средств бюджета субъекта гражданам - участникам строительства многоквартирных домов, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков.

Региональным законом в отношении отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета установлены меры финансовой, социальной и иной поддержки, не предусмотренные на федеральном уровне.

Нормы статьи 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержат положений, обязывающих субъекты Российской Федерации предоставлять всем гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меры финансовой, социальной и иной поддержки.

Меры поддержки, установленные в рамках государственной программы Амурской области, могут быть реализованы только на условиях, предусмотренных данной программой.

При несоблюдении соответствия установленным критериям, оснований для включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в рамках Подпрограммы «Реализация мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» Государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», является обоснованным.

В материалах дела имеется заключение Министерства транспорта и строительства Амурской области (Минтрансстрой АО) № 1676-09 от 16 марта 2018 года согласно которому гражданин Оспанов М.К. не соответствует установленным требованиям пункта 3 Порядка предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, предусмотренным подпрограммой Амурской области «Реализация мер государственной поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены». Причины несоответствия гражданина установленным требованиям: в нарушение подпункта 1 пункта 3 Порядка договор об уступке права требования от 29 июня 2016 года заключен после введения процедуры наблюдения в деле о банкротстве в отношении застройщика. Процедура наблюдения в деле о банкротстве в отношении организации – застройщика ООО «Строительная компания «Городок» введена 20 января 2016 года.

Учитывая изложенное, поскольку в данном случае право на получение мер государственной поддержки имеют право граждане имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения, основанное на договоре, предусматривающем передачу жилого помещения, заключенном до даты введения процедуры наблюдения в отношении застройщика, учитывая также что у Оспанова М.К. право требования по договору долевого участия в строительстве на квартиру № ***, по адресу: ***, квартал 4, возникло с 29 июня 2016 года, процедура наблюдения в деле о банкротстве застройщика – ООО «СК «Городок» введена 20 января 2016 года, то ответчиком правомерно отказано истцу в предоставлении мер государственной поддержки.

Доводы истца о том, что уступка прав требований не прекращает действие первоначального договора долевого участия, а лишь изменяет стороны в обязательствах по этому договору долевого участия, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты (ст. 384 ГК РФ).

В данном случае, при сохранении условий договора долевого участия в строительстве, в связи с заключением договора уступки прав требований, возник переход права на объект долевого строительства – квартиру от правообладателя Чурилова А.Н. к правоприобретателю Оспанову М.К. с момента заключения договора уступки прав требования – 29 июня 2016 года.

На основании изложенного, решение ГКУ АО «Благовещенское УСЗН», оформленное уведомлением № 2907-06 от 21 марта 2018 года об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, оснований для понуждения ответчика включить истца в указанный реестр, не имеется.

Заявленный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Оспанову М. К. в удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району о признании незаконным решения, оформленное в виде уведомления № 2907-06 от 21 марта 2018 года об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, понуждении включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в рамках подпрограммы «реализация мер государственной поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 15 января 2020 года.

Судья Н.Н. Матюханова

2-980/2020 ~ М-10089/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Оспанов Мади Кайратович
Ответчики
ГКУ УСЗН по г Благовещенску
Другие
Правительство Амурской области
Министерство транспорта и строительства Амурской обалсти
Суд
Благовещенский городской суд
Судья
Матюханова Н.Н.
05.12.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2019[И] Передача материалов судье
12.12.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2020[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2020[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2020[И] Судебное заседание
14.01.2020[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее