РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2016 года с. Чалтырь Мясниковского района
Ростовской области
Мясниковский районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.
с участием представителя истца Пархоменко С.П. по доверенности Хачкурузян С.Х.
представителя ответчика Администрации Большесальского сельского поселения по доверенности Есаян С.Н.
представителя третьего лица ФГКУ «Югрегионжилье» по доверенности Логиновой Л.С.
при секретаре Бабиян Г.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пархоменко СП к Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области и Пархоменко СА о признании незаконным решения об отказе в заключении договора приватизации, признании права собственности на жилое помещение и по встречному иску Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области к Пархоменко СП о расторжении договора социального найма, третьи лица: нотариус г. Ростова-на-Дону Карпенко И.В., ФГКУ «Югрегионжилье»,
УСТАНОВИЛ:
Пархоменко С.П. обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с иском к Администрации Большесальского сельского поселения и Пархоменко С.А., указав, что он проживает по адресу: <адрес>. По просьбе своей матери Пархоменко СА, в связи с предоставлением ей денежной субсидии на приобретение и строительство жилья на состав семьи 1 человек, истец подписал обязательство об освобождении квартиры, в которой фактически проживает с 1990 <адрес> обязательство было заверено нотариусом г. Ростова-на-Дону Карпенко И.В. ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в реестре за №. Впоследствии истцу стало известно, что, подписав данное обязательство, он лишает себя права на жилое помещение, в котором проживает. Поскольку жильем и денежной субсидией на приобретение и строительство жилого помещения Министерством обороны РФ истец не обеспечивался, договор на занимаемое жилое помещение оформлен на его имя, то оснований для выселения истца из данного жилого помещения не имеется. На основании изложенного Пархоменко С.П. просил суд признать подписанное им ДД.ММ.ГГГГ обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, удостоверенное нотариусом г. Ростова-на-Дону Карпенко И.В., недействительным (л.д.6-7).
Впоследствии Пархоменко С.П. уточнил свои исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, ссылаясь на Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним Пархоменко СП и Администрацией Большесальского сельского поселения был заключён договор № социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В данной квартире он проживает с момента рождения и по сегодняшний день. Никуда выезжал, иного имущества в Российской Федерации не имеет, в приватизации жилья не участвовал, от государства иным жилым помещением не обеспечивался. Основанием его обращения в Администрацию Большесальского сельского поселения с заявлением о заключении договора социального найма послужило убытие ответственного квартиросъёмщика Пархоменко СА к новому постоянному месту жительства. Пархоменко С.А. с 1990 г. являлась ответственным квартиросъёмщиком жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с предоставлением ей ФГКУ «Югрегионжилье» жилого помещения для постоянного проживания или денежной субсидии на приобретение жилья в городе Ростове-на-Дону на состав семьи 1 человек, Пархоменко C.А. снялась с регистрационного учёта из вышеуказанной квартиры ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом в паспорте. При этом истцом и Пархоменко С.А. было дано нотариальное обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное обязательство впоследствии послужило основанием для отказа истцу в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, о чем Администрация Большесальского сельского поселения сообщила в письме от ДД.ММ.ГГГГ за номером 02-57/237. Членом семьи Пархоменко С.А. истец не является. Вышеуказанное обязательство было подписано под влиянием заблуждения. Впоследствии истцу стало понятно, что он лишает себя права на жилое помещение, в котором проживает, поскольку жильём и денежной субсидией на приобретение и строительство жилого помещения Министерством обороны РФ вместе с Пархоменко С.А. он не обеспечивался. Из текста обязательства следует, что, в связи с предоставлением жилого помещения Пархоменко С.А. для постоянного проживания или денежной субсидии на приобретение жилья в городе Ростове-на-Дону на состав семьи 1 человек, подписавшиеся в 4-месячный срок после получения денежной субсидии или строительства жилья в <адрес> обязуются освободить занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обязательстве, подписанном истцом, он не берет на себя обязанность с момента подписания данного обязательства не приватизировать жилое помещение, не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимся членами семьи. В то же время наличие обязательства об освобождении (сдаче) квартиры не является безусловным основанием для признания его прекратившим право пользования жилым помещением и выселения, поскольку такое обязательство имеет юридическое значение и соответствующие последствия только для лиц, являющихся участниками подпрограммы. На основании изложенного Пархоменко С.П. просил суд признать незаконным решение об отказе в приватизации муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, вынесенное Администрацией Большесальского сельского поселения Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №; признать за ним право собственности на жилое помещение (квартиру) расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации (л.д.99-100).
Администрация Большесальского сельского поселения обратилась в суд со встречным иском к Пархоменко С.П., указав, что ответчик подал в Администрацию Большесальского сельского поселения заявление о перезаключении договора социального найма на квартиру по адресу: <адрес>, в связи с убытием ответственного квартиросъёмщика Пархоменко С.А. Данная квартира была предоставлена Пархоменко С.А. и членам ее семьи в составе 3 человек (сын - ФИО3; сын - Пархоменко СП) <адрес> на основании ордера на служебное жилое помещение № серии 04 от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Большесальского сельского поселения заявителю был дан ответ о необходимости предоставления дополнительных документов. В дальнейшем Пархоменко С.А. обратилась в Администрацию Большесальского сельского поселения с заявлением о перезаключении договора на своего сына Пархоменко С.П. Однако Пархоменко С.А. не указала, что получает денежную субсидию от Министерства обороны РФ (ФГКУ «Югрегионжилье»). Жилищная субсидия относится к формам обеспечения жилыми помещениями военнослужащих. Избрать форму обеспечения военнослужащий может по личному заявлению, обратившись в жилищные органы Министерства обороны РФ (ФГКУ «Югрегионжилье»). Обязанность военнослужащего сдать жилое помещение в установленном порядке уполномоченному органу закреплена нормативно - правовыми актами Министерства обороны РФ. В соответствии с п.7 договора найма жилого помещения, заключенного между ООО «МП «Коммунсервис» и Пархоменко С.А., от ДД.ММ.ГГГГ, в случае расторжения договора военнослужащий и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить предоставленное им помещение в порядке, определенном жилищным законодательством и настоящим договором, а также оплатить долг, если таковой имеется. Пархоменко С.П. заключил договор социального найма с Администрацией Большесальского сельского поселения за № от ДД.ММ.ГГГГ При этом Пархоменко С.П. скрыл факт наличия нотариально заверенного обязательства об освобождении занимаемой квартиры. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства. Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего. Учитывая нотариальное обязательство, по которому Пархоменко С.П. обязуется покинуть занимаемую квартиру, использовать жилое помещение по назначению не представляется возможным. Также в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в момент получения жилищной субсидии Пархоменко С.А. и члены ее семьи должны освободить занимаемое жилое помещение. Постановка граждан на учет и признание их нуждающимися в получении жилых помещений в настоящее время находятся в компетенции Администрации Мясниковского района. Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма у собственника муниципального имущества ограничено. В порядке очереди данная квартира должна быть передана нуждающимся в жилых помещениях. На основании изложенного Администрация Большесальского сельского поселения просила суд расторгнуть договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией Большесальского сельского поселения и Пархоменко С.П. (л.д.54-56).
В судебное заседание истец Пархоменко С.П. не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным проведение судебного заседания в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца.
Представитель истца Пархоменко С.П. по доверенности Хачкурузян С.Х. (л.д.71) в судебном заседании исковые требования Пархоменко С.П. поддержала, встречный иск Администрации Большесальского сельского поселения не признала, пояснив, что ее доверитель проживает в <адрес> с рождения. Администрацией был заключен с ним договор социального найма, при подаче им заявления никаких возражений со стороны Администрации не было. В настоящее время Пархоменко С.П. выполняются все условия договора, оснований для прекращения договора нет. Мать истца Пархоменко С.А. периодически проживает вместе с ним, периодически находится в больницах. В собственности у нее находится жилое помещение по адресу: <адрес> там зарегистрирована, до настоящего времени является военнослужащей. Она не может пояснить, какой договор был заключен между Пархоменко С.А. и Администрацией Большесальского сельского поселения. С Пархоменко С.П. был заключен договор социального найма, так как на момент заключения данного договора квартира являлась собственностью Большесальского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> перешла в собственность Большесальского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ Пархоменко С.П. обратился туда с заявлением о заключении договора социального найма, на что получил ответ, в котором администрация просила предоставить документы для заключения договора. Так как другого жилья у Пархоменко С.П. не было, был заключен договор социального найма. Впоследствии Администрация решила отобрать жилье у Пархоменко С.П. без каких-либо оснований. Основания для расторжения договора социального найма отсутствуют, так как все условия по договору истцом исполнены, задолженности по коммунальным услугам у него не имеется, помещение используется по назначению.
Представитель ответчика Администрации Большесальского сельского поселения по доверенности Есаян С.Н. (л.д.26) в судебном заседании исковые требования Пархоменко С.П. не признала, встречный иск Администрации Большесальского сельского поселения поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что договор между МП «Коммунсервис» и Пархоменко С.А., с учетом ее пояснений, являлся договором найма служебного помещения. Администрация Большесальского сельского поселения при рассмотрении данного договора ошибочно пришла к выводу, что это договор социального найма, вследствие чего он был перезаключен на сына. Поскольку с Пархоменко С.А. был заключен договор найма служебного жилого помещения, принимая во внимание обязательство, Пархоменко С.П. должен освободить данное помещение. Основанием расторжения договора является использование его не по назначению, наличие обязательства освободить данное жилое помещение. В Большесальском сельском поселении имеется очередь для предоставления квартир по договору социального найма. Договоры заключает Администрация Большесальского сельского поселения на основании постановления Администрации Мясниковского района. Если бы договор социального найма заключался впервые, тогда они заключили бы договор найма на основании постановления Администрации Мясниковского района.
Ответчик Пархоменко С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушание дела была извещена, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем, суд считает возможным слушание дела в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица ФГКУ «Югрегионжилье» по доверенности Логинова Л.С. (л.д.27) в судебном заседании исковые требования Пархоменко С.П. полагала необоснованными, встречный иск Администрации Большесальского сельского поселения поддержала, пояснив, что после изучения договора, заключенного с Пархоменко С.А., Большесальская администрация пришла к выводу, что данный договор является договором социального найма. Следователями установлено, что данное жилое помещение предоставлено Пархоменко С.А. на основании договора служебного найма. Договоры служебного найма с членами семьи не перезаключаются, Пархоменко С.П. не является военнослужащим, следовательно, с ним не мог быть заключен договор найма служебного помещения. Права членов семьи военнослужащего производны от прав самого военнослужащего. Впоследствии Администрация была поставлена в известность о том, что имеется обязательство, согласно которому члены семьи Пархоменко С.А. обязуются освободить жилое помещение. Пархоменко С.А. обратилась с заявлением, в котором указала, каким составом семьи она желает обеспечиться. Первоначально были указаны все три члена семьи. Впоследствии ею было написано другое заявление, в котором исключила из списка старшего сына ФИО19, который является военнослужащим, и будет обеспечиваться сам. Что касается младшего сына, то она указала, что Пархоменко С.П. не является членом ее семьи. Следователи пришли к заключению, что договор найма, заключенный с Пархоменко С.А., является договором служебного найма. Пархоменко С.А. является военнослужащей, она и члены ее семьи обязаны сдать квартиру в соответствии с инструкцией. Согласно п.5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащего», жилое помещение, принадлежавшее военнослужащему, предоставляется после освобождения другому военнослужащему, согласно очереди.
Третье лицо - нотариус г. Ростова-на-Дону Карпенко И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушание дела был извещен, в связи с чем, суд считает возможным слушание дела в порядке ст.167 ГПК РФ в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пархоменко СА обратилась к командиру в/ч <данные изъяты> рапортом, в котором просила перевести в разряд «служебной» <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> и оформить служебный ордер на состав семьи из 3 человек: Пархоменко СА, ФИО4, Пархоменко СП (л.д.32). ДД.ММ.ГГГГ Пархоменко С.А. обратилась с новым рапортом, в котором согласилась на вселение в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.31).
ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии <адрес> был рассмотрен рапорт ефрейтора Пархоменко С.А. и постановлено ходатайствовать перед Донской КЭЧ района о переводе в разряд «служебной» <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> и предоставлении указанной квартиры Пархоменко С.А. с оформлением служебного ордера на состав семьи 3 человека: Пархоменко СА, ФИО4, Пархоменко СП (л.д.29).
ДД.ММ.ГГГГ Донская КЭЧ района обратилась в Администрацию Мясниковского района с просьбой об утверждении решения жилищной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о переводе <адрес> по адресу: <адрес>, в категорию «служебная» и выдаче служебного ордера военнослужащей Пархоменко С.А. на состав семьи из 3 человек (л.д.57).
Администрацией Мясниковского района Ростовской области на основании письма Донской КЭЧ района и протокола жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащей Пархоменко С.А. предоставлен ордер № серия С на служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, на состав семьи из трех человек. Ордер получен Пархоменко С.А. ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.30).
ДД.ММ.ГГГГ Главой Мясниковского района издано распоряжение № 27, которым, в связи с передачей в муниципальную собственность Мясниковского район жилых домов военного городка <адрес>, предписано произвести выдачу (замену) ордеров на квартиры в жилых домах военного городка (<адрес>, <адрес>); МУП «Жилкоммунсервис» - заключить договора найма неприватизированных квартир; заселение освобожденных квартир осуществлять в соответствии с жилищным законодательством (л.д.60).
На основании указанного распоряжения Пархоменко С.А. был выдан новый ордер № серия 04 от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, на состав семьи из трех человек (л.д.97).
ДД.ММ.ГГГГ между Пархоменко С.А. и ООО «МП «Коммунсервис» заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с которым в помещение вселяются совместно с Пархоменко С.А. ее дети: ФИО3, Пархоменко С.П. Согласно п.6 договора найма, наймодатель имеет право требовать допуска в служебное жилое помещение в заранее согласованное время своих работников для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения. Согласно п.7 договора, он расторгается в случае досрочного увольнения военнослужащего, при выезде нанимателя и членов его семьи в другое место жительства. По требования наймодателя договор может быть расторгнут в судебном порядке, в случае расторжения договора военнослужащий и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить предоставленное им помещение (л.д.62).
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со ст.ст. 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
Между тем в деле такое решение об обеспечении Пархоменко С.А. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
Таким образом, спорное жилое помещение предоставлено Пархоменко С.А. в качестве служебного, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Пархоменко С.А. и ООО «МП «Коммунсервис» договор найма жилого помещения не свидетельствует об обратном.
В силу ч.1 ст.101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст.105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
На основании ст.104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно п.2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Действовавшим на момент предоставления Пархоменко С.А. спорной квартиры приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80 было установлено, что в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района.
Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
В соответствии с действовавшим на тот период законодательством (ч.1 ст.101 ЖК РСФСР) помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
С учетом изложенного, спорная квартира на момент ее предоставления Пархоменко С.А. и заключения договора найма от ДД.ММ.ГГГГ г. относилась к служебным жилым помещениям. Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось. Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений, служебный ордер и решение о предоставлении истцу квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
ДД.ММ.ГГГГ Пархоменко С.А. обратилась в ФГКУ «Югрегионжилье» с заявлением, в котором просила внести изменения в состав семьи для получения жилья в собственность, исключить из членов семьи Пархоменко Р.А. и Пархоменко С.П., который образовал свою семью. Просила расторгнуть жилищный договор, ранее заключенный на семью из трех человек № от 2014 г., и предоставить ей жилую площадь на состав семьи 1 человек в <адрес> (л.д.45).
К данному заявлению прилагалось нотариально удостоверенное заявление Пархоменко СП и ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в котором они отказались от получения жилья по линии Министерства обороны РФ, указав, что претензий Министерству обороны РФ не имеют (л.д.33).
Решением ФГКУ «Югрегионжилье» № 174 от 17.11.2014 г. на основании поступившего заявления и в соответствии с п.1 ч.1 ст.56 ЖК РФ, пп.«а» п.10 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, Пархоменко С.П. и ФИО3 были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи Пархоменко С.А. (л.д.36).
Решением ФГКУ «Югрегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ ефрейтору Пархоменко С.А. была предоставлена субсидия для приобретения жилого помещения в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Пархоменко СА и Пархоменко СП предоставили в ФГКУ «Югрегионжилье» удостоверенное нотариусом обязательство в 4-х месячный срок после получения Пархоменко С.А. денежной субсидии освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.5).
Согласно представленному в материалы дела платежному поручению №, денежные средства в размере <данные изъяты> руб. были перечислены Пархоменко С.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Использование указанных денежных средств Пархоменко С.А. для приобретения жилого помещения подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ей принадлежит на праве собственности квартира по адресу: <адрес> (л.д.98).
ДД.ММ.ГГГГ истец Пархоменко С.П. обратился в Администрацию Мясниковского районного суда Ростовской области с заявлением, в котором просил переоформить договор социального найма, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, на него Пархоменко С.П., в связи с убытием к новому месту жительства ответственного квартиросъемщика Пархоменко С.А. (л.д.95).
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Большесальского сельского поселения Мясниковского района поступило заявление Пархоменко С.А., в котором последняя просила переоформить договор социального найма, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, на ее сына Пархоменко С.П. (л.д.96).
ДД.ММ.ГГГГ между Пархоменко С.П. и Администрацией Большесальского сельского поселения <адрес> был заключен договор № социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (л.д.12-15).
Суд полагает, что данный договор заключен с нарушением действующего законодательства.
Как указано выше, спорная квартира на момент ее предоставления Пархоменко С.А. и заключения договора найма от ДД.ММ.ГГГГ относилась к служебным жилым помещениям. Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Согласно п.1 ч.1, ч.2, ч.3 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст.93 ЖК РФ).
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ст.100 ЖК РФ).
Согласно ст.104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан,… осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения.
Из анализа указанных положений законодательства следует, что в случае обеспечения жилым помещением военнослужащих соответствующие лица и члены их семьи обязаны освободить ранее занимаемое служебное жилое помещение с предоставлением в адрес уполномоченного органа подтверждающих документов. Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти не является самостоятельным, а производно от права на получение жилья самого военнослужащего.
С учетом предоставления военнослужащей Пархоменко С.А. субсидии для приобретения жилого помещения истец Пархоменко С.П. должен был освободить жилое помещение по адресу: <адрес>, однако данную свою обязанность он не выполнил.
Кроме того, Пархоменко С.А. и Пархоменко С.П. в ФГКУ «Югрегионжилье» было предоставлено письменное обязательство, удостоверенное нотариусом, в 4-х месячный срок после получения денежной субсидии освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст.310 ГК РФ).
Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Определением Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. № 453-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод указанным выше пунктом Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом Конституционный Суд РФ указал в своем определении, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п.5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Таким образом, заключение договора социального найма жилого помещения с членом семьи военнослужащего - предыдущего нанимателя указанного жилого помещения, являющегося служебным, незаконно, нарушает вышеприведенные нормы гражданского и жилищного законодательства.
Также, в соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В данном случае решением ФГКУ «Югрегионжилье» № 174 от 17.11.2014 г. на основании поступившего заявления и в соответствии с п.1 ч.1 ст.56 ЖК РФ Пархоменко С.П. снят с учета нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.36).
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п.1 ст.451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В данном случае при заключении договора социального найма жилого помещения истцом Пархоменко С.П. были скрыты от наймодателя существенные для последнего обстоятельства, а именно что предыдущий наниматель Пархоменко С.А., занимавшая данное жилое помещение не по договору социального найма, а по договору найма служебного помещения, получила жилищную субсидию, при этом Пархоменко С.А. и Пархоменко С.П. предоставили в ФГКУ «Югрегионжилье» письменное обязательство освободить спорное жилое помещение в течение 4-х месяцев после перечисления денежных средств (до 15.04.2015 г.). Договор социального найма был заключен с Пархоменко С.П., в связи с отсутствием у Администрации Большесальского сельского поселения, вышеуказанных сведений, исключающих возможность заключения соответствующего договора, поэтому требования встречного иска о расторжении договора № <данные изъяты> г. являются законными и подлежат удовлетворению.
Уточненные исковые требований Пархоменко С.П. о признании незаконным решения об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, вынесенного Администрацией Большесальского сельского поселения (письмо от 20.07.2015 г. № 02-57/237 - л.д.104), признании за ним права собственности на жилое помещение (квартиру) по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, суд оставляет без удовлетворения.
Согласно ст.2 Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Суд признал обоснованными требования Администрации Большесальского сельского поселения о наличии оснований для расторжения договора социального найма жилого помещения, незаконности его заключения, в связи с сокрытием Пархоменко С.П. значимой информации, поэтому требования истца суд считает незаконными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Пархоменко СП к Администрации Большесальского сельского поселения <адрес> и Пархоменко СА о признании незаконным решения об отказе в заключении договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, отказать полностью.
Встречный иск Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области к Пархоменко СП удовлетворить.
Расторгнуть договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией Большесальского сельского поселения Мясниковского района и Пархоменко СП.
Взыскать с Пархоменко С.П. в бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2016 года.
Судья Даглдян М.Г.