Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2016 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего: Карповой О.Н.,
при секретаре Ямасиповой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионовой Л. С. к МУП «Коммунальные сети ЗГО» о возложении обязанности произвести перерасчет, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Ларионова Л.С. обратилась в суд с иском, действуя в интересах собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, к МУП «Коммунальные сети ЗГО», в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление по дому за 2014 года, исключив сумму корректировки платы в размере 178049 рублей 95 копеек, исчисленной на основании общедомового прибора учета тепловой энергии.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что в 2013 г. силами управляющей компании ООО «КГХ», под управлением которой находился дом до 01.11.2015 г., в доме был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, поступающей на нужды отопления. После установки общедомового прибора учета тепловой энергии и по настоящее время начисление платы за теплоснабжение в доме производилось по нормативу. В декабре 2015 г. в квитанциях за теплоснабжение собственники помещений дома в строке перерасчет увидели, что произведено доначисление платы за тепловую энергию, которая составила на дом 178049,95 руб. Ответчик является исполнителем коммунальных услуг по начислению платы за теплоснабжение как ресурсоснабжающая организация, она же является получателем денежных средств за теплоснабжение. В силу действующего законодательства в обязанности ресурсоснабжающей организации входит расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, а также 1 раз в год корректировка размера платы за предоставленную коммунальную услугу исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме. Кроме того, исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета. Эту обязанность ответчик не исполнял, управляющая организация по собственной инициативе снимала показания ОДПУ тепла, и по просьбе потребителей тепла многоквартирного дома имеющиеся показания с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. были предоставлены ответчику. На неоднократные обращения ответчик дает неполную и противоречивую информацию о дате установки и введения в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, порядке произведенного перерасчета.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно в обоснование заявленных требований сослалась на то, что показания ОДПУ нельзя учитывать при перерасчете платы за отопление, поскольку о его установке жители дома не были оповещены. На основании ст.48 Закона РФ «Об энергосбережении» не имелось оснований для установки ОДПУ, поскольку не проводилось обследование дома на предмет наличия технической возможности установки прибора, дом нуждается в капитальном ремонте. Управляющая компания ООО «КГХ» не является легитимной управляющей компанией, поскольку собственники помещений дома ее не избирали, следовательно она не имела права снимать показания прибора учета и заключать договор на теплоснабжение с ответчиком. Тепловой режим теплоносителя, поставляемого в дом, не соответствовал нормативу. Сведения о начисленной собственникам помещений дома платы за отопление за 2014 год, положенные в основу перерасчета, недостоверные.
Представитель ответчика МУП «Коммунальные сети ЗГО» Рунихина И.В., действующая на основании доверенности от 08.02.2016 (т.1, л.д.212), с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1, л.д.243-247), полагает, что перерасчет произведен верно, в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора ООО «ЖЭК № 3», ООО «КГХ», действующая на основании доверенностей (т.1, л.д.120,128), в разрешении спора полагалась на усмотрение суда.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требований Ларионовой Л.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, истец на основании решения собственников помещений от 20.10.2015 (т.1, л.д.8-10) избрана председателем совета многоквартирного дома <адрес>, в силу подпункта 5 пункта 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также выданных доверенностей (т.1 л.д.26-91,107 ), наделена полномочиями выступать в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.
МУП «Коммунальные сети ЗГО» с 01.01.2011г. является поставщиком услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего в многоквартирных домах ЗГО в соответствии с постановлением Главы Златоустовского городского округа № 29.12.2010г. № 457-п.
Постановлениями администрации ЗГО от 20.03.2013г. № 92-П в редакции постановления от 20.12.2013г. № 527-П С 01.01.2014г. МУП «Коммунальные сети ЗГО» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на период до 2025 года.
Многоквартирный дом <адрес> (далее – МКД) с 01.11.2015 года МКД находится в управлении управляющей компании ООО «ЖЭК № 3» (далее – УК) на основании решения собственников помещений от 20.10.2015 и договора управления МКД (т.1, л.д.8-10,11-19).
По состоянию на 01.01.2012 дом находился в управлении управляющей компании ООО «КГХ», заключившей договор № 1-УК от 01.01.2012 с МУП «Коммунальные сети ЗГО» (ресурсоснабжающей организацией, далее - РСО) на поставку теплоэнергии для целей отопления и горячего водоснабжения помещений МКД (т.1, л.д.196-199).
В соответствии с подпунктами «л», «м», «н» пункта 3.1 договора УК обязалась оказывать содействие РСО по сбору сведений о количестве потребителей и других сведений, являющихся основанием для предъявления оплаты, проводить работу с потребителями по установке ОДПУ, обеспечить установку ОДПУ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также во исполнение вышеуказанных договорных обязательств, ООО «КГХ» совместно с ресурсоснабжающей организацией МУП «Коммунальные сети ЗГО» 14.10.2013 года установили и ввели в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в МКД (акт № 70), предварительно обследовав дом на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно акта от 07.10.2013 (т.2, л.д.21), техническая возможность для установки в доме ОДПУ имелась.
С января 2013 года прибор учета УК подключен к системе автоматической ежедневной передачи показаний через систему интернет (распечатка показаний с интернет сайта т.2, л.д.17-18).
В 2014 году собственникам помещений МКД производились начисления за услуги теплоснабжения исходя из нормативов.
В 2015 году по запросу ресурсоснабжающей организации ООО «КГХ» предоставило сведения о помесячных показаниях прибора учета за 2014 год в доме <адрес> (л.д.т.1, л.д.22), на основании которых ответчик произвел перерасчет платы за услуги теплоснабжения, по которому предъявил к дополнительной оплате 137,24 Гкал, что согласно действовавшим в 2014 году тарифам составляет 178049,95 руб.
Суд полагает, что произведенный ответчиком перерасчет является законным и обоснованным.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 29.12.2014 г. № 62/1 на территории Челябинской области при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению до 01.07.2016 г. применяется порядок расчета, который установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (далее - Правила № 307)
Правила № 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан и другое.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения по показаниям таких приборов учета и с учетом установленных нормативов потребления, для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 (формула 7) к настоящим Правилам.
Так, размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
, (7)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1;
Подпунктом 3 пункта 2 предусмотрено, что размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
, (8)
где:
- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Таким образом, для применения формулы №7 необходим показатель среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Из содержания формул следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных)) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета.
В ходе судебного разбирательства судом заслушаны показания допрошенного в качестве свидетеля инженера МУП «Коммунальные сети ЗГО» ФИО1, который производил расчеты (т.2, л.д. 23об.-25), проверен представленный ответчиком перерасчет платы за отопление.
Расчет является арифметически правильным, произведен на основании установленной нормативными актами формулы.
В основу расчета ответчиком правильно положены показания ОДПУ за 2014 года. Оснований сомневаться в их достоверности не имеется с учетом передачи их в автоматическом режиме с использованием сети Интернет.
В расчете учитывалось количество потребленной тепловой энергии, использованной исключительно на отопление. Энергия, использованная на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, была исключена из расчетных величин.
Сумма перерасчета была распределена между собственниками помещений дома строго пропорционально площади, принадлежащих им помещений (т.1, л.д.228-230).
При перерасчете использовались данные о произведенных собственникам помещений дома начислениях платы за отопление по нормативам, предоставленные МУП «РКБ» (т.1, л.д.249).
Данные начисления производились в соответствии с действующими в 2014 году нормативами потребления и тарифами, которые отражены в расчете.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
На основании п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ, в редакции, действовавшей до 31 октября 2010 года, предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01 ноября 2010 года в связи с изменениями, внесенными в ст. 157 ЖК РФ Федеральным законом № 237 от 27 июля 2010 г., полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы Единому тарифному органу субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главы ЗГО от 23 декабря 2004 года N 236-п (в редакции постановления № 212-п от 01.06.2011 (т.1, л.д.250), утверждены предельные нормативы расхода тепла для населения на отопление при оплате в отопительный период 0,0338 Гкал/кв.м с января по апрель, и 0,1117 Гкал/кв.м в апреле и сентябре.
23 мая 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствие с п. 1 "б" Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Единый тарифный орган Челябинской области в пределах своих полномочий постановлением от 14 сентября 2012 года N 30/77 принял решение о применении на территории Челябинской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавший по состоянию на 30 июня 2012 года.
Таким нормативом на территории Златоустовского городского округа являлись нормативы, установленные Постановлением Главы ЗГО от 23 декабря 2004 года N 236-п (в редакции постановления № 212-п от 01.06.2011).
С июля 2013 года постановлением КГ ЕТО Челябинской области № 21/87 от 28.06.2013 (т.2, л.д.6) для населения Златоустовского городского округа установлен льготный тариф в размере 1274,66 руб., который применялся в первом полугодии 2014 года.
С 01.07.2014 года постановлением КГ ЕТО Челябинской области № 27/5 от 27.06.2014 (т.2, л.д.8) установлен тариф 1333,29 руб., который применялся до декабря 2014 года включительно.
Применяемые для начисления платы за отопление нормативы и тарифы указаны в квитанциях на теплоснабжение по квартирам № № и № №, имеющиеся в материалах дела (т.1 л.д.185-192, 231-242).
Доводы истца о том, что показания ОДПУ нельзя учитывать при перерасчете платы за отопление, так как о его установке жители дома не были оповещены, суд полагает необоснованными, поскольку из представленных в материалы дела квитанций усматривается, что собственникам помещений дома выставлялись на оплату счета за установку такого прибора, следовательно они не могли не знать о данном обстоятельстве.
Доводы истца о том, что на основании ст.48 Закона РФ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не имелось оснований для установки ОДПУ, поскольку не проводилось обследование дома на предмет наличия технической возможности установки прибора, дом нуждается в капитальном ремонте, суд также считает необоснованными.
Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, обследование дома на предмет наличия технической возможности установки прибора проводилось, о чем 07.10.2013 составлен соответствующий акт.
Доказательств в подтверждение доводов о нуждаемости дома в капитальном ремонте по состоянию на 2014 год истцом, другими лицами, участвующими в деле, суду не предоставлено.
Доводы истца о том, что тепловой режим теплоносителя в 2014 году, поставляемого в дом, не соответствовал нормативу, также надлежащими доказательствами не подтверждены.
Истец, сравнивая температуру теплоносителя, указанную в показаниях прибора учета тепловой энергии с показателями, указанными в приложении № 3 договоре № 1-УК от 01.01.2012 (т.1, л.д.201), не учитывает, что температурный график в договоре указан для теплоносителя при выходе из котельной (сетевой воды), а не на входе в дом, как указано в показаниях прибора учета.
Кроме того, в расчете используются показатели, определяемые как разница показаний ОДПУ о температуре воды, входящей в дом, и выходящей из дома. Доказательств недостоверности этих показаний истец суду не представил.
Доводы истца о том, что управляющая компания ООО «КГХ» не являлась легитимной управляющей компанией, поскольку собственники помещений дома ее не избирали, она не имела права снимать показания прибора учета и заключать договор на теплоснабжение с ответчиком суд не может принять во внимание и положить в основу решения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается участниками процесса, ежедневная фиксация показаний прибора учета осуществлялась в 2014 году автоматическом режиме с передачей показаний в единую программу посредством сети Интернет, следовательно оснований сомневаться в достоверности данных показаний, ссылаясь на нелигитимность управляющей компании, не имеется.
Кроме того, все участники процесса в ходе судебного разбирательства не отрицали, что ООО «КГХ» на момент заключения договора теплоснабжения фактически являлась управляющей компанией дома, поскольку победила в открытом конкурсе по выбору управляющей компании для домов, чьи собственники не приняли решение о способе управления домом, что соответствует положениям пункта 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Именно данная управляющая компания заключила с ответчиком договор на теплоснабжение МКД, в котором проживает истец, устанавливала прибор учета тепловой энергии в 2013 году.
Представителем ООО «КГХ» представлена суду копия протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме <адрес> от 23.08.2012 в форме заочного голосования (т.1, л.д.209), из которого следует, что с 01.09.2012 года собственники помещений приняли решение о непосредственном управлении домом; поручении ООО «КГХ» разработать проектную документацию по установке ОДПУ; заключить с ООО «КГХ» договор об оказании услуг по содержанию общего имущества дома.
Истец, представитель ответчика отрицают факт принятия такого решения.
Подлинный протокол и листы заочного голосования ООО «КГХ» по запросу суда не представлены.
В судебном заседании представитель ООО «КГХ» пояснила, что подлинные листы голосования у них не сохранились, протокол имеется, но суду он не предоставлен.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копия протокола не является надлежащим доказательством по делу.
Следовательно из представленных суду допустимых доказательств следует, что ООО «КГХ» являлась управляющей компанией МКД до октября 2015 года, до переизбрания другой управляющей компании ООО «ЖЭК № 3» и имела полномочия устанавливать и обслуживать ОБПУ.
В том случае, если собственники помещений МКД принимали заочное от 23.08.2012 о непосредственном управлении домом с 01.09.2012 года, поручении ООО «КГХ» разработать проектную документацию по установке ОДПУ, заключить с ООО «КГХ» договор об оказании услуг по содержанию общего имущества дома принимали, то ООО «КГХ» также являлась полномочным органом по установке и обслуживанию ОДПУ.
Доводы истца о том, что сведения о начисленной собственникам помещений дома платы за отопление за 2014 год, положенные в основу перерасчета, недостоверные, поскольку согласно квитанций по квартире № (т.1, л.д.231-242) за отопление в 2014 году фактически начислено на 118 рублей больше, чем это указано в сведениях МУП «РКБ» (т.1, л.д.228), представленных ответчику для целей перерасчета, также являются необоснованными.
Как следует из квитанций на теплоснабжение за январь-декабрь 2014 года по квартире № в доме 13 по пр.30-летия Победы, общая сумма начислений за отопление и горячее водоснабжение составила 18046,79 руб. Такая же сумма начислений указана в сведениях МУП «РКБ». Расчеты истца являются ошибочными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Ларионовой Л. С. к МУП «Коммунальные сети ЗГО» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление по дому <адрес> за 2014 года, исключив сумму корректировки платы в размере 178049 рублей 95 копеек, исчисленной на основании общедомового прибора учета тепловой энергии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий О.Н. Карпова
Решение в законную силу не вступило.