Решение по делу № 2-99/2016 от 01.03.2016

Дело № 2-99/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Лунино Пензенской области                                21 марта 2016 года

    Лунинский районный суд Пензенской области в составе:

    председательствующего судьи Рыбакова А.В.,

    При секретаре ФИО3,

    с участием прокурора <адрес> ФИО4,

    начальника отдела образования <адрес> ФИО6,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ р.<адрес> о понуждении оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: р.<адрес>, устройством молниезащиты, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере пожарной безопасности характеристики (уклон, ширина и высота проступи) эвакуационной лестницы со второго этажа (второй эвакуационный выход из актового зала), произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения здания школы, провести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций сценической коробки.

установил :

Прокурор обратился в суд с иском к МБОУ СОШ р.<адрес> о понуждении оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: р.<адрес>, устройством молниезащиты, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере пожарной безопасности характеристики (уклон, ширина и высота проступи) эвакуационной лестницы со второго этажа (второй эвакуационный выход из актового зала), произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения здания школы, провести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций сценической коробки, указывая на то, что прокуратурой <адрес> в феврале 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений района, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в несоответствии требованиям действующего законодательства в сфере пожарной безопасности устройства молниезащиты, а также эвакуационных путей МОУ СОШ им. ФИО5, что отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

    Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009), согласно п. 4.4.1 которого ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее:

а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1;

б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;

в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;

г) 0,9 м - для всех остальных случаев.

Согласно п. 4.4.2 СП 1.13130.2009, уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Проверкой установлено, что конструктивное исполнение эвакуационной лестницы со второго этажа (второй эвакуационный выход из актового зала) не обеспечивает безопасную эвакуацию людей в случае пожара, т.к. уклон лестницы более 1:1 (фактический уклон лестницы составляет 2:1), высота проступи более 22 см (фактическая высота проступи составляет 30 см), а ширина проступи менее 25 см (фактическая ширина проступи составляет 20 см).

Кроме того, в нарушение п. 5.4.5 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» СП 2.13130.2012, деревянные конструкции чердачного помещения здания школы не обработаны огнезащитным составом.

Вопреки требованиям п. 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не проведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций сценической коробки.

      Согласно    Устава МБОУ СОШ им. ФИО5 р.<адрес>, учредителем данного муниципального учреждения является отдел образования администрации <адрес>, финансирование МБОУ СОШ им. ФИО5 р.<адрес> осуществляется за счет средств отдела образования и местного бюджета.

      Отсутствие устройства молниезащиты образовательного учреждения, несоответствие противопожарным требованиям эвакуационных путей учреждения, не обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения здания, а также не проведение проверки огнезащитной обработки деревянной конструкции сценической коробки отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая пожарная безопасность.

Осуществление образовательной деятельности при таком положении дел не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства о пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, муниципальных образований.

          В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО4 поддержал исковые требования полностью.

          Начальник отдела образования администрации <адрес> ФИО6 при рассмотрении дела пояснила, что с иском прокурора согласна, но финансоых средств на устранение данных недостатков в бюджете не имеется.

    Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает подлежащим удовлетворению заявление прокурора исходя из следующего.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, ФИО1 приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях.

Статьей 2 ФЗ № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статья 3 Федерального закона гласит, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Согласно статье 37 Федерального закона, руководители организации обязаны, в том числе:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

Из смысла ст. 1 Федерального закона следует, что требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; а, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 ст. 28 этого же закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Во исполнение названного положения, Правительством РФ издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее- Постановление).

Согласно п. 66 Постановления, обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012, перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные организации (п. 1.1.2).

При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждена приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ .

В статье 50 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 этого Закона, предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

Раздел 3 «Эксплуатация устройств молниезащиты» приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ определяет, что задачей эксплуатации устройств молниезащиты объектов является поддержание их в состоянии необходимой исправности и надежности. Для обеспечения постоянной надежности работы устройств молниезащиты ежегодно перед началом грозового сезона производится проверка и осмотр всех устройств молниезащиты.

Действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное оборудование устройствами молниезащиты зданий образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.

При рассмотрении дела в суде установлено, что здание школы не оборудовано устройством молниезащиты, обязательное оснащение которым предусмотрено нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (п. 4.21).

    Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009), согласно п. 4.4.1 которого ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее:

а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1;

б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;

в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;

г) 0,9 м - для всех остальных случаев.

Согласно п. 4.4.2 СП 1.13130.2009, уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Однако, конструктивное исполнение эвакуационной лестницы со второго этажа (второй эвакуационный выход из актового зала) не обеспечивает безопасную эвакуацию людей в случае пожара, т.к. уклон лестницы более 1:1 (фактический уклон лестницы составляет 2:1), высота проступи более 22 см (фактическая высота проступи составляет 30 см), а ширина проступи менее 25 см (фактическая ширина проступи составляет 20 см).

Кроме того, в нарушение п. 5.4.5 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» СП 2.13130.2012, деревянные конструкции чердачного помещения здания школы не обработаны огнезащитным составом.

Вопреки требованиям п. 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не проведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций сценической коробки.

Согласно    Устава МБОУ СОШ им. ФИО5 р.<адрес>, учредителем данного муниципального учреждения является отдел образования администрации <адрес>, финансирование МОУ СОШ им. ФИО5 р.<адрес> осуществляется за счет средств отдела образования и местного бюджета.

Осуществление образовательной деятельности при таком положении дел не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства о пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

    Указанные обстоятельства является основанием для удовлетворения требований прокурора.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени ФИО5 р.<адрес> оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: р.<адрес>, устройством молниезащиты, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере пожарной безопасности характеристики (уклон, ширина и высота проступи) эвакуационной лестницы со второго этажа (второй эвакуационный выход из актового зала), произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения здания школы, провести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций сценической коробки.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его оглашения.

    Судья :

2-99/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Лунинского района Пензенской области
Ответчики
МБОУ СОШ № 1 им.Артамонова Н.С.
Другие
Администрация Лунинского района Пензенской области
Отдел образования администрации Лунинского района
Суд
Лунинский районный суд Пензенской области
Дело на сайте суда
luninsky.pnz.sudrf.ru
01.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2016Передача материалов судье
03.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2016Судебное заседание
21.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее