Дело № 2-3571/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года с. Березовка Пермский край
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с. Березовка) в составе судьи Зориной О.В.,
при секретаре Рязановой Л.Н.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Березовского района Пермского края Морозовой К.И.,
ответчика – главы крестьянского (фермерского) хозяйства - Чащухина К.Н.,
представителя третьего лица – ОНД по Березовскому району 13-ОНД – Минина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к крестьянскому (фермерскому) хозяйству в лице главы Чащухина Константина Николаевича о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства, законодательства об охране атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района обратился в суд с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству в лице главы Чащухина Константина Николаевича о возложении обязанности: 1) устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории пилорамы, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить очистку объекта от горючих отходов (горючего мусора, горбыля, опила), предусмотреть на территории объекта деревообработки противопожарные расстояния до лесных насаждений, произвести устройство минерализованной полосы, очистить территорию от объекта для переработки древесины до лесных насаждений от мусора и других горючих материалов, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 2) устранить нарушения требований экологического законодательства, а именно: обеспечить хранение отходов, образовавшихся в результате переработки древесины, на твердом водонепроницаемом покрытии с защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 3) устранить нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно: разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в срок до 30.04.2019, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении имеющихся источников загрязнения атмосферного воздуха в срок до 01.06.2019.
В обоснование исковых требований указано о том, что прокуратурой Березовского района совместно с ОНПР по Березовскому району, Асовским участковым лесничеством ГКУ «Кишертское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения главой КФХ Чащухиным К.Н. требований экологического и природоохранного законодательства, а также законодательства о пожарной безопасности, повторно прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр объекта малого лесопильного комплекса с целью проверки информации об устранении выявленных ранее нарушений. По результатам проверочных мероприятий в деятельности КФХ, главой которого является Чащухин К.Н., выявлены нарушения данного законодательства. Основным видом деятельности КФХ, возглавляемого Чащухиным К.Н., является выращивание зерновых культур, дополнительным видом деятельности – выращивание пшеницы. Проверкой установлено, что Чащухиным К.Н. в целях деятельности КФХ используется здание пилорамы по адресу: <адрес>, где производятся распиловка и строгание древесины, а также другие здания и помещения, расположенные на данной территории. На момент проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не обеспечена очистка объекта от горючих отходов (на территории объекта расположен горючий мусор, горбыль, опил) – нарушены нормы п.77 ППР, на территории объекта деревообработки не предусмотрены противопожарные расстояния до лесных насаждений, отсутствует минерализованная полоса – нарушен п. 72(3) ППР, в нарушение пп. «в» п.72 ППР территория от объекта для переработки древесины до лесных насаждений не очищена от мусора и других горючих материалов. Кроме того, проверкой выявлены нарушения требований экологического законодательства, которые выражены в следующем. На территории, занимаемой Чащухиным К.Н. и используемой им в деятельности возглавляемого КФХ, отходы, образовавшиеся от переработки древесины, хранятся на почве без искусственного твердого водонепроницаемого покрытия, под открытым небом, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. Также по результатам проверки установлено, что в ходе обработки древесины образуются отходы горбыля и опила, при этом горбыль сжигается в специальной печи, установленной у здания зерносушилки, расположенной на территории, используемой Чащухиным К.Н. в целях деятельности, возглавляемого им КФХ. В нарушение норм законодательства, глава КФХ Чащухин К.Н. осуществляет сжигание горбыля без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не провел, эксплуатацию печей осуществляет без установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Указанные нарушения выявлялись и ранее в деятельности КФХ, так, по результатам проверки, проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОНПР по Березовскому муниципальному району и ОП №2 (дислокация с.Березовка) МО МВД России «Кунгурский», главе КФХ внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако каких-либо мер к их устранению Чащухиным К.Н. не принято, более того, в информации, представленной ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Березовского района, указано о том, что деятельность по распиловке древесины не осуществляется. Выявленные в ходе настоящей проверки нарушения, свидетельствуют об обратном. Таким образом, главой КФХ Чащухиным К.Н. допускаются грубые неоднократные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства, законодательства об охране атмосферного воздуха. Несоблюдение законодательства создает угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции РФ.
Помощник прокурора Березовского района Пермского края - Морозова К.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала; доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Ответчик Чащухин К.Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем представил заявление, в котором указал о том, что последствия признания иска и содержания ст.ст. 39, 173, 198, 220 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Дополнительно пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности на территории пилорамы устранены: территория очищена, противопожарные расстояния до лесных насаждений соблюдаются. Хранение отходов, образовавшихся в результате переработки древесины, на твердом водонепроницаемом покрытии с защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, будет обеспечено в ближайшее время.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 34,37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 указанного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по осуществлению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Таким образом, предписания должностных лиц пожарной охраны подлежат выполнению руководителями организаций.
В силу ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Пунктом 77 Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее – Правила ПР) руководитель организации (иное уполномоченное должностное лицо) обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В подпункте «в» п.72 Правил ПР предусмотрено, что при размещении в лесничествах (лесопарках) объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение, заготовление живицы и др.) руководитель организации обязан: содержать территории противопожарных расстояний от объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов до лесных насаждений очищенными от мусора и других горючих материалов.
В силу п. 72(3) Правил ПР в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, неположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пп. 1,2,4 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, заболачивания, подтопления и иное, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст.51 данного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст.11 ФЗ от 24.06.1998 года № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. № 445, опилки и стружка натуральной чистой древесины, обрезь натуральной чистой древесины, относятся к производственным отходам деревообработки.
Согласно ч.1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.9, ст.42, ст.58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.3 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» источник выброса – сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
Согласно п.1 ст.14 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Из п.1 ст.25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии с п.1 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.
В соответствии с п.3 ст.12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно ч.1 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Частью 4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска, соответственно требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацам второму и третьему подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается физическими лицами в размере 300 рублей, организациями в размере 6 000 рублей.
Поскольку при обращении в суд с настоящим иском прокурор от уплаты государственной пошлины был освобожден ( пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ), решение принято в пользу истца, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в доход муниципального образования «Березовский муниципальный район».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Берёзовского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к крестьянскому (фермерскому) хозяйству (<данные изъяты>) в лице главы Чащухина Константина Николаевича об устранении нарушений требований пожарной безопасности, требований экологического законодательства, требований законодательства об охране атмосферного воздуха удовлетворить.
Возложить на крестьянское (фермерское) хозяйство (<данные изъяты>) в лице главы Чащухина Константина Николаевича обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории пилорамы, расположенной по адресу: <адрес>, а именно обеспечить очистку объекта от горючих отходов (горючего мусора, горбыля, опила), предусмотреть на территории объекта деревообработки противопожарные расстояния до лесных насаждений, произвести устройство минерализированной полосы, очистить территорию от мусора и других горючих материалов в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на крестьянское (фермерское) хозяйство (<данные изъяты>) в лице главы Чащухина Константина Николаевича обязанность устранить нарушения требований экологического законодательства, а именно обеспечить хранение отходов, образовавшихся в результате переработки древесины, на твердом водонепроницаемом покрытии с защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на крестьянское (фермерское) хозяйство (<данные изъяты>) в лице главы Чащухина Константина Николаевича обязанность устранить нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в срок до 30.04.2019, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении имеющихся источников загрязнения атмосферного воздуха в срок до 01.06.2019.
Взыскать с крестьянского (фермерского) хозяйства (<данные изъяты>) в лице главы Чащухина Константина Николаевича государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход муниципального образования «Березовский муниципальный район».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с. Березовка) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) О.В. Зорина
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2018.
Подлинное решение подшито в материалах гражданского дела №2-3571/2018, дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края (ПСП в с. Берёзовка).