Дело № 2-в23/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Воробьевка 14 марта 2019 года
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего Свиностригина В.А.,
при секретаре Бедченко И.Н.,
с участием помощника прокурора Воробьевского района Азарова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Воробьевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Солонецкая средняя общеобразовательная школа» и администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Воробьевского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Солонецкая средняя общеобразовательная школа» и администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района на основании решения о проведении проверки №, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ прокурором района во исполнение ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 21 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка реального устранения нарушений законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов в МКОУ «Солонецкая СОШ» по ранее внесенному представлению, в результате чего выявлено следующее.
В соответствии ч. 1 ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, помимо прочего, на принципах признания приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, прав и свобод личности, свободного развития личности, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых, мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации и др.
Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной инфраструктур.
В соответствии с пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 года №1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в том числе наличие при входе в объект образования вывески с названием: организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В рамках проверки установлено, что в БУЗ ВО «<данные изъяты>» на учете состоят 46 лиц с отклонениями по зрению, имеющих инвалидность, из них 6 несовершеннолетних.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований в здании МКОУ «Солонецкая СОШ» до настоящего момента не оборудованы вывески с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки, объяснением директора школы и иными материалами, приложенными к настоящему исковому заявлению.
Кроме того, ранее в результате проведенной проверки прокуратурой района указанные нарушения выявлялись, в связи с чем, директору МКОУ «Солонецкая COШ» внесено представление, однако мер к устранению нарушений администрация школы не предприняла.
Допущенное нарушение законодательства влечёт за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляет права детей и их родителей, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонения по зрению. Препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу МКОУ «Солонецкая COШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Ввиду того, что нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит суд:
1. Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солонецкая COШ» в срок до 01.09.2019 оборудовать здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
2. В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Солонецкая COШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры Воробьевского района помощник прокурора Азаров Д.Н. заявленные требования поддержал, просит иск удовлетворить.
Представители ответчиков МКОУ «Солонецкая СОШ» и администрации Воробьевского муниципального района в судебное заседание не явились, в заявлениях ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражений не имеют. Администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области в связи с высокой дотационностью районного бюджета просит установить срок исполнения обязательства до 31.12.2019 года.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков.
Суд принимает признание иска ответчиками, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Выслушав помощника прокурора Воробьевского района Азарова Д.Н., исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом представлены суду следующие доказательства: решение о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), справка о проведенной проверке исполнения требований законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов от 31.01.2019 г. (л.д.7), копия Устава МКОУ «Солонецкая СОШ» (л.д.8-9), копия представления прокурора об устранении нарушений законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов (л.д.10-12), копия ответа на представление прокурора (л.д.13), копия приказа № ЛС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), справка о проведенной проверке исполнения требований законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов от 03.12.2018 г.(л.д.15).
В соответствии ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, помимо прочего, на принципах признания приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, прав и свобод личности, свободного развития личности, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом, гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего, образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых, мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации и др.
Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной инфраструктур.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 года №1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными, и иными нормативными правовыми актами в том числе наличие при входе в объект образования вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайляи на контрастном фоне.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что в нарушение указанных требований в здании MKOУ «Солонецкая СОШ» не оборудованы вывески с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Допущенное нарушение законодательства влечёт за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляет права детей и их родителей, являющихся инвалидами,а также имеющих отклонения по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики всфере образования, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Кроме того признание иска ответчиками, принятое судом, является самостоятельным основанием в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солонецкая COШ» в срок до 01.09.2019 года оборудовать здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Солонецкая COШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Свиностригин В.А.