Дело № 2а-121/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красноусольский 15 января 2018 года
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Камалова Р.Р. с участием административного истца Салихова А.Р., при секретаре Аминовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Салихова А.Р. к межведомственной комиссии муниципального района Гафурийский район, администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Салихов А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к межведомственной комиссии муниципального района <адрес>, администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Заявленные требования Салихов мотивирует тем, что истец является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>. Салихов обратился в администрацию района по причине ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего с снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований было подано заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания. К заявлению были приложены все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято решение о пригодности указанного жилого дома к проживанию. Между тем административным ответчиком не принято во внимание техническое заключение ООО «<данные изъяты>», согласно которому жилое помещение является аварийным. В акте обследования приведены только общие характеристики, взятые из документов.
Административный истец Салихов А.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представители административных ответчиков межведомственной комиссии муниципального района <адрес>, администрации МР <адрес> РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от ДД.ММ.ГГГГ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании п. 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункта 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
При этом, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с п. п. 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Пункт 46 Положения предусматривает право межведомственной комиссии принимать решение о назначении и проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из материалов дела следует, что Салихов А.Р. обратился в администрацию МР <адрес> с заявлением о проведении осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
К заявлению в администрацию МР <адрес> Салихов приложил техническое заключение, составленное ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому заключению, составленному ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая имеющиеся дефекты и повреждения в фундаменте, стенах, перекрытиях, полах, крыше техническое состояние классифицируется как аварийное, физический износ составляет около 80%. Аварийное состояние строительных конструкций обследуемого здания может привести к их обрушению, имеется опасность для жизни и здоровья людей.
Постановлением администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, находящегося по адресу: <адрес>, и его пригодности для проживания.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося по адресу: <адрес>, техническое состояние конструкций здания находится в исправном состоянии.
В акте имеется ссылка комиссии о том, что в представленном техническом заключении ООО «<данные изъяты>» не приложено в требуемом объеме визуальное и инструментальное обследование строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и Ведомственных строительных норм ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».
Вместе с тем, как следует из акта, межведомственной комиссии не привлечены к работе комиссии квалифицированные эксперты проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса, не истребовано заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, председатель межведомственной комиссии – архитектор с заключением не был согласен, о чем в акте имеется соответствующая отметка.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению в части признания заключения межведомственной комиссии незаконным.
Вместе с тем суд не находит основания для удовлетворения административных исковых требования в части возложения на ответчика обязанности признать жилое помещение непригодным для проживания, так как определение пригодности жилого помещения для проживания входит в полномочия органа местного самоуправления.
Кроме того, Салиховым заявлено требование о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей, транспортных расходов в размере 560 рублей и расходов по проведению технического обследования жилого дома в размере 11000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд; расходы на производство осмотра на месте и другие признанные судом необходимыми расходы.
Положениями ст. 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
Суд находит подлежащими удовлетворению требования о взыскании расходов по оплате госпошлины и расходов по проведению технического осмотра жилого дома в размере 11000 рублей, поскольку они обоснованны и подтверждаются материалами дела.
Вместе с тем суд не находит оснований для взыскания транспортных расходов в размере 560 рублей, поскольку истцом не подтверждена их необходимость, а также не представлены подтверждающие документы о понесенных расходах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Салихова А.Р. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, обязать устранить допущенные нарушения.
Взыскать с администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в пользу Салихова А.Р. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и издержки, связанные с рассмотрением административного дела, в размере 11000 рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.Р. Камалов