РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2018 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края РФ в составе председательствующего судьи Морозовой Л.М.
При секретаре Скрыльниковой А.Н.
С участием представителя истца Сушкевич Н.П., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-208/2018 по иску Мельникова Е.В. к администрации Саянского района Красноярского края об установлении факта отсутствия намеренного ухудшения жилищных условий, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
УСТАНОВИЛ:
Мельникова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Саянского района Красноярского края об установлении факта отсутствия намеренного ухудшения жилищных условий, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, требования иска мотивированы тем, что она, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, как вдова участника Великой Отечественной войны. Решением администрации Саянского района ей было отказано в принятии мер по обеспечению жильем, в связи с отсутствием права на получение такой меры как обеспеченной жилой площадью и имевшей в собственности другое жилое помещение. Считает отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны, незаконным, так как ею не допущено намеренного ухудшения жилищных условий. просит установить факт отсутствия намеренного ухудшения жилищных условий в связи с переездом в 2010 году из квартиры по адресу: <адрес> в квартиру по адресу : <адрес>, установление данного факта необходимо для принятия Мельниковой Е.В. на учет нуждающихся в жилье как вдовы участника Великой Отечественной войны.
Просит установить факт отсутствия намеренных действий Мельниковой Е.В. по ухудшению своих жилищных условий, возложить на администрацию Санского района обязанность принять ее на учет как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в жилом помещении, взыскать с администрации Саянского района судебные расходы в сумме 40 000 рублей, потраченные на услуги представителя.
В судебном заседании представитель Мельниковой Е.В. – Сушкевич Н.П., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснив, что ее мать Мельникова Е.В. действительно в настоящее время проживает по адресу <адрес>, как вдова участника ВОВ имеет право на улучшение жилищных условий, желает проживать одна, в собственном жилом помещении. <адрес> в 2018 году отказано в постановке на учет в связи с тем, что Мельникова Е.В. имела в собственности в 2017 году жилой дом по адресу <адрес>, однако ее мать –заявитель Мельникова Е.В. в этом доме фактически не проживала, дом оформлен на ее имя по документам, вырученные денежные средства от продажи дома находятся у матери. Дом в <адрес> неблагоустроенный, проживание в нем невозможно. Поддержала заявленные требования, считает решение администрации района об отказе в признании Мельниковой Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ВОВ, неправомерным, факта намеренного ухудшения жилищных условий, на которые ссылается ответчик, Мельниковой Е.В. не допущено. Просит установить факт отсутствия намеренных действий Мельниковой Е.В. по ухудшению своих жилищных условий, возложить на администрацию Санского района обязанность принять ее на учет как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в жилом помещении, взыскать с администрации Саянского района судебные расходы в сумме 40 000 рублей, подтвержденные документально, понесенные при оказании юридических услуг.
Ответчик – администрация Санского района направила отзыв, в котором просит отказать в заявленных требованиях, по тем основаниям, что жилищные условия Мельниковой Е.В., с последнего рассмотрения заявления на настоящее время не изменились, обеспеченность жилой площадью выше установленной нормы, кроме того, в 2017 году Мельникова Е.В. имела в собственности иное жилое помещение площадью 52,80 кв.метра в <адрес>, в связи с чем на основании ст. 53 Жилищного Кодекса РФ просят в заявленных требованиях отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо - Министерство социальной политики Красноярского края направило отзыв, в котором полагают заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по тем основаниям, что с момента совершения Мельниковой Е.В. действий по намеренному ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилье прошло более пяти лет, в связи с чем установление данного факта для постановки на учет нуждающихся в жилье в настоящее время не имеет никакого правового значения. В настоящее время Мельникова Е.В. проживает в квартире общей площадью 73,1 кв.м, что значительно превышает учетную норму, установленную в Саянском районе Красноярского края. Мельникова Е.В. является членом семьи собственника жилого помещения, без ограничения пользуется квартирой и несет бремя ее содержания, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более установленной учетной нормы, и, соответственно, не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», указанные выше положения статьи 15 распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г.
На основании ст.23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1).
Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу ст. ст.1, 4 Закона Красноярского края от 10.02.2010 г. «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и членов их семей реализуются путем предоставления ветерану, членам его семьи жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Пунктом 6 ст.1 указанного Закона предусмотрено, что действие закона распространяется на членов семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Статьей 7 названного Закона регламентирован порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, предусматривающий издание министерством приказа, по итогам рассмотрения созданной им комиссией заявления и документов.
В ст. 51 ЖК РФ содержится перечень оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе членов семьи собственника жилого помещения, и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Красноярского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" от 23.05.2006 года N 18-4751, правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категориям граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено:
Мельникова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны М.П.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Закона «О ветеранах». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> в квартире общей площадью 106,7 кв.м, принадлежащей на праве собственности дочери Б.В.П. составом семьи включая истицу три человека. Обеспеченность общей площадью на одного человека составляла 35,56 кв.м, что превышало учетную норму 15 кв. м, установленную решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Мельникова Е.В. снялась с регистрационного учета и переехала в квартиру общей площадью 73,1 кв.м по адресу : <адрес>, принадлежащую на праве собственности зятю С.П.Д.
В августе 2012 года Мельникова Е.В. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении её единовременной денежной выплаты (далее - ЕДВ) на приобретение жилого помещения. На основании протокола заседания комиссии Министерства социальной политики по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов от ДД.ММ.ГГГГ Мельниковой Е.В. было отказано в предоставлении ЕДВ на приобретение жилья в связи с тем, что смена места жительства расценена как действие с намеренным приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не согласившись с решением министерства Мельникова Е.В. обратилась в суд с заявлением о предоставлении ЕДВ на приобретение жилого помещения.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, был установлен факт намеренного ухудшения Мельниковой Е.В. жилищных условий с целью состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, в иске её было отказано.
В силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Таким образом, установленные решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства обязательны для суда, рассматривающего настоящее дело, они вновь не доказываются и оспариванию ответчиком не подлежат, а требования истца об установлении факта отсутствия намеренного ухудшения жилищных условий в связи с переездом в 2010 году из квартиры по адресу: <адрес> в квартиру по адресу: <адрес> по сути сводятся к несогласию с решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, прошедшим проверку апелляционной инстанцией и вступившим в законную силу.
Поскольку факт намеренного ухудшения жилищных условий Мельниковой Е.В. в 2010 году установлен вступившим в законную силу решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанные обстоятельства не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, в котором принимают участие те же лица.
С момента совершения Мельниковой Е.В. действий по намеренному ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилье прошло более пяти лет, в связи с чем установление данного факта для постановки на учет нуждающихся в жилье в настоящее время не имеет правового значения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Мельникова Е.В. вновь обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана ВОВ. Из ответа главы района Д.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ №-а следует, что в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении отказано, так как обеспеченность Мельниковой Е.В. в квартире по <адрес> жилой площадью 73 кв.метра выше установленной нормы, кроме того, в 2017 году Мельникова Е.В. имела в собственности иное жилое помещение площадью 52,80 кв.метра <адрес>.
Судом установлено, что истица Мельникова Е.В. с 2010 года по настоящее время проживает одной семьей со своей дочерью С.Н.П. и зятем С.П.Д. Эти обстоятельства подтверждаются справкой Агинского сельсовета, объяснениями представителя истца.
На основании частей 1-2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно п.п. «а» п.11 и п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется. С учётом положения п.1 ст. 31 ЖК РФ отсутствие ведении общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в спорное жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Мельникова Е.В. проживает в квартире по адресу: с Агинское, <адрес> общей площадью 73,1 кв.м., зарегистрированной на имя зятя С.П.Д.
Право собственности в силу приобретательной давности С.П.Д. на данную квартиру установлено решением Саянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Из решения суда следует, что данная квартира была предоставлена С.П.Д. в 1992 году МПМК-33 с членами семьи: женой С.Н.П. (дочь Мельниковой Е.В.) и детьми С.С.П. и С.Д.П.
В силу статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Мельникова Е.В. проживает в квартире, являющейся совместной собственностью супругов С.П.Д. и С.Н.П. (зять и дочь истицы) в качестве члена семьи, собственники не ограничивают её в пользовании квартирой. Наравне с нанимателем жилого помещения она несет бремя её содержания, о чем свидетельствуют протоколы назначения субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и газоснабжение, извлеченные из электронной базы данных ведомственной информационной системы, созданной министерством в целях персонифицированного учета отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных информационных системах <адрес>».
Мельникова Е.В. проживает в квартире общей площадью 73,1 кв.м, где на каждого члена семьи приходится более 24 кв. метров, что значительно превышает учетную норму, установленную решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ для постановки на жилищный учет (15 кв. метров).
Мельникова Е.В. является членом семьи собственника жилого помещения, без ограничения пользуется квартирой и несет бремя ее содержания, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более установленной учетной нормы, и, соответственно, не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, судом достоверно установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мельникова Е.В. имела на праве собственности жилое помещение - жилое здание площадью 52,80 по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ -001/2018-1052995, объяснениями сторон, данными в судебном заседании. Указанный жилой дом согласно объяснениям представителя истца, был продан Мельниковой Е.В. по договору купли-продажи, что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий заявителем.
При таких обстоятельствах суд не усматривает законных оснований к обязанию ответчика – администрации Саянского района поставить Мельникову Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем суд полагает требование не подлежащим удовлетворению.
По правилу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку в иске отказано суд не усматривает оснований к взысканию с другой стороны расходов на оплату услуг представителя.
На основании ст. 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении исковых требований Мельникова Е.В. к администрации Саянского района Красноярского края об установлении факта отсутствия намеренного ухудшения жилищных условий, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных издержек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: