Решение по делу № 2-5183/2019 ~ М-5189/2019 от 26.09.2019

Дело №2-5183/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 15 октября 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Конышева К.Е.,

при секретаре Николаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубковой Анастасии Владимировны к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Зубкова А.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты> она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но до настоящего времени жильем не обеспечена.

Истец Зубкова А.В., ее представитель Шерстнев В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Истец пояснила, что согласна с установлением срока для исполнения решения суда до <данные изъяты>.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Рустамова Г.Р. в судебном заседании возражала против иска по доводам, изложенным в отзыве на иск. В случае удовлетворения иска просила установить срок для исполнения решения суда до <данные изъяты>.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов дела следует, что Зубкова А.В. родилась <данные изъяты>. Мать истца Зубкова Н.Б. умерла <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>; отец истца Титов В.М. умер <данные изъяты> умер <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о смерти I-<данные изъяты>. Согласно акту администрации Килемарского муниципального района №<данные изъяты> от <данные изъяты> в отношении несовершеннолетнего истца установлена опека в связи со смертью отца и состоянием здоровья матери (в силу которого не может заниматься воспитанием детей, имеет инвалидность 1 группы).

Следовательно, истец относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

01.09.2014 вступил в силу Закон Республики Марий Эл от 28.04.2013 №13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями», которым органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл наделены отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Среди прочих соответствующими отдельными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола».

По смыслу вышеприведенного п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства указанной категории лиц. Следовательно, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений (ранее она с <данные изъяты> состояла в аналогичном списке по месту жительства в Килемарском муниципальном районе).

До настоящего времени жилое помещение истцу ответчиком не предоставлено. Факт нахождения истца в списке детей-сирот, наличие оснований для нахождения в данном списке подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

При таких обстоятельствах и изложенном правовом регулировании, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что у истца имеется право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Ответчик данное право истца не оспаривает, вместе с тем указывает на необходимость соблюдения очередности.

Как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Вместе с тем, ни положениями Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, ни положениями Закона Республики Марий Эл от 10.12.2012 № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривается установление какой-либо очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие свободных помещений в специализированном жилом фонде также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку реализация жилищных прав истца по смыслу закона не ставится в зависимость от данных обстоятельств, правового значения они не имеют, равно как и не подтверждаются материалами дела.

Поскольку жилое помещение истцу не предоставлено, суд полагает, что несостоятельными доводы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об отсутствии факта нарушения прав истца.

При установленных выше обстоятельствах и приведенном правовом регулировании суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Ответчик в ходе разбирательства просил установить срок для исполнения решения суда до <данные изъяты>.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч.2 ст.206 ГПК РФ).

Поскольку истец не возражала против установления такого срока, суд полагает возможным установление срока для исполнения решения суда до <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Зубковой Анастасии Владимировны к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить Зубковой Анастасии Владимировне, <данные изъяты> г.р., благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства в г.Йошкар-Оле в срок до <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Е.Конышев

Мотивированное решение составлено 16.10.2019

2-5183/2019 ~ М-5189/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зубкова Анатсасия Владимировна
Ответчики
Администрация ГО "Город Йошкар-Ола"
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Конышев Константин Евгеньевич
26.09.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2019[И] Передача материалов судье
26.09.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2019[И] Судебное заседание
15.10.2019[И] Судебное заседание
16.10.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее