Дело № 3-26/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2015 года г.Сыктывкар
Верховный Суд Республики Коми, в составе председательствующего судьи Головкова В.Л.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева Н.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Васильев Н.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> В обоснование требований заявитель указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... квадратных метров, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>. Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <Дата обезличена> определена в размере .... <Дата обезличена> подготовлен отчет № <Номер обезличен> об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного ООО "...", по состоянию на <Дата обезличена>, и согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка заявителя составила ... рублей. <Дата обезличена> экспертным советом ООО «...» составлено экспертное заключение № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которым установлено, что вышеуказанный отчет независимого оценщика соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Заявитель полагает, что установленная оценщиками величина рыночной стоимости является достоверной, поэтому кадастровая стоимость участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании заявитель Васильев Н.Г. заявленные требования поддержал, ссылаясь при этом на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заявителя Кубасов М.И., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, при этом пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка истца значительно завышена, что подтверждается отчетом оценщиков, правильность которого подтверждена экспертным заключением ..., установившим полное соответствие произведенной оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности. В соответствии с произведенной оценкой реальная рыночная стоимость указанного земельного участка составила ... рублей, поэтому просит установить указанный размер кадастровой стоимости.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Республики Коми Богоявленская Е.Г. пояснила, что оставляет разрешение требования заявителя на усмотрение суда, при этом представленный заявителем отчет она не оспаривает.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми Малышенко В.В., действующий на основании доверенности, пояснил, что оставляет разрешение дела на усмотрение суда, и с учетом представленных заявителем дополнительных доказательств и сведений, полученных из допроса эксперта, он не оспаривает достоверность изложенных в отчете оценщиков сведений.
Представители заинтересованных лиц Министерства природы Республики Коми, Агентства Республики Коми по управлению имуществом, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили в суд письменные заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания ФИО проводившей оценку рыночной стоимости земельного участка, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование Васильева Н.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из свидетельства о государственной регистрации права от <Дата обезличена> <Номер обезличен> следует, что Васильев Н.Г. является собственником земельного участка, площадью ... квадратных метров, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов.
Заявитель является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от <Дата обезличена> выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлена в размере ....
Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности заявителя, установлена на основании приказа Минприроды РК от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> (далее по тексту – Приказ № <Номер обезличен>), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми" по состоянию на <Дата обезличена>.
Данным Приказом № <Номер обезличен> утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, в размере ....
Согласно отчету № <Номер обезличен> об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленному ООО "...", по состоянию на <Дата обезличена>, рыночная стоимость указанного выше земельного участка установлена в размере ... рублей.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, Васильев Н.Г. обратился с настоящим заявлением, указывая на нарушение своих прав, как собственника объекта недвижимости и плательщика налога на землю, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14, части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, которая в свою очередь устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности (часть 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 255 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 509) установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г., выполненного оценщиками ООО "..." ФИО1 и ФИО являющимися членами Общероссийской общественной организаций "...". Данным отчетом установлена рыночная стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на <Дата обезличена>, в размере ... рублей.
Согласно экспертному заключению Общероссийской общественной организаций " ..." № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, вышеуказанный отчет независимого оценщика соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Кроме того, в судебном заседании была допрошена эксперт ФИО проводившая оценку рыночной стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, которая подтвердила и обосновала выводы, изложенные в вышеуказанном отчете, пояснив при этом, что оценка проводилась в соответствии с Федеральными стандартами оценки и требованиями законодательства об оценочной деятельности. При выборе объектов-аналогов она исходила из стандартов оценки, которыми предусмотрено, что необходимая информация должна быть получена из анализа рынка предложений, и такой анализ был произведен посредством изучения опубликованных объявлений о продаже недвижимости.
Данная позиция эксперта в полной мере соответствует Федеральному стандарту оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, которыми установлено, что анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен (пункт 11 ФСО № 7).
Также подтверждают обоснованность выводов эксперта представленные заявителем в судебное заседание скриншоты публичной кадастровой карты, в которых отражены сведения о земельных участках, расположенных по <Адрес обезличен>, параметры которых максимально приближены к параметрам объектов-аналогов, используемых экспертами при производстве оценки рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, что в совокупности с показаниями эксперта позволяет сделать вывод о достоверности выводов, сделанных в отчете об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, совокупность представленных заявителем доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нем информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости земельного участка, отвечает предъявляемым к нему законодательным требованиям, а потому является допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, при этом данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, равно как и не заявлено ими ходатайств о назначении соответствующей судебной экспертизы.
При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость земельного участка может быть пересмотрена и установлена в размере рыночной стоимости на основании отчета № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г., а потому требование заявителя Васильева Н.Г. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление Васильева Н.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... квадратных метров, категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <Дата обезличена>, в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2015 года.
Председательствующий судья Головков В.Л.
Копия верна: Головков В.Л.