Шамильский районный суд РД Дело № 33-4801/2015
Судья Хайбулаев М.Р.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 ноября 2015 года г.Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой А.М.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Муртазаалиевой П.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашурова А.И. административное дело по апелляционной жалобе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гоготлинская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Гоготлинская СОШ») на решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 5 августа 2015 года по делу по заявлению прокурора Шамильского района РД о признании незаконным бездействия МКОУ «Гоготлинская СОШ» по неустранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений и по несоблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, обязании устранить выявленные нарушения,
установила:
прокурор Шамильского района РД обратился в суд с указанным выше заявлением.
Иск мотивирован тем, что проведенной прокуратурой Шамильского района РД в соответствии с п.5 Приказа Генпрокуратуры РФ от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проверкой об исполнении законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей в муниципальных образовательных учреждениях Шамильского района РД, установлено, что в МКОУ «Гоготлинская СОШ» мероприятия, направленные пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья обучающихся и работников, не ведутся. Так, в МКОУ «Гоготлинская СОШ» отсутствует помещение для охраны, не имеется системы видеонаблюдения вокруг здания школы, а также отсутствует кнопка с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел. В ходе проверки в МКОУ «Гоготлинская СОШ» выявлены существенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология) и в помещении мастерской не установлены умывальные раковины, что является нарушением п.4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10; классные доски не оборудованы софитами, предназначенными для освещения классных досок, не оборудованы светоотражателем, что является нарушением п. 7.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10; в нарушение п.8.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 не обеспечена беспрерывная подача холодной воды в помещения для туалета и не имеются устройства системы подогрева воды.
Считает, что указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.
Просит признать незаконным бездействие ответчика по несоблюдению требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений и законодательства о санитарной безопасности, обязать устранить выявленные нарушения. В случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения обязать администрацию МО МР «Шамильский район» (собственника имущества казенного учреждения) за счет казны МО МР «Шамильский район» в порядке субсидиарной ответственности выделить для МКОУ «Гоготлинская СОШ» денежные средства, необходимые для выполнения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
Решением Шамильского районного суда Республики Дагестан от 5 августа 2015 года требования прокурора Шамильского района РД удовлетворены.
В апелляционной жалобе МКОУ «Гоготлинская СОШ» содержится просьба об отмене постановленного решения по тем основаниям, что общеобразовательное учреждение не располагает необходимыми финансовыми средствами на указанные в решении суда цели. Полагают, что суд должен был определить по чьей вине МКОУ «Гоготлинская СОШ» допущены установленные нарушения.
В своих возражениях исполняющий обязанности прокурора Шамильского района РД И.М. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Дело рассмотрено согласно ст.150 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч.1 ст.308 КАС РФ), заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан А.Ф., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в ст.5 указанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст.5 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.
Это вытекает и из пп.7.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п.5.39 СНИП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 1 сентября 2009 года № 390) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны).
Подобные требования указаны и в письмах Минобрнауки России «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от 12.03.2008 № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343/09 и № ЮС-350/09.
Следовательно, наличие в образовательных организациях помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в МКОУ «Гоготлинская СОШ» мероприятия, направленные на пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья обучающихся и работников, не ведутся
В МКОУ «Гоготлинская СОШ» отсутствует помещение для охраны, отсутствует система видеонаблюдения вокруг здания школы, а также отсутствует кнопка с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.
Так же в ходе проверки в МКОУ «Гоготлинская СОШ» выявлены и существенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология) и в помещении мастерской не установлены умывальные раковины, классные доски не оборудованы софитами, предназначенными для освещения классных досок, не оборудованы светоотражателем, не обеспечена беспрерывная подача холодной воды в помещения для туалета и не имеются устройства системы подогрева воды, что является нарушением СанПиН 2.4.2.2821-10.
В силу ст.120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц учредителем МКОУ «Гоготлинская СОШ» и собственником ее имущества является администрация МО МР «Шамильский район».
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений и законодательства о санитарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.
Указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей.
В соответствии с ч.2 ст.4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: педагогов, учащихся, родителей учащихся и других лиц, которые могут находиться на территории данного образовательного учреждения.
Согласно ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Шамильского района РД.
Довод жалобы о невозможности реализации решения суда ввиду отсутствия надлежащего финансирования в направлении вопросов антитеррористической защищенности образовательного учреждения и соблюдения норм санитарно-эпидемиологического заключения, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Кроме того, как следует из содержания апелляционной жалобы, МКОУ «Гоготлинская СОШ» по существу не отрицая факт наличия выявленных прокуратурой района нарушений и признавая их, указывает об отсутствии вины в допущенных нарушениях, с чем судебная коллегия не может согласиться.
Таким образом, решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законом порядке и которым дана правильная оценка в их совокупности. Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со ст.310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 5 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Ибрагимова
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев