АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-6258/2012
02 мая 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 02 мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уразаевой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (450022, г.Уфа, ул.Гурьевская, 41а, ИНН 0278013588, ОГРН 1030204608653)
к индивидуальному предпринимателю Валиуллину Амирьяну Раяновичу (РБ, Давлекановский район, ИНН 025904651696, ОГРН 305027703300029)
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Давлетов С.Ф. – начальник отдела по доверенности № Д-12/11 от 15.09.2011г., удостоверение ТУ № 00001 от 01.07.2011г.
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Валиуллина Амирьяна Раяновича к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил, что предприниматель Валиуллин Амирьян Раянович имеет лицензию серии ДА № 052027, регистрационный № АСС-02-01112774 от 01.03.2005г., согласно которой предпринимателю разрешается осуществлять перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, со сроком действия до 28.02.2015г. (л.д.18).
Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения АТВ № 117 от 26.01.2012г. проведена плановая выездная проверка индивидуального предпринимателя Валиуллина Амирьяна Раяновича по вопросам соблюдения условий, предусмотренных в лицензии на осуществление пассажирских перевозок, в ходе которой установлено, что предприниматель осуществляет перевозки пассажиров по регулярным маршрутам № 151 «Уфа – Чишмы», № 249 «ВАЗ – Телецентр», № 290 «Иглино – Телецентр» с нарушением условий лицензирования, в том числе:
- не организован учет дорожно-транспортных происшествий;
- не организована работа по ежемесячной сверке с органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих предпринимателю транспортных средств;
- отсутствуют копии актов обследования оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений, их инженерного оборудования установленным требованиям безопасности движения в процессе эксплуатации на автобусных маршрутах № 151 «Уфа – Чишмы», № 249 «ВАЗ – Телецентр», № 290 «Иглино – Телецентр»;
- отсутствуют паспорта маршрутов автобусных перевозок по регулярным маршрутам № 151 «Уфа – Чишмы», № 249 «ВАЗ – Телецентр», № 290 «Иглино – Телецентр», график (расписание) движения.
Управление пришло к выводу о нарушении предпринимателем Валиуллиным А.Р.:
- подп. «б» п.4 Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства от 30.10.2006г. № 637;
- пункта 4 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. № 647;
- пунктов 5.2.1-5.2.3, 4.15-4.18 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2.
Результаты проверки зафиксированы актом № 2572/009 от 15.03.2012г., протоколом об административном правонарушении № 01-12-79п от 15.03.2012г. о совершении индивидуальным предпринимателем Валиуллиным А.Р. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
На основании ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Валиуллина А.Р. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.24 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.
Статьей 3 названного Федерального закона установлено понятие «лицензионные требования» как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом регламентированы в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства от 30.10.2006г. № 637 (далее Положение о лицензировании), и определяются в выдаваемой лицензии.
В соответствии с подп. «б» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с п.4 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. № 647 владельцами транспортных средств осуществляется учет дорожно-транспортных происшествий.
У предпринимателя Валиуллина А.Р. журнал учета дорожно-транспортных средств, а также информация и сведения об учете дорожно-транспортных средств с участием принадлежащего транспорта отсутствует.
Пунктами 15-18 вышеназванных Правил установлено, что владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
В нарушении данного требования предпринимателем Валиуллиным А.Р. не организована работа по ежемесячной сверке с органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих ему транспортных средств.
В соответствии с п.4.15-4.18 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997г. с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяется на основании:
- информации о маршруте, представляемой владельцем автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров на обследуемом маршруте;
- данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;
- сведений о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами Государственной автомобильной инспекции;
- непосредственного обследования, путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.
Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности (пункт 4.1 настоящего Положения) в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте.
Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.
В нарушение указанных норм у предпринимателя Валиуллина А.Р. отсутствуют копии актов обследования оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений, их инженерного оборудования установленным требованиям безопасности движения в процессе эксплуатации на автобусных маршрутах № 151 «Уфа – Чишмы», № 249 «ВАЗ – Телецентр», № 290 «Иглино – Телецентр».
В соответствии с п.5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
В нарушение данного требования предпринимателем Валиуллиным А.Р. не составлены и не утверждены паспорта на обслуживаемые маршруты регулярных перевозок № 151 «Уфа – Чишмы», № 249 «ВАЗ – Телецентр», № 290 «Иглино – Телецентр».
В соответствии с п.5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
В нарушение данного требования предпринимателем Валиуллиным А.Р. не разработаны графики (расписание) движения по регулярным автобусным маршрутам № 151 «Уфа – Чишмы», № 249 «ВАЗ – Телецентр», № 290 «Иглино – Телецентр».
Согласно ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу примечания к ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
В данном случае вина предпринимателя Валиуллина А.Р. заключается в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о лицензировании и безопасности дорожного движения.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Предприниматель Валиуллин А.Р., нарушив требования законодательства в области безопасности дорожного движения и регулирования перевозки пассажиров автотранспортом, допустил нарушение лицензионных условий.
Нарушение лицензионных условий является основанием для применения административной ответственности, установленной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки № 2572/009 от 15.03.2012г., протоколом об административном правонарушении № 01-12-79п от 15.03.2012г. и не отрицается самим предпринимателем.
С учетом изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения предпринимателя Валиуллина А.Р. к административной ответственности, поскольку в действиях ответчика имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Дифференцированный размер санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не препятствует суду избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
В соответствии со ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Предприниматель Валиуллин А.Р. ранее привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2011г. по делу № А07-13400/2011, от 16.04.2012г. по делу № А07-2421/2012, что является отягчающим вину обстоятельством по делу.
С учетом приведенных выше обстоятельств, учитывая, что предприниматель Валиуллин А.Р. ранее привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, суд избирает наказание в виде наложения штрафа в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 0278013588, ОГРН 1030204608653) удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Валиуллина Амирьяна Раяновича к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить индивидуальному предпринимателю Валиуллину Амирьяну Раяновичу (23.01.1978 года рождения, в д.Старо-Мрясево Давлекановского района Республики Башкортостан, адрес: г.Уфа, ул.Космонавтов, д.11, кв.40, ИНН 025904651696, ОГРН 305027703300029) административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по РБ (УГАДН по РБ)
р/с 40101810100000010001
в ГРКЦ НБ г.Уфы в УФК по РБ
КБК 106 116 90040 04 6000 140
БИК 048073001
ИНН Получателя 0278013588
КПП Получателя 027801001
ОКАТО 80401000000
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.