Дело №2-155/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2015 года г.Орёл
Заводской районный суд г.Орла в составе
председательствующего судьи Кальной Е.Г..
при секретаре Махутдиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кузнецов В.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.Н. первоначально обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указал, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал матросом на промысловых судах (информация скрыта), с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал электросварщиком ручной сварки (информация скрыта)». Обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, в чем ему было отказано в связи с отсутствием права. Полагает отказ незаконным. Условия международного договора от (дата обезличена) между Российской Федерацией и Эстонской Республикой не должны ухудшать условия реализации права на пенсионное обеспечение. Статья 7 международного договора определяет суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территории третьего государства, каждая сторона исчисляет назначение пенсии соответственно стажу, приобретенному на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Просил включить период работы в (информация скрыта)» с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности электросварщика ручной сварки; с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности матроса промысловых судов Эстрыбпром СССР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Обязать ответчика назначить Кузнецову В.Н. пенсию с даты первичного обращения.
В процессе рассмотрения дела Кузнецов В.Н. неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил включить период работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности матроса промысловых судов (информация скрыта) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ответчика назначить Кузнецову В.Н. пенсию с даты первичного обращения с (дата обезличена) года; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по старости с учетом включения периода работы истца в Эстрыбпром СССР с (дата обезличена) по (дата обезличена) в общий трудовой стаж.
В судебном заседании представитель Кузнецова В.Н. по доверенности Чупрунова Т.А. уточненные исковые требования поддержала. Пояснила, что в целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе определять механизм реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретений права на пенсию отдельным категориям граждан. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда по Списку №2 перечень производств и профессий составлен по производственному признаку. Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в СССР, РСФСР, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения от 4.10.1991 года №190 гласит, что периоды работы за границей до 1991 года зачисляются в трудовой стаж автоматически, без каких-либо условий и ограничений. Договор от 14.07.2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой предусматривает развитие сотрудничества между двумя странами в области пенсионного обеспечения и согласно ст.5 п.1 данного договора при назначении пенсии учитываются периоды пенсионного стажа на территориях Договаривающихся сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. При этом подсчет и подтверждение стажа осуществляются согласно законодательству той стороны, которая назначает пенсию, по месту проживания гражданина.
Кузнецов В.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что с (дата обезличена) годы работал матросом в Эстонском (информация скрыта)». Работал в плавсоставе на промысловых судах (типа РТМСК, РТМС) по добыче и обработке рыбы морского флота. Навигационный период длился в течение всего года, работал полный рабочий день, простоев в работе не было. Суда на которых он работал не находились в отстое, на консервации. Занимался рыбообработкой. Предоставлялись отгулы. Так как 188 суток находились в море. И там не было выходных. Отгулы уже были оплачены. Пояснил, что условия труда были тяжелые. Также пояснил, что в июне 2012 года он пришел в Управление Пенсионного фонда, обратился к специалисту с вопросом, что ему положено установление трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с работой в тяжелых условиях труда. Специалист посмотрела трудовую книжку. Сказала, что право на досрочное назначение пенсии он не имеет. Посоветовала обратиться за нескольео месяцев до достижения возраста 60 лет. Не сказала, что нужно написать заявление, а сказала, что право на пенсию у истца ещё не наступило, поэтому ему нужно будет прийти позже.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалева Н.Л. уточненные исковые требования Кузнецова В.Н. не признала в полном объеме. Пояснила, что основополагающими законодательными актами, устанавливающими условия и нормы пенсионного обеспечения, являются федеральные законы от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях В Российской Федерации» и от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации. К числу международных договоров относится Договор между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 года. Договор распространяется на трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии. При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР, ЭССР. Каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию соответственно стажу, приобретенному на её территории. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся сторон, суммируется как общий пенсионный стаж. Это означает, что при назначении досрочной пенсии по российскому законодательству пенсионный стаж, приобретенный по определенной специальности, или по определенной должности, или в определенных условиях на территории Эстонской Республики, не суммируется. Данный стаж подлежит суммированию только как страховой стаж и общий трудовой стаж. Российская сторона устанавливает пенсию только с учетом специального стажа на её территории. Каждая сторона назначает пенсию по законодательству, действующему на её территории.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Кузнецов В.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Письмом ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ на территории Российской Федерации. Не были включены в стаж работы периоды работы в должности матроса в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы Эстонского производственного объединения рыбной промышленности Эстрыбпром.
Отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ссылались на то, что при назначении пенсии по российскому законодательству пенсионный стаж, приобретенный по определенной специальности, или в определенной должности, или в определенных условиях на территории Эстонской республики (ЭССР) к специальному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР), не суммируется. Данный стаж подлежит суммированию только как страховой стаж и общий трудовой стаж.
Суд полагает отказ ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области во включении периода работы истца в должности матроса в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы Эстонского производственного объединения рыбной промышленности Эстрыбпром незаконным по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (пункт 1).
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (пункт 2).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии до введения в действие нового правового регулирования, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 указанного закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 10 указанного закона предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно Договору между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенному 14 июля 2011 года, данный договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со ст. 2 настоящего Договора.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 6 Договора от 14.07.2011 каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Пунктом 9 статьи 30 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Основываясь на названных предписаниях, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 N 70 утвердило разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Закона N 173-ФЗ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990.
В соответствии со статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из трудовой книжки Кузнецова В.Н. с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал учеником слесаря, слесарем по вентиляции второго разряда на Орловском часовом заводе; с (дата обезличена) по (дата обезличена) проходил службу в рядах Советской армии; с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал помощником мастера, чистильщиком на Орловской трикотажной фабрике; с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал плотником в (информация скрыта)»; с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал слесарем-сборщиком, резчиком металла в (информация скрыта) (информация скрыта)»; с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал слесарем-трубопроводчиком, мастером по ремонту канализации в Орловском отделении Московской железной дороги, с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал матросом в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности (информация скрыта); с (дата обезличена) по (дата обезличена) работал электросварщиком в (информация скрыта)
Обращаясь в суд с иском, Кузнецов В.Н. ссылался на то, что он имеет право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости по п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не мене 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в ст. 10 и п. "б" ст. 12 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и в иных предшествующих ему законах.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается им с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
В силу ст. 27 п.2 данного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, а за время работы до 01.01.1992 г. - Список N 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173.
Согласно раздела XXIV "Пищевая промышленность", подраздел 17 "Добыча и обработка рыбы. Плавсостав", Списка N 2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", право на досрочное пенсионное обеспечение имеет "Плавсостав рыболовных, краболовных, китобойных, зверобойных, поисковых судов и флотилий, рефрижераторов - производственных, плавающих в океанах и морях: матросы, занятые ловом и обработкой рыбы, морзверя, крабов и морепродуктов".
В обоснование отказа пенсионный орган ссылался на то, что при назначении досрочной трудовой пенсии по российскому законодательству стаж работы в особых условиях труда, приобретенный на территории Эстонской Республики (ЭССР) к специальному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР) не суммируется. Данный стаж подлежит суммированию только как страховой стаж и общий трудовой стаж, в соответствии с п. 3 ст. 5 Договора от 14.07.2011 года.
В связи с указанным в специальный стаж истца не был включен период работы на территории Эстонской Республики с 5.05.1983 года по 13.05.1992 года.
Спорный период работы истца охватывается двумя периодами: периодом работы в Советском Союзе в Эстонской ССР и периодом работы после распада СССР в иностранном государстве - Эстонской Республике.
Спорным является период работы истца, в том числе и до 1991 года, то есть в период действия нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение на всей территории СССР.
Согласно архивной справке, выданной государственным архивом Эстонии Кузнецов В.Н. работал в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности «Эстрыбпром» (образовано на основании приказа (номер обезличен) от (дата обезличена) ВРПО ЗАПРЫБА, в последующем Эстрыбпром реорганизовано в ГАО «Океан» на основании постановления Правительства Эстонской Рспублики (номер обезличен) от (дата обезличена) года) с (дата обезличена) по (дата обезличена) года. Работал в плавсоставе на промысловых судах (типа РТМС, БМРТ, РТМСК) по добыче и обработке рыбы морского флота матросом. Представлена выписка на промысле по рейсам, а также отгулы: с (дата обезличена) по (дата обезличена) + 28 дней отгулов; с (дата обезличена) по (дата обезличена) + 28 дней отгулов, с (дата обезличена) по (дата обезличена) + 30 дней отгулов, (дата обезличена) по (дата обезличена) + 32 дней отгулов, с (дата обезличена) по (дата обезличена) + 30 дней отгулов, с (дата обезличена) по (дата обезличена) + 25 дней отгулов, с (дата обезличена) по (дата обезличена) + 28 дней отгулов, с (дата обезличена) по (дата обезличена) +29 дней отгулов, с (дата обезличена) по (дата обезличена) +30 дней отгулов, с (дата обезличена) по (дата обезличена) +30 дней отгулов, с (дата обезличена) по (дата обезличена) +43 дня денежной компенсации, с (дата обезличена) по (дата обезличена) +50 дней денежной компенсации.
Навигационный период рыбопромысловых судов длился в течение всего года, занятость была в течение полного рабочего дня, без совмещения профессий, периоды отпусков предоставлялись согласно закону. Эти суда не находились в отстое, на консервации, а также не находились длительное время у причальной стенки. Рыбопромысловые суда не относятся к служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, а также судам постоянно работающим на акватории порта» (л.д. ).
В соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах.
Таким образом, судом установлено, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) истец работал в Эстонском рыбопромышленном производственном объединении Эстрыбпром, в плавсоставе на промысловых судах (типа РТМС, БМРТ, РТМСК) по добыче и обработке рыбы морского флота в должности матроса, и был занят полный рабочий день. В соответствии Постановлением Совмина СССР от (дата обезличена) N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", работа в данной должности дает право Кузнецову В.Н. на досрочное пенсионное обеспечение.
Ответчик в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств в обоснование своих возражений на исковые требования и в опровержение объяснений истца и представленных им доказательств.
Материалы дела не содержат сведений о том, что промысловые суда, на которых работал истец, в указанный период находились в отстое, консервации либо длительное время стояли у причальной стенки в ожидании выхода в плавание.
При наличии таких данных, суд приходит к выводу о том, что работы, выполнявшиеся истцом до 1.12.1991 г., предусмотренные Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых давала право на государственную пенсию на льготных условиях, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. за N 1173, засчитываются в специальный стаж работы истца.
Таким образом, из анализа представленных архивных справок, суд приходит к выводу что период работы истца с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Эстонском рыбопромышленном производственном объединении Эстрыбпром, в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы морского флота в должности матроса, составляет более 6 лет и 3 месяцев, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об оценке пенсионных прав Кузнецова В.Н. в соответствии с требованиями международного соглашения, суд находит несостоятельными.
Действительно, в силу ч. 2 ст. 1 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Согласно п. 3 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Вместе с тем, данный пункт не содержит указание на то, что запрещается суммирование специального трудового стажа, приобретенного на территории ЭССР и РСФСР, необходимого для назначения пенсии на льготных условиях.
Суд полагает, что пенсионный стаж, приобретенный на территориях ЭССР и РСФСР суммируется как общий пенсионный стаж, только в том случае, если в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на территории обеих государств не возникает право на получение льготной (досрочной) трудовой пенсии по старости.
Иное толкование указанной нормы закона приведет к нарушению пенсионных прав граждан, которые в период осуществления трудовой деятельности на территории РСФСР и ЭССР имели право на льготную пенсию по старости и вправе рассчитывать на гарантированное государством, в тот период времени, пенсионное обеспечение вне зависимости от изменения в последующем законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения в каждом из вновь образованных государств.
Поскольку истец проработал на работах с тяжелыми условиями труда более 6 лет 3 месяц, то есть больше половины установленного законом срока, то он имеет право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 2 года, то есть с 58 лет.
Также подлежат удовлетворению и требования истца о включении периода работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Эстонском рыбопромышленном производственном объединении Эстрыбпром, в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы морского флота в должности матроса в общий трудовой стаж по вышеуказанным основаниям.
Истцом заявлены требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с (дата обезличена) года, то есть со дня возникновения права на неё.
В силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Из разъяснений, содержащихся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", следует, что в том случае, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Системное толкование вышеназванных положений закона, а также правовая позиции, изложенная в пункте 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, позволяют сделать вывод о том, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
При этом, из анализа указанных положений закона следует, что когда гражданину было отказано в досрочном назначении пенсии, но впоследствии решением суда такое право гражданина установлено, пенсия подлежит назначению с момента первоначального обращения за назначением пенсии в пенсионные органы, но не ранее дня возникновения права на указанную пенсию, поскольку обстоятельства приобретения права на досрочную пенсию установлены решением суда, имеющим обязательную силу и не нуждающимся в подтверждении какими-либо дополнительными документами.
Как установлено по делу, право на назначение досрочной трудовой пенсии, с учетом включения Кузнецову В.Н. в специальный стаж указанных выше периодов, возникло у истца (дата обезличена) года, то есть по достижении возраста 58 лет.
Между тем, судом при рассмотрении дела было также установлено, что (дата обезличена) истец обращался в ГУ -УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области для получения консультации по вопросу оценки пенсионных прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона от (дата обезличена) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При его обращении сотрудником пенсионного органа ему было необоснованно разъяснено, что право на досрочное назначение пенсии за работу в тяжелых условиях труда в должности матроса он не имеет. Ему было разъяснено, что он имеет право обратиться с заявлением о назначении пенсии за несколько месяцев до исполнения ему 60 лет.
В последующем Кузнецов В.Н., узнав, что ему сотрудником пенсионного органа была дана неверная информация о времени возникновения у него права на назначение пенсии, неоднократно обращался в Пенсионный фонд, с заявлением обратился (дата обезличена) года.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от (дата обезличена) N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность страховщика (Пенсионный Фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы) бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании.
При этом на момент обращения истца (дата обезличена) за консультацией в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в у истца имелось право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, Кузнецов В.Н. по причине ненадлежащего выполнения пенсионным органом обязанности по его консультированию, как застрахованного лица, не смог воспользоваться своим правом на своевременное обращение с заявлением о назначении трудовой пенсии.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований Кузнецова В.Н. о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости со дня возникновения права на нее, то есть с (дата обезличена) года.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку исковые требования Кузнецова В.Н. подлежат удовлетворению, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию возврат государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.2 ░.1 ░░.27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №173-░░ ░░ 17.12.2001 ░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 5 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░