Решение по делу № 2-115/2019 (2-1351/2018;) ~ М-1210/2018 от 06.11.2018

Дело № 2-115/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2019 года                                                                           г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи                                              Терновой Ю.В.,

при секретаре                                                                         Батоболотовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забаровский А.С. к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкалькому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании незаконным решения, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в его пользовании на условиях аренды находится земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край, г.Шилка, ул.Южная, д.13 с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, предназначен для строительства индивидуального жилого дома на основании разрешения Администрации ГП «Шилкинское». Для производства строительства дома истцом был приобретен строительный материал – пиломатериал (брус, доска, брусок) на общую сумму 203 634 по договору купли-продажи от 14.06.2010 года, оконные блоки, дверные блоки на общую сумму 16 600 рублей, мателлопрофиль, металлочерепица на общую сумму 17 180 рублей. 08 июля 2018 года на территории г.Шилка муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего пострадал его земельный участок и находящийся на нем строительный материал, купленный для строительства дома. В результате ЧС были утрачены пиломатериал (брус, доска, брусок), оконные и дверные блоки, которые были смыты водным потоком с прорывом забора (ограждения) с полной утратой и восстановлению не подлежат. Металлопрофиль, металлочерепица в результате произошедшего наводнения и воздействия воды были повреждены и восстановлению не подлежат. Общий ущерб истец оценивает на сумму 237 414 рублей. При обращении в Администрацию ГП «Шилкинское» с заявлением о включении истца в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, социальной компенсации в связи с тем, что он пострадал в период чрезвычайной ситуации в июле 2018 года, ему отказано ввиду отсутствия построенного жилого дома, отсутствия регистрации по адресу: г.Шилка, ул. Южная, д.13. При обращении в органы местного самоуправления с заявлением о проведении обследования земельного участка и предоставления документов для признания его пострадавшим, истцу отказано. При этом, фактически, он постоянно находился в зоне подтопления и понес потерю урожая и имущества – строительного материала. Просит признать незаконным решение администрации муниципального района «Шилкинский район» об отказе в выплате компенсации финансовой помощи Забаровскому А.С.. Признать истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года. Обязать Администрацию ГП «Шилкинское», Администрацию МР «Шилкинский район», Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Забаровского А.С. ущерб в сумме 237 414 рублей – федеральное взыскание за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

В судебном заседании истец Забаровский А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации МР «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, в иске отказать.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, признать Правительство ненадлежащим ответчиком, в иске отказать.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что истец не подлежит включению в категорию граждан, имеющих право на единовременные выплаты, в связи с отсутствием предусмотренных законом условий. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года №502, в полномочия Министерства признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости не входит.

Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где просил дело рассмотреть в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку утраченное со слов истца имущество в виде строительных материалов не относится к имуществу первой необходимости. Истцом не представлено доказательств утраты имущества в виде строительного материала. Пригодное для проживания жилое строение на земельном участке отсутствует. УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком, так как указанные списки не составляет и не согласовывает, выплаты компенсации по утрате имущества вследствие чрезвычайных ситуаций не производит.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором привел нормы законодательства, устанавливающие критерии возникновения у граждан, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, права на получение компенсаций, просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому они являются ненадлежащим ответчиком по делу, принятыми нормативно-правовыми актами обязанность по обеспечению целевого расходования бюджетных средств, выделенных для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, просил в иске отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Свидетель Кунгуров Е.А. суду пояснил, что проживает в доме по соседству с земельным участком Забаровского А.С.. 08 июля 2018 года во время паводка он находился дома и видел, как с земельного участка Забаровского А.С. потоком воды снесло забор и унесло пиломатериал, предназначенный для строительства дома. Частично стройматериал удалось поймать, он был весь в грязи.

Свидетель Шмакотин А.Ю. суду пояснил, что проживает в доме по соседству с земельным участком Забаровского А.С.. 08 июля 2018 года во время паводка потоком воды забор, ограждающий земельный участок Забаровского А.С., смыло. Стройматериал на земельном участке Забаровского был придавлен досками, однако, от напора воды доски поплыли в сторону его участка. Он прибил часть досок к берегу и привязал к кустам, чтобы они не уплыли. Часть досок унесло водой. Спустя 2-3 недели, когда вода спала, Забаровский привязанные им доски забрал.

Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).

Правительством Забайкальского края нормативного акта об осуществлении денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, в связи с произошедшим наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года, не принято.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред. от 30.05.2018 года) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила).

В силу п.1 Правил, они устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В силу п.1 (1) Правил понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"имущество первой необходимости" - минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;

предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);

предметы мебели для сна - кровать (диван);

предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);

предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Согласно п.2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

а) проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению N 1;

б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 2;

в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки);

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека);

е) выплата единовременного пособия:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека);

ж) проведение федеральными государственными учреждениями судебно-медицинской экспертизы высокотехнологичных молекулярно-генетических исследований при проведении судебно-медицинской экспертизы биологических объектов, транспортировка биологического материала для проведения указанных исследований, а также эвакуация и оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии с п.2(1) Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В силу п. 2(2) Правил критериями утраты имущества первой необходимости являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

Судом установлено, что Забаровскому А.С. по договору аренды Администрацией МР «Шилкинский район» предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край, г.Шилка, ул.Южная, д.13, что подтверждается договорами аренды земельного участка №720 от 24.10.2013 года, №6 от 12.01.2015 года. Указанный земельный участок имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

19 июня 2014 года Администрация ГП «Шилкинское» выдала Забаровскому А.С. разрешение на строительство дома по адресу: г.Шилка, ул.Южная, д.13 сроком до 19.06.2024 года.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация». Улица Южная, 13 находилась в зоне затопления.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 09.07.2018 года №293 создана межведомственная комиссия по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий граждан от 23.07.2018 года, проведенного по адресу: г.Шилка, ул.Южная, д.13 следует, что жилой дом на участке не построен, пострадал стройматериал, водой унесло более 5 кубов стройматериала, частично сломан забор (профлист 4 листа).

Администрацией МР «Шилкинский район» Забаровскому А.С. было отказано во включении в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: г.Шилка, ул.Южная, д.13.

В обоснование своих доводов истцом представлены документы, свидетельствующие о приобретении Забаровским А.С. пиломатериала, дверных и оконных блоков, бруса и досок, заявлен ущерб на общую сумму 237 414 рублей.

Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Так, законом не предусмотрено возмещение ущерба, наступившего в результате чрезвычайной ситуации без вины ответчика в полном размере за счет средств бюджета. По смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда предусмотрена лишь лицом причинившим вред, в то время как вина ответчиков в причинении ущерба не доказана, произошедшее затопление является природным катаклизмом (стихийным бедствием). Прямых противоправных действий со стороны ответчиков в отношении имущества истца не установлено.

Федеральный закон от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и подзаконные акты, принятые в соответствии с указанным Законом, не предусматривают полного возмещения вреда, причиненного гражданам в результате чрезвычайной ситуации, а регламентируют порядок, условия и размеры компенсационных выплат, являясь мерой социальной поддержки государства пострадавшим гражданам в результате ЧС.

Так, указанными нормами предусмотрено выделение бюджетных средств для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение таких мероприятий как оказание гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).

Между тем, как следует из материалов дела, истец утрату имущества первой необходимости не понес. Строительный материал, располагающийся на земельном участке, предоставленному истцу для строительства жилого дома, к таковому имуществу не относится.

Жилой дом на данном земельном участке не построен, регистрации по месту жительства по данному адресу истец не имеет, на момент паводка постоянно по указанному адресу не проживал.

Таким образом, администрация ГП «Шилкинское» правомерно не включила истца в списки граждан на оказание указанных выше компенсационных выплат.

Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Забаровский А.С. к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «<адрес>», <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкалькому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании незаконным решения, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд.

Председательствующий                                                     Терновая Ю.В.

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2019 года.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела №2-115/2019 Шилкинского районного суда Забайкальского края.

2-115/2019 (2-1351/2018;) ~ М-1210/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Забаровский Александр Сергеевич
Ответчики
МЧС России по Забайкальскому краю
Министерство финансов Забайкальского края
Администрация МР Шилкинский район
Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края
УМВД России по Забайкальскому краю
Администрация г/п Шилкинское
Правительство Забайкальского края
Суд
Шилкинский районный суд
Судья
Терновая Ю.В.
06.11.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2018[И] Передача материалов судье
09.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2018[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.12.2018[И] Предварительное судебное заседание
10.01.2019[И] Судебное заседание
16.01.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2019[И] Дело оформлено
04.09.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее