судья Гурман З.В.
дело № 33-2743 поступило <...> г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2012 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Куницыной Т.Н.,
судейколлегии Казанцевой Т.Б., Васильевой С.Д.
при секретаре Санкировой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску Батуевой О.В. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о возложении обязанности по предоставлению денежной субсидии на приобретение жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Семеновой Г.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19 июля 2012 г., которым исковые требования Батуевой О.В. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения Батуевой О.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Батуева обратилась в суд с иском к Республиканскому агентству по делам семьи и детей, в котором просила обязать ответчика предоставить денежную субсидию на приобретение жилого помещения.
В обоснование своих требований Батуева ссылалась на то, что в <...> г. в несовершеннолетнем возрасте осталась сиротой. Из <...> она вынуждена была выехать к своей тёте в <...>. Опекуном ей никто не назначался. До <...> г. она обучалась в <...> школе-интернате, затем до <...> г. обучалась в <...>. Считает, что по вине органа опеки и попечительства, который не принял мер к выявлению ребенка-сироты и не оказал помощь в реализации жилищных прав, она была лишена возможности встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот до достижения 23 лет.
Представитель ответчика Семенова возражала против иска, полагая, что в связи с достижением Батуевой 23-летнего возраста у неё отсутствует право на внеочередное обеспечение жильем.
Районный суд требования Батуевой признал обоснованными и иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Семенова просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований Батуевой. Полагает, что достижение истицей 23-летнего возраста является основанием для отказа в удовлетворении иска. Считает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что постановка на учет для обеспечения жилым помещением лиц по категории «ребенок-сирота» возможны только с соблюдением установленного заявительного порядка. У Батуевой, по мнению представителя ответчика, имелась возможность в возрасте от 18 до 23 лет самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства для постановки на учет.
В заседание судебной коллегии представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей не явился.
Батуева просила оставить решение суда без изменения.
Выслушав истца, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Частью 2 ст. 32 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004г. № 899-III «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.
Согласно п. 11 Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия № 102 от 31.03.2005 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Положение), дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, однократно обеспечиваются жилой площадью в форме предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств республиканского и (или) федерального бюджета.
Из приведенных правовых норм следует, что Закон распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших 23 лет, и право на обеспечение жилой площадью у таких детей возникает после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждения, в том числе в учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем достижение 23-летнего возраста не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечение жильем.
Как было установлено судом первой инстанции, Батуева в несовершеннолетнем возрасте не была постановлена в установленном порядке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация школы-интерната не предприняла никаких мер по постановке истицы на данный учет.
Организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу ст. 123 Семейного кодекса РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.
В нарушении указанных норм орган опеки и попечительства Селенгинского района РБ и администрация школы-интерната, не предприняли никаких мер по выявлению ребенка-сироты, по постановке её на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что гарантированная социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истицей не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.
Довод жалобы о заявительном характере судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку Батуева уже достигла предельного возраста, при котором возможны постановка на учет.
Однако, принимая во внимание причину, по которой Батуева не была поставлена своевременно на такой учет, обеспечение жильем истицы должно миновать стадию постановки на учет.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что суду первой инстанции в целях своевременного и правильного исполнения решения надлежало указать расчетную норму общей площади для расчета средств на приобретение жилья, которая согласно п. 12.3 Положения составляет на одного гражданина из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, 33 кв. м.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19 июля 2012 г. дополнить указанием размера расчетной нормы, изложив п. 2 резолютивной части в следующей редакции: Обязать Республиканское агентство по делам семьи и детей выделить Батуевой О.В. денежные средства на приобретение (строительство) жилья, исходя из средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения и расчетной нормы площади жилья не менее 33 кв.м. по месту её жительства - в <...>.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Куницына Т.Н.
Судьи Казанцева Т.Б.
Васильева С.Д.